Судья Веселкова Т.А. Дело № 33-6836/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Микушевой А.И.,
рассмотрев в судебном заседании 10 ноября 2016 года дело по апелляционной жалобе Стожиловой Т.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 сентября 2016 года, которым отказано Стожиловой Т.В. в иске к ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми о признании незаконным отказа в регистрации заявления Стожиловой Т.В. от <Дата обезличена> на получение путевки на санаторно-курортное лечение с правом бесплатного проезда в ... году с приложенной к нему справкой <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, об обязании зарегистрировать заявление от <Дата обезличена> на получение путевки на санаторно-курортное лечение с правом бесплатного проезда в ... году с приложенной к нему справкой <Номер обезличен> от <Дата обезличена> с регистрационным номером входящей корреспонденции с указанием порядкового номера в общей очереди за ... год с даты подачи заявления от <Дата обезличена>,
заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения истца Стожиловой Т.В., представителя ответчика Прудниковой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Стожилова Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Региональное отделение ФСС РФ по Республике Коми о признании незаконным отказа в регистрации заявления от <Дата обезличена> на получение путевки на санаторно-курортное лечение с правом бесплатного проезда в ... году с приложенной к нему справкой <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, обязании зарегистрировать заявление от <Дата обезличена> на получение путевки на санаторно-курортное лечение с правом бесплатного проезда в ... году с приложенной к нему справкой <Номер обезличен> от <Дата обезличена> с регистрационным номером входящей корреспонденции с указанием порядкового номера в общей очереди за ... год с даты подачи заявления от <Дата обезличена>.
Суд принял указанное выше решение, на которое истцом подана апелляционная жалоба с требованием об отмене решения в связи с его незаконностью и необоснованностью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что Стожилова Т.В. является инвалидом ... группы с <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> истец обратилась с заявлением в ГУ - Региональное отделение ФСС РФ по Республике Коми о предоставлении в ... году санаторно-курортной путевки, приложив справку для получения путевки по установленной форме от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Согласно уведомлению от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, заявление Стожиловой Т.В. от <Дата обезличена> зарегистрировано под <Номер обезличен> и со справкой от <Дата обезличена> приобщены к заявлению от <Дата обезличена>, очередь на получение путевки - ... (по состоянию на <Дата обезличена>).
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что права и законные интересы истца не нарушены, поскольку в соответствии с регламентом ФСС заявление на получение путевки было зарегистрировано, о чем истцу сообщено.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Предметом заявленных требований Стожиловой Т.В. являлись требования о регистрации заявления на получение путевки с условием присвоения порядкового номера в общей очереди по данному заявлению.
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу п.п. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг входит, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Согласно ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который предусматривает также предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года № 256. Справка для получения путевки действительна в течение 6 месяцев.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Таким образом, нормативно-правовыми актами предусмотрено обращение граждан за предоставлением санаторно-курортной путевки каждый год до 1 декабря текущего года.
Приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 года № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Документами, необходимыми для предоставления территориальными органами Фонда заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме № 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Согласно п. 18 Административного регламента основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют.
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления о предоставлении государственной услуги на санаторно-курортное лечение и документов в территориальных органах Фонда является поступление в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документа (содержащихся в нем сведений), указанных в п. 13 Административного регламента, а также предъявление документов, предусмотренных п. 15 Административного регламента (п. 53 Административного регламента).
Заявление о предоставлении государственной услуги и документы, указанные в п. 13 Административного регламента, а также копии документов, указанных в п. 15 Административного регламента, регистрируются в сроки и в порядке, установленные п. 26 - 33 Административного регламента (пункт 56 Административного регламента).
Должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за выполнение административных действий по приему и регистрации документов, в срок, указанный в п.п. 11.1 Административного регламента, сообщает заявителю о регистрации его заявления и приложенных к нему документов (с указанием даты их регистрации и регистрационного номера) в письменной форме или в электронном виде, если заявление было подано в форме электронного документа (п. 57 Административного регламента).
Основанием для начала административной процедуры рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги и документов и определение наличия или отсутствия оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги является поступление в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и документа (содержащихся в нем сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных п. 13 Административного регламента, а также копий документов, предусмотренных п. 15 Административного регламента (п. 58 Административного регламента).
Должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за установление права заявителя на получение государственной услуги, после поступления заявления о предоставлении государственной услуги и полного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктами 13, 15 Административного регламента, в течение 5 рабочих дней рассматривает представленные документы и выявляет наличие или отсутствие оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 19 Административного регламента (п. 59 Административного регламента).
В случае наличия оснований, указанных в п. 19 Административного регламента, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за установление права заявителя на получение государственной услуги, направляет сообщение заявителю об отказе в предоставлении государственной услуги по почте или в электронном виде (в случае подачи заявителем заявления и документов в форме электронного документа) в течение срока, предусмотренного для рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги в соответствии с п. 59 Административного регламента, с обоснованием причин отказа. Сообщение об отказе в предоставлении государственной услуги подписывается руководителем (заместителем руководителя) территориального Фонда (п. 60 Административного регламента).
Исходя из анализа приведенных нормативных положений, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении, - это юридический факт. Он обуславливает начало процедуры, в рамках которой путевки должны предоставляться гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Таким образом, истец имеет право на получение санаторно-курортной путевки по заявлению от <Дата обезличена>, при этом номер очереди подлежит присвоению, исходя из даты обращения.
Проанализировав положения закона, регулирующие спорные правоотношения применительно к установленным обстоятельствам по делу, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным отказа в регистрации заявления Стожиловой Т.В. от <Дата обезличена> с присвоением порядкового номера в очереди на получение санаторно-курортной путевки и возложении обязанности зарегистрировать заявление от <Дата обезличена> на получение путевки в ... году с даты подачи заявления от <Дата обезличена>.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 сентября 2016 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
Признать незаконным отказ ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми в регистрации заявления Стожиловой Т.В. от <Дата обезличена> на получение путевки на санаторно-курортное лечение в ... году.
Обязать ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми зарегистрировать заявление Стожиловой Т.В. от <Дата обезличена> на получение путевки на санаторно-курортное лечение в ... году с датой подачи заявления <Дата обезличена>.
Председательствующий
Судьи