Дело № 2-6053-2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕИМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2015 года
Центральный районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Аксёновой Е.С.,
при секретаре Сулимовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по заявлению Замула С.И. о признании незаконным отказа Министерства территориального развития Забайкальского края во включении в список граждан РФ, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара произошедшего на территории Забайкальского края и возложении обязанности включить в список,
установил:
Замула С.И. обратился в суд с выше названным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Он и его супруга постоянно проживали по адресу: <адрес> с 2012 г. Данный дом построен на земельном участке, принадлежащем его дяде Замула С.П., у которого также на данном земельном участке имеется дом, в котором он проживает со своей семьей. Дом заявителей не был надлежащем порядке оформлен в собственность, поскольку находился в стадии строительства, но был пригоден для проживания. Дом был уничтожен пожаром ДД.ММ.ГГГГ Решением Читинского районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания семьи заявителя по адресу <адрес>. При подаче заявления в Министерство территориального развития Забайкальского края о включении в список граждан постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара произошедшего на территории Забайкальского края, заявителю было отказано. Считает данный отказ незаконным, просит обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить его и его супругу в указанный список.
В судебном заседании заявитель доводы изложенные в заявлении поддержал по основаниям, изложенным выше.
Представитель Министерства территориального развития Забайкальского края, в судебном заседании возражала против заявленных требований, считает Министерством принято законное и обоснованное решение по представленным заявителем документам, представила письменные возражения.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из способов защиты нарушенного права.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса
В соответствии с п. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям и действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся в том числе такие, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст.255 ГПК РФ).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» на территории Забайкальского края с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара дом, расположенный по адресу: <адрес>, уничтожен огнем. В указанный доме семья заявителя постоянно проживала, что установлено решением Читинского районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ
Этим же решением суд установил, что на земельном участке, принадлежащем Замула С.П. имелся еще одни дом, в котором проживал Замула С.П. со своей семьей. То есть на одном земельном участке имелось два дома, в котором раздельно проживали две разные семьи.
По факту произошедшего пожара Замула С.И. обратился в Министерство территориального развития Забайкальского края с заявлением о включении его семьи в список граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в жилых помещения, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края (далее - Список), и предоставлении жилого помещения взамен утраченного.
Как следует из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №336-р Министерства территориального развития Забайкальского края заявителю во включении в список отказано.
Считая свои права нарушенными, заявитель оспорил отказ путем обращения в суд.
В качестве основания для отказа в удовлетворении заявления о включении в Список Министерство территориального развития Забайкальского края указало на отсутствие права собственности на утраченное жилье и тот факт, что утраченное жилье не являлось для семьи единственным.
Порядок предоставления мер государственной поддержки пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации 2015 года - пожара, произошедшего на территории Забайкальского края, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры», а также Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации 2015 года, обусловленной установлением сухой ветреной погоды и большим количеством природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края», предусматривающие проведение мероприятий по строительству и восстановлению пострадавших от пожара домов.
Согласно подп. «а», «б», п. 4, п. 9, 11 указанного Постановления Правительства Российской Федерации № трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке, а также гражданам, имеющим документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие жилые помещения, постоянно проживавшим (имеющим постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеющим другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность.
При расчете размеров трансфертов не учитываются граждане, которые помимо утраченного или требующего капитального ремонта жилья имеют в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Меры поддержки граждан осуществляются однократно в отношении одного жилого помещения.
Согласно п. 3, 4 постановления Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ № правом на предоставление жилого помещения в рамках настоящего Порядка обладают граждане, являвшиеся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и которые и все члены семьи которых не имеют в собственности других пригодных для проживания жилых помещений.
В рамках настоящего Порядка под членами семьи гражданина понимаются постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации совместно с ним супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), родители (усыновители) и его внуки.
Жилое помещение гражданам предоставляется один раз в соответствии со списком граждан, формируемым Министерством территориального развития Забайкальского края.
Из материалов дела усматривается, что заявитель Замула С.И. зарегистрирован по адресу: <адрес>. В собственности иного жилья не имеется.
Его супруга зарегистрирована и имеет собственность в виде ? доли жилого помещения по адресу: <адрес>. Исходя из площади дома, в ее собственности находится 7 кв.м. жилого помещения, что ниже учетной нормы на человека.
Сторонами не оспаривалось, что именно при чрезвычайной ситуации в результате пожаров, произошедших в 2015г. у семьи заявителя постоянно проживающих в жилом доме по указанному выше адресу, дом был уничтожен. Как установлено в суде, для заявителя и его супруги жилой дом в котором они постоянно проживали до ДД.ММ.ГГГГ являлся единственным. Данный факт министерство не оспаривало.
Таким образом, заявители на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, утраченного в результате пожара, не являлись.
Следовательно, данная семья не может быть отнесена к категории лиц, которые подлежат включению в такой Список. Соответственно, Министерство правомерно отказало заявителю, ссылаясь на подп.1 п.11 Порядка, поскольку последние не представили документы, указанные в подп.6 п.5 Порядка.
При таких обстоятельствах, оснований полагать отказ Министерства незаконным не имеется.
Вместе с тем, жилое помещение, которое являлось единственным для проживания семьи Замула утрачено в результате чрезвычайной ситуации пожара ДД.ММ.ГГГГ у заявителей был уничтожен жилой дом, в котором они постоянно проживали, иного жилья в собственности заявители не имеют, следовательно, Министерство обязано включить их в список лиц, имеющих право на предоставление утраченного в результате пожара жилья, поскольку пострадавшим лицам не может быть отказано в реализации права на получение меры государственной поддержки гражданам, утратившим единственное жилье в результате чрезвычайной ситуации.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Из изложенного следует, что государством гарантируется предоставление жилья, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Принимая во внимание установленный судом факт постоянного проживания семьи заявителя в доме по адресу: <адрес> и учитывая норматив обеспеченности жилым помещением семьи, установленный решением Думы городского округа г. Чита от ДД.ММ.ГГГГ № (14 кв.м), суд приходит к выводу, что семья заявителя подлежит включению в список лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации произошедшего на территории Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая особые обстоятельства дела, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление удовлетворить частично.
Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить Замула С.И. и членов его семьи в список лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации произошедшего на территории Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда привести к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.
Решение в окончательной форме принято 25 августа 2015 г.
Судья ___________________________ Аксёнова Е.С.