Дело №2-309/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вятские Поляны 09 марта 2016 года
Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:
председательствующего судьи Кирилловых О.В.,
при секретаре Мингажевой Е.Г.,
при участии прокурора Санниковой Е.В.,
представителя МКОУ гимназия г. Сосновки Трусовой Е.В.
представителя МКУ Администрация Вятскополянского района Кировской области Павловой Л.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Вятскополянского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению гимназии г. Сосновка, Муниципальному образованию Вятскополянский муниципальный район в лице администрации МО «Вятскополянский муниципальный район» о признании незаконным бездействия МКОУ гимназия г. Сосновка администрации МО Вятскополянский муниципальный район, выразившееся в неустановлении тахографа на школьный автобус ГАЗ-322132, возложении обязанности на МКОУ гимназия г. Сосновка, администрацию МО Вятскополянский муниципальный район установить тахограф на школьный автобус ГАЗ -322132,
У С Т А Н О В И Л :
Вятскополянский межрайпрокурор в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в Вятскополянский районный суд Кировской области с иском к МКОУ гимназия г. Сосновка, к администрации Вятскополянского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановлении тахографа на школьный автобус и об обязании установить тахограф на школьный автобус. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной межрайпрокуратурой проверки установлено, что в оперативном управлении МКОУ гимназия г.Сосновка на основании постановления администрации Вятскополянского района от (дата) ***, соглашения о закреплении имущества на праве оперативного управления от (дата) имеется школьный автобус ГАЗ - 322132. Постановлением администрации Вятскополянского района от (дата) *** утвержден Устав МКОУ гимназия г. Сосновка. В соответствии с п. 1.8. Устава учредителем МКОУ гимназия г.Сосновка является администрация Вятскополянского района. Собственником имущества, закрепленного за МКОУ гимназия г.Сосновка на праве оперативного управления, является администрация учредитель (п.7.1. Устава). Учитывая, что несоответствие автобуса требованиям законодательства создает угрозу безопасности жизни и здоровью учащихся при перевозке, просит признать незаконным бездействие МКОУ гимназия г. Сосновка, администрации МО Вятскополянский муниципальный район, выразившееся в неустановлении тахографа на школьный автобус ГАЗ – 322132; обязать МКОУ гимназия г.Сосновка, администрацию МО Вятскополянский муниципальный район установить тахограф на школьный автобус ГАЗ-322132.
В судебном заседании Вятскополянский межрайпрокурор отказался от исковых требований о признании незаконным бездействия администрации МО Вятскополянский район и МКОУ гимназия г. Сосновка, о чем представлено заявление. Прокурор Санникова Е.В. поддержала требования Вятскополянского межрайпрокурора в остальной части. Пояснила, что доводы ответчиков об отсутствии необходимости приобретения тахографа несостоятельны, так как причина, по которой не эксплуатируется автобус в настоящее время- это личные потребности школы. Отсутствие водителя не может быть причиной неисполнения требования законодательства. Необходимость установления тахографа возникла еще в 2013г. Сроки его установки неоднократно переносились. О необходимости установления тахографа ответчикам было известно и у них была такая возможность. Им направлялось представление об устранении требований о нарушении закона. Большинство школ нарушения устранило, а в данном случае имеет место бездействие.
В судебном заседании представитель ответчика МКОУ гимназия г. Сосновка Трусова Е.В. требования не признала. Суду показала, что автобус школе передан в оперативное управление. Очень сложно найти водителя из-за низкой заработной платы и серьезных требований к нему: категория «Д». Если бы был принят на работу водитель, меры по установке тахографа были бы предприняты. У тахографа высокая стоимость и расходы на обслуживание. В настоящее время автобус не эксплуатируется и будет ли эксплуатироваться- не известно. Возможно, его передадут в другую школу. Детей подвозят автобусом другой школы.
В судебном заседании представитель МКУ Администрация Вятскополянского района Павлова Л.С требования не признала, пояснила, что в оперативном управлении МКОУ гимназия г. Сосновка на основании постановления администрации Вятскополянского района от (дата). ***, соглашения о закреплении имущества на праве оперативного управления от (дата)., имеется школьный автобус ГАЗ-322132. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств, либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Установлено, что в МКОУ гимназия г. Сосновка школьный автобус ГАЗ 322132 не оснащен тахографом. В настоящее время автобус не эксплуатируется по причине отсутствия водителя. При выявлении транспортных средств, осуществляющих организованную перевозку детей, не оснащенных тахографами, сотрудниками ГИБДД выдаются предписания. Каких-либо предписаний о привлечении к административной ответственности водителей указанных транспортных средств за отсутствие тахографов, подразделением ГИБДД в адрес МКОУ гимназия г. Сосновка, администрации не направлялось. С (дата). по настоящее время перевозка детей не осуществляется по причине отсутствия водителя. Дети МКОУ гимназия г. Сосновка перевозятся на автобусе МКОУ ООШ г. Сосновка. Данный автобус оснащен тахографом согласно п.3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства от (дата). ***. В связи с этим на сегодняшний день необходимость перевозки детей на школьном автобусе МКОУ гимназия г. Сосновка отсутствует. В связи с чем считает, что необходимость в установке тахографа на школьном автобусе ГАЗ-322132 находящемся в оперативном управлении МКОУ гимназия г. Сосновка отсутствует, так как данное транспортное средство не эксплуатируется. Возможно автомобиль будет передан в другую школу. Директор школы имеет полномочия на заключение муниципального контракта на установку тахографа. Школа должна подать заявку в администрацию о необходимости выделения средств на установку тахографа. Администрация через свой сайт находит исполнителя. Если имеются необходимые средства, заключается муниципальный контракт между школой и исполнителем и там указывается срок исполнения договора. Администрация на счет школы перечисляет денежные средства для оплаты приобретения тахографа и его установки.
Заслушав стороны, исследовав письменные документы и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ч.1 ст. 41 и ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья.
Абзацем 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 124-ФЗ от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе поддержки семьи в целях воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
На основании ч.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.
В силу ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
В статье 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, в том числе право на транспортное обеспечение в соответствии со ст. 40 данного Федерального закона (п. 4 ч. 2 ст. 34).
В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, включающие в том числе и обязанность оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года N 1213 установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года N 36 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года N 1213 утверждены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами.
В соответствии с вышеназванным приказом тахографами оснащаются транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2) и превышает 5 тонн (категория М3).
Согласно п. 22.9 Правил дорожного движения Российской Федерации перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Согласно п.3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177, для осуществления организованной перевозки детей используется автобус, оснащенный в установленном порядке тахографом.
Требования об оснащении автобусов для перевозки детей тахографами применяются с 01.07.2015. При этом, в нарушение требований законодательства школьный автобус МКОУ гимназия г.Сосновка ГАЗ -322132 до настоящего времени тахографом не оснащен.
В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичные нормы закреплены п. 10 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования Вятскополянский муниципальный район, утвержденного решением Вятскополянской районной Думы от (дата) ***.
Из материалов дела следует, что МКОУ гимназии г. Сосновка Вятскополянского района (дата) выдана Департаментом образования Кировской области лицензия на право ведения образовательной деятельности с регистрационным номером 000241.
Постановлением администрации Вятскополянского района от (дата) *** утвержден Устав МКОУ гимназия г.Сосновка. Пунктами 1.1 - 1.8 Устава МКОУ гимназия г. Сосновка предусмотрено, что учреждение является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением, созданным муниципальным казенным учреждением – Администрацией Вятскополянского района Кировской области(учредитель) для оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере образования.
Собственником имущества, закрепленного за МКОУ гимназия г.Сосновка на праве оперативного управления, является МО «Вятскополянский район» (п.7.1 Устава).
В соответствии с п. 7.7.9 Устава гимназия заключает муниципальные контракты, иные договоры, исполнение которых осуществляется за счет бюджетных средств, от имени Вятскополянского района в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и не исполненных обязательств.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании в соответствии с постановлением Администрации Вятскополянского района Кировской области *** от 23.08.2012г. «О передаче автобуса» автобус ГАЗ-322132, идентификационный номер <данные изъяты> для перевозки школьников, приобретенный за счет средств федерального бюджета в рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Кировской области в 2012г. в собственность муниципальных образований области для общеобразовательных учреждений, принят в казну муниципального образования Вятскополянский муниципальный район передан в оперативное управление муниципальному казенному общеобразовательному учреждению гимназии г. Сосновка Вятскополянского района. МКОУ гимназия г. Сосновка Вятскополянского района предписано использовать по назначению и обеспечить сохранность автобуса в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с актом о закреплении имущества за муниципальным образовательным учреждением гимназией г. Сосновка на праве оперативного управления от (дата)г. и соглашением о внесении дополнений в акт о закреплении имущества на праве оперативного управления от 22.11.2007г. от 24.08.2012г. в перечень имущества, закрепленного на праве оперативного управления включен автобус для перевозки школьников ГАЗ 322132 идентификационный номер <данные изъяты>.
В соответствии с техническими характеристиками автобуса ГАЗ-322132 общее число мест его – 12.
Таким образом, автобус марки ГАЗ 322132 идентификационный номер <данные изъяты>. должен быть оснащен тахографом.
В соответствии с актом контрольной проверки школьных автобусов старшим государственным инспектором ОГИБДД МО МВД России «Вятскополянский» Ноздриным В.Н. от (дата) установлено, что в МКОУ гимназия г. Сосновка на школьном автобусе ГАЗ-322132 тахограф отсутствует.
В соответствии с сообщением от (дата). старшего государственного инспектора ОГИБДД МО МВД России «Вятскополянский» Ноздрина В.Н. Вятскополянскому межрайпрокурору (дата). им была проведена повторная проверка соответствия школьных автобусов п.3 правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013г. №1177, в ходе проверки установлено, что тахографом не оборудован автобус ГАЗ-322132 МКОУ гимназия г. Сосновка; в настоящее время автобус не эксплуатируется по причине отсутствия водителя.
Доводы представителя ответчика – МКОУ гимназия г. Сосновка о том, что в настоящее время автобус не эксплуатируется в виду отсутствия водителя, отсутствия необходимости в виду подвоза детей автобусом иной общеобразовательной организации и передаче автобуса в ближайшем будущем в другую организацию, суд находит несостоятельными в виду того, что данные обстоятельства не исключают обязанность МКОУ гимназия г. Сосновка по соблюдению действующего законодательства.
В случае необходимости использования данного автобуса, использование его будет невозможным в виду несоответствия его техническое оснащения требованиям безопасности дорожного движения и опасным.
С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание, что подвоз детей до образовательного учреждения МКОУ гимназия г. Сосновка не организован, ответчик не может обеспечить условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья детей, тем самым нарушает права и законные интересы несовершеннолетних детей на получение общедоступного образования, на охрану их жизни и здоровья, выявленное прокурором нарушение требований законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних лиц - отсутствие тахографа в школьном автобусе в полном объеме не обеспечивает безопасную перевозку группы детей автобусами, что влечет нарушение прав неопределенного круга несовершеннолетних на охрану здоровья, суд считает данный иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Несоответствие автобуса, предназначенного для перевозки детей, установленным стандартам и его эксплуатация в таком виде представляет опасность причинения вреда жизни и здоровью детей, что является недопустимым, в связи с чем необходимо возложить обязанность на ответчика МКОУ гимназия г. Сосновка привести школьный автобус в техническое состояние, соответствующее требованиям безопасности дорожного движения.
Обсуждая вопрос о возложении обязанности на администрацию МО Вятскополянский муниципальный район установить тахограф на школьный автобус ГАЗ-322132, суд приходит к следующим выводам:
Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, БК РФ предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (ст. ст. 10, 14, 15, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления, поскольку это является нарушением компетенции данного органа.
Кроме того, согласно статьям 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на определенных принципах, в том числе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Обязанность по установлению тахографа должна быть возложена на лицо, эксплуатирующее данный автобус и имеющее право заключить муниципальный контракт на установку тахографа.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в требованиях Вятскополянскому межрайонному прокурору в понуждении администрации МО Вятскополянский муниципальный район установить тахограф на школьный автобус ГАЗ-322132.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований либо возражений по делу. Суд принимает решение, основываясь на имеющихся в деле доказательствах.
На основании ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика МКОУ гимназия г. Сосновка расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Вятскополянского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Возложить обязанность на МКОУ гимназия г. Сосновка установить тахограф на школьный автобус ГАЗ -322132, идентификационный номер <данные изъяты>.
В возложении обязанности на администрацию МО Вятскополянский муниципальный район установить тахограф на школьный автобус ГАЗ -322132 отказать.
Взыскать с МКОУ гимназия г. Сосновка государственную пошлину в доход муниципального образования «Вятскополянский муниципальный район» в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья - О.В.Кирилловых