дело № 2а-1-55/2020
12RS0016-01-2019-001584-67
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 10 января 2020 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Зайковской И.А.,
с участием представителя административного истца администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Кулагиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, судебному приставу-исполнителю Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Горномарийского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Марий Эл, в котором просила освободить от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП. В обоснование административного иска указано, что решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ постановлено обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» предоставить Ларченковой А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Исполнительный лист в силу указанного решения суда должником администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, в связи с чем судебным приставом-исполнителем вынесено указанное постановление. Вместе с тем, вина должника в неисполнении решения суда отсутствовала.
В суде представитель административного истца администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Кулагина А.И. заявленные требования поддержала, ссылаясь на ограниченное финансирования из республиканского бюджета приобретения жилья для лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2019 г. из бюджета республики выделены субвенции на исполнение лишь 5 решений, принятых судом в 2017-2018 г.г.
Административные ответчики Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, судебный пристав-исполнитель Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Федорова С.М., извещенные своевременно о дате и времени проведения судебного заседания, в судебное заседание не явились. Судебный пристав-исполнитель Федорова С.М. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица взыскатель Ларченкова А.В. в суд не явилась, о рассмотрении дела извещена.
На основании положений статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав представителя административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» возложена обязанность предоставить Ларченковой А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Республике Марий Эл во исполнение указанного решения суда на основании выданного Горномарийским районным судом Республики Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ исполнительного листа в отношении администрации Городского округа «Город Козьмодемьянск» возбуждено исполнительное производство №-ИП. Должнику для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установлен 5-дневный срок.
Ввиду неисполнения в установленный срок решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Республике Марий Эл Федоровой С.М. от ДД.ММ.ГГГГ с администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ должнику-организации предъявлено требование исполнить названное решение суда и устранить указанные в нем нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50000 рублей (часть 3).
Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведённых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» Республика Марий Эл передала органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 28.04.2014 № 13-З органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл (пункт 1 статьи 5 Закона Республики Марий Эл от 28.04.2014 № 13-З).
Судом учитывается, что приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающим строгое соблюдение сроков и порядка проведения закупок для муниципальных нужд.
Из ответа Министерства образования и науки Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение МУ «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о выделении денежных средств на исполнение решения Горномарийского районного суда РМЭ от 05 декабря 2018 года о предоставлении Ларченковой А.В. жилого помещения следует, что в условиях наличия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 196 неисполненных судебных решений об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями, вынесенных в отношении администраций городских округов и муниципальных районов республики, ограниченная доходная база бюджета Республики Марий Эл не позволила произвести увеличение объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2019 года. Бюджету муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в 2019 г. планировалось выделить денежные средства в сумме 5371900 рублей на исполнение 5 судебных решений.
По объяснениям представителя административного истца, поступившие в 2019 году из республиканского бюджета на финансирование мероприятий по приобретению жилья для лиц, относящихся к категории детей-сирот, средства полностью освоены. На эти средства приобретены 5 квартир для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решения суда по которым приняты в 2017-2018 г.<адрес> запланированных средства из бюджета Республики Марий Эл в местных бюджет не поступали.
При этом согласно выданной главным бухгалтером администрации справке от ДД.ММ.ГГГГ задолженность бюджета муниципального образования по неисполненным решениям судов в 2019 году превысила 2000000 рублей, т.е. исполнить решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств местного бюджета администрация возможности не имеет.
Принимая во внимание, что приобретение специализированного жилья осуществляется за счет средств бюджета Республики Марий Эл, при этом исполнение требований исполнительных документов возможно исключительно на основании муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда, заключение которых также требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия должника в неисполнении требований исполнительного документа, поскольку администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» со своей стороны предпринимались меры для исполнения решения суда, в подтверждение чего административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решений суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
При таких обстоятельствах суд полагает обоснованным удовлетворить исковые требования и освободить администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Федоровой С.М. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 13 января 2020 г.