Административное дело № 2а-5033/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2019 года |
город Белгород |
Октябрьский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи Колмыковой Е.А.,
при секретаре Дубина А.С.,
в отсутствие: представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Белгородской области, просившего рассмотреть дело без его участия, административного ответчика Орлова А.Ю., о месте и времени извещенного своевременно, надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Белгородской области к Орлову Александру Юрьевичу о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2013 год, пени по земельному налогу за 2015 год,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Белгородской области обратилась в суд с административным иском к Орлову А.Ю., в котором просит взыскать:
1. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2013 год за помещения, расположенные по адресу:
- «адрес»;
- «адрес»;
- «адрес»,
в размере 47 187 руб. 96 коп.;
2. пени по налогу на имущество физических лиц за период с 01.01.2012 по 31.12.2015 в размере 34 687 руб. 70 коп.;
3. пени по земельному налогу за 2015 год, за земельный участок с кадастровым номером «адрес», расположенный по адресу: «адрес», за период с 01.10.2015 по 31.12.2015 в размере 19 руб. 60 коп.
Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления в суд.
В обоснование заявленных требований указала, что в 2013 году Орлов А.Ю. являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку на его имя зарегистрированы помещения, расположенные по адресу: «адрес»; «адрес», «адрес», которые в силу ст. 401 НК РФ признаются объектом налогообложения. Также на имя Орлова А.Ю. в 2015 году зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером «номер», расположенный по адресу: «адрес», который в силу ст. 389 НК РФ признается объектом налогообложения.
О неисполнении Орловым А.Ю. обязанности по уплате недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2013 год, пени по земельному налогу за 2015 год стало известно в момент формирования справки о задолженности.
В судебное заседание представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Белгородской области не явился, в исковом заявлении просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 4).
Административный ответчик Орлов А.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен своевременно, надлежащим образом, путем направления судебной корреспонденции заказным письмом с уведомлением. Судебная корреспонденция возвращена в адрес суда с отметкой «Истек срок хранения». Учитывая, что ответчик не известил органы УВМ УМВД России по Белгородской области о месте пребывания, суд считает, что последний надлежащим образом извещен о дате судебного разбирательства (л.д. 40, 43, 47, 48).
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Белгородской области, административного ответчика Орлова А.Ю.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 48), в части взыскания обязательных платежей и санкций в рамках налоговых правоотношений.
Исходя из положений статьи 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 405 НК РФ налоговым периодом является календарный год.
Пункт 1 статьи 409 НК РФ предусматривает, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (за исключением земельных участков входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд).
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 397 НК РФ) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В ходе судебного заседания установлено, что административный истец в административном иске, ссылаясь на наличие в собственности у административного ответчика в налоговом периоде – 2013 год помещений, расположенных по адресу:
- «адрес»;
- «адрес»;
- «адрес»,
а также земельного участка с кадастровым номером «номер», расположенного по адресу: «адрес», в налоговом периоде – 2015 год, указывает на неисполнение административным ответчиком налоговых требований:
- № «номер» об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10 апреля 2015 года о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц по ставкам городских поселений за 2011 год в размере 47187 руб. 96 коп, за 2012 год в размере 47187 руб. 96 коп., за 2013 год в размере 47187 руб. 96 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 5528 руб. 06 коп. (л.д. 9);
- № «номер» об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20 мая 2015 года о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц по ставкам городских поселений за 2011 год в размере 47 187 руб. 96 коп, за 2012 год в размере 47 187 руб. 96 коп., за 2013 год в размере 47 187 руб. 96 коп., земельного налога с физических лиц в границах городских поселений за 2010 год в размере 547 руб. 50 коп., за 2011 год - в размере 547 руб. 50 коп., за 2009 год - в размере 547 руб. 50 коп., за 2012 год - в размере 547 руб. 50 коп., за 2012 год - в размере 532 руб. 09 коп., за 2013 год - в размере 1079 руб. 59 коп., земельного налога с физических лиц в границах сельских поселений за 2012 год в размере 166 руб. 82 коп., за 2012 год - в размере 180 руб. 81 коп., за 2013 год – в размере 347 руб. 63 коп., за 2011 год – в размере 120 руб. 49 коп., за 2012 год – в размере 76 руб. 12 коп. (л.д. 10);
- № «номер» об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01 сентября 2015 года о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц по ставкам городских поселений в размере 47 187 руб. 96 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3 489 руб. 02 коп. (л.д. 8);
- № «номер» об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 12 ноября 2015 года о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц по ставкам городских поселений за 2011 год в размере 47187 руб. 96 коп., за 2012 год – в размере 94375 руб. 92 коп., за 2013 год – в размере 47187 руб. 96 коп., за 2012 год – в размере 47187 руб. 96 коп., за 2014 год – в размере 41700 руб. (л.д. 11);
- № «номер» об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08 ноября 2016 года о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2013 год в размере 47187 руб. 96 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 21114 руб. 50 коп. (л.д. 7).
Требование об уплате пени по земельному налогу за 2015 год за земельный участок с кадастровым номером «номер», расположенный по адресу: «адрес», за период с 01 октября 2015 года по 31 декабря 2015 года в сумме 19 руб. 60 коп. в материалы административного дела не представлено.
Наличие вышеуказанных помещений и земельного участка в собственности Орлова А.Ю. подтверждается сведениями, представленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, в порядке информационного взаимодействия в силу ч. 4 ст. 85 НК РФ (л.д. 27-28).
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Пунктами 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, с учетом особенностей, установленных этой же статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Налоговое уведомление и требование может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления либо требования по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 НК РФ).
В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (статья 31 НК Российской Федерации).
Вместе с тем, вопреки требованиям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, в материалы административного дела Инспекцией не представлено доказательств направления в адрес налогоплательщика налогового уведомления и (или) требования об уплате налога на имущество физических лиц и пени за 2013 год, пени по земельному налогу за 2015 год.
Налоговое уведомление и (или) требование об уплате недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2013 год, пени по земельному налогу за 2015 год в адрес административного ответчика не направлялись и прилагаемые бланки требований № «номер» по состоянию на 08 ноября 2016 года, № «номер» по состоянию на 01 сентября 2015 года, № «номер» по состоянию на 10 апреля 2015 года, № «номер» по состоянию на 20 мая 2015 года, № «номер» по состоянию на 12 ноября 2015 года, не свидетельствуют об обратном.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2010 N 468-О-О, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.
В силу пункта 4 статьи 57 названного Кодекса в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Днем выявления недоимки у налогоплательщика должен являться день, следующий за датой, до которой необходимо было исполнить налоговое требование. С указанной даты подлежит исчислению шестимесячный срок, в течение которого административному истцу надлежало обратиться в суд с заявлением.
Нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного п. 1 ст. 70 НК РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика.
При этом нарушение сроков, установленных ст. 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.
Данный вывод содержится в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 №822-О, который нашел отражение в Письме ФНС России от 17.07.2015 №СА-4-7/12690@, направленном для использования в работе в налоговые органы.
Таким образом, направление налогоплательщику требования об уплате налога не прерывает течение срока, в который налоговый орган вправе обратиться в суд за его принудительным взысканием.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, налоговая инспекция должна была обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня, следующего за днем, до которого необходимо исполнить налоговое требование, в рассматриваемом случае с 19 декабря 2016 года (срок исполнения требования) до 19 июня 2017 года (окончание шестимесячного срока).
Вместе с тем, в суд с настоящим иском налоговый орган обратился лишь 17 сентября 2019, т.е. со значительным пропуском установленного законом срока.
В качестве причины пропуска указанного срока на обращение в суд представитель налоговой инспекции ссылался на то обстоятельство, что в момент формирования справки о наличии задолженности было выявлено неисполнение Орловым А.Ю. обязанности по уплате налога и неисполнение требования об уплате налога, сбора, пени.
Указанные доводы признаются несостоятельными и не могут служить основанием для восстановления срока, поскольку административный истец не был лишен возможности своевременно обратиться в суд. При этом, суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем имел возможность ранее узнать о неисполнении Орловым А.Ю. обязанности по уплате налога.
Иных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
В Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Суд учитывает, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют.
Пропуск срока является самостоятельным и достаточным основанием для отказа Инспекции в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, установив факт пропуска процессуального срока обращения в суд с заявленными требованиями без уважительной причины, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Белгородской области к Орлову Александру Юрьевичу о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2013 год, пени по земельному налогу за 2015 год, отказать.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Белгорода.
Мотивированный текст решения изготовлен 22.11.2019.
Судья Октябрьского районного
суда города Белгорода Е.А. Колмыкова