Дело № 2-5/2017
Решение
именем Российской Федерации
09 января 2017 года село Черемшан
Черемшанский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Макарова Д.В., при секретаре Булычевой С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хайрутдиновой З.М. к Исполнительному комитету Беркет-Ключевского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
установил:
Хайрутдинова З.М. обратилась в суд с исковым заявлением к исполнительному комитету Беркет – Ключевского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования. В обоснование иска указала, что 15 июля 2001 года умерла её мать Мусина М.М., которой принадлежал на праве собственности земельный участок, состоящий на кадастровом учете с кадастровым номером №, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1867 кв.м. по адресу: РТ, <адрес>. Наследником первой очереди по закону на вышеназванное имущество является она, спора о наследстве и других наследников нет. После смерти матери она фактически приняла наследство, владеет и пользуется земельным участком, приняла все необходимые меры по сохранению наследственного имущества, поддерживает в надлежащем состоянии и обрабатывает земельный участок.
Для оформления наследственных прав она обратилась к нотариусу, однако нотариус отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, и пропуском установленного законом шестимесячного срока принятия наследства.
В судебном заседании Хайрутдинова З.М. и представитель истца, адвокат ФКА РТ Черемшанского района Давлетшини И.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - руководитель Исполнительного комитета Беркет Ключевского сельского поселения Гайнанова Г.Х. в судебное заседание не явилась, письменно просила дело рассмотреть без их участия, исковые требования признает в полном объеме.
Представитель третьего лица Черемшанского отдела Управления Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан - Сабирова Э.К. в судебное заседание не явилась, письменно просила дело рассмотреть без их участия, против удовлетворения иска не возражают.
Выслушав истицу, представителя истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения требования наследника, принявшего наследство, о правах на наследуемое имущество, является принадлежность этого имущества наследодателю на праве собственности, а в отношении земельного участка, в том числе и на праве пожизненного наследуемого владения.
В судебном заседании установлено, что Мусина М.М. умерла 15 июля 2001 года, что подтверждается свидетельством о смерти №11 от 16 июля 2001 года, выданным Беркет-Ключевским СМСУ Черемшанского района Республики Татарстан.
Согласно выписке из похозяйственной книги Мусиной М.М.принадлежит на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1867 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании государственного акта РТ-41-01 0342 в соответствии постановления №1 Беркет Ключевского сельсовета народных депутатов от 27 марта 1995 года.
Данное постановление администрации о выделении спорного земельного участка не оспорено, недействительным не признано. В деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие об изъятии земельного участка. Земельный участок поставлен на кадастровый учет на основании списков земельных участков органа местного самоуправления.
Указанные обстоятельства имели место до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по законам.
Согласно решения Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 25 октября 2016 года установлен факт родственных отношений, что Хайрутдинова З.М., <данные изъяты> является дочерью Мусиной М.М., умершей 15 июля 2001 года.
Согласно справке №428 от 02 декабря 2016 года, выданной исполнительным комитетом Беркет – Ключевского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан Хайрутдинова З.М. после смерти матери Мусиной М.М. похоронила её, провела поминальные обеды и забрала вещи матери.
Согласно справке №256 от 26 июля 2016 года выданной исполнительным комитетом Беркет – Ключевского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан, земельный участок по кадастровым номером №, находящийся по <адрес> РТ используется Хайретдиновой З.М. для выращивания сена для корма скотины. Задолженности по земельному налогу не имеется.
Из показания свидетелей Сулейманова Д.Ф. и Хайрутдинова Ф.Г. следует, что Хайрутдинова З.М. провела похороны своей матери Мусиной М.М. и после смерти матери вступила во владение его имуществом, в том числе и земельным участком.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 36 Постановления Пленума от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Судом установлено, что Хайрутдинова З.М. после смерти матери Мусиной М.М. организовала и провела похороны, приняла наследство умершей, вступив во владение наследственным имуществом (с земельным участком), производила за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Харутдиновой З.М. к Исполнительному комитету Беркет-Ключевского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, удовлетворить.
Признать за Хайрутдиновой З.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1867 кв.м., предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти матери - Мусиной М.М., умершей 15 июля 2001 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца через районный суд.
Судья: Д.В.Макаров
Публикацию на сайте разрешаю. Судья