Дело №а-2772/20 09 января 2020 года
47RS0№-31
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3, ФИО4, действующих в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО2, к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, области о признании незаконными бездействий, обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО4, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО2, обратились в суд с административным иском к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с заявлением о постановке ребёнка на учет для получения места в МДБОУ «Агалатовский ДСКВ №». 29.08.2019г. ФИО3 направила заявление в комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о предоставлении ФИО2 места в МДОБУ «Агалатовский ДСКВ №» с сентября 2019г. На льготных условиях, предусмотренных для многодетных семей. Административные истцы указывают, что выбор дошкольного образовательного учреждения обусловлен тем, что данное учреждение посещает несовершеннолетний сын административных истцов и старший брат ФИО2 От комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> поступил ответ от 26.09.2019г. №, в котором были указаны номера плановой очереди и содержался отказ в удовлетворении требования истцов о приеме ребенка в дошкольное образовательное учреждение в связи с отсутствием свободных мест в указанных образовательных учреждениях.
По мнению административных истцов, отказ нарушает прав несовершеннолетнего ФИО2 на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных учреждениях, в связи с чем, административные истцы просят суд:
- признать незаконным бездействие администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, выраженное в не предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнему ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
- обязать администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в лице комитета по образованию создать и обеспечить несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в МДОБУ «Агалатовский ДСКВ №» или в МОБУ «СОШ «Агалатовский ЦО» в группе полного дня.
В настоящее судебное заседание административные истцы явились, поддержали административные исковые требования, просили суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Представитель заинтересованного лица Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени слушания административного дела, его явка не была признана судом обязательной.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.ст.150,226 КАС РФ.
Выслушав мнение сторон, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела установлено, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его матерью является ФИО3, отцом является ФИО4, о чем 15.06.2016г. Отделом ЗАГС <адрес> Комитета по делам ЗАГС Правительства Санкт-Петербурга составлена запись акта о рождении № и выдано свидетельство о рождении серия IV-АK №.
Часть 4 статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «Об образовании в Российской Федерации предусматривает, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Согласно данным автоматизированной информационной системы «Электронный детский сад» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ в МДОБУ «Агалатовский ДСКВ №» (плановая очередь: 6 место), МОБУ «СОШ «Агалатовский ЦО» (плановая очередь: 1 место) в возрастной категории от трех до четырех лет на 2019-2020 учебный год с учетом планового комплектования образовательных учреждений на новый учебный год.
В обоснование возражений на административные исковые требования, сторона административного ответчика указывает, что плановое комплектование образовательных учреждений на 2019-2020 учебный год проводилось в период с 15 апреля по ДД.ММ.ГГГГ. Количество свободных мест утверждено постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О комплектовании на 2019-2020 учебный год муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» размещено на официальном сайте администрации в разделе «документы». Таким образом, вопрос о зачислении ребенка будет рассматриваться в период доукомплектования образовательных учреждений исключительно в порядке очереди.
Суд с данной правовой позицией административного ответчика не соглашается, ввиду следующего.
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства – участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьёй 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. ФИО1 устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Статьёй 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 того же закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счёт бюджета другого уровня.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
ФИО2 достиг возраста для обеспечения его местом в детском дошкольном образовательном учреждения для получения дошкольного образования.
Однако администрация МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> свою обязанность по обеспечению ребёнка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, возложенную на орган местного самоуправления законом, не исполнила.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ФИО3 были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребенка, подача заявления в установленной форме), а потому администрация МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> обязана была обеспечить ее сына местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного образования.
Не предоставление ФИО2 такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> полномочий, возложенных на неё законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания для вывода о том, что со стороны администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> имелось бездействие, выразившееся в необеспечении несовершеннолетнего ФИО2 местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, что является основанием для принятия решения о признании незаконным бездействия администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, своевременно не обеспечившей несовершеннолетнего ФИО2, местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и обязании обеспечить несовершеннолетнего ФИО2 свободным местом в муниципальном дошкольном учреждении по месту регистрации несовершеннолетнего ФИО2
При таком положении дела, административные исковые требования ФИО3, ФИО4, действующих в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО2, подлежат удовлетворению, по вышеизложенным судом основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО3, ФИО4, действующих в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО2, к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании незаконными бездействий, обязании произвести действия - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, выразившееся в необеспечении несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., свободным местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Обязать администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда обеспечить несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту регистрации несовершеннолетнего ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ