Именем Российской Федерации
6 декабря 2016 года Еткульский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего : Черепановой С.Г.,
с участием прокурора : Халисовой В.Б.,
при секретаре : Жиленковой М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова Е.В. к ГУ МВД России по Челябинской области, МВД России, ликвидационной комиссии УФМС России по Челябинской области об оспаривании законности увольнения, восстановлении на службе в органах внутренних дел, о взыскании среднего денежного содержания за время вынужденного прогула, о компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л :
Семенов Е.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Челябинской области, МВД России, ликвидационной комиссии УФМС России по Челябинской области о признании незаконным и отмене приказа МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ в части расторжения контракта и увольнения Семенова Е.В. по пункту 11 ч.2 ст.82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; признании незаконным и отмене приказа Управления Федеральной миграционной службы по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении контракта с Семеновым Е.В. и установлении даты увольнения; восстановлении его на службе в органах внутренних дел в распоряжении ГУ МВД России по Челябинской области; взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула в размере сумма; взыскании компенсации морального вреда в размере сумма.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании контракта проходил службу в Управлении Федеральной миграционной службы по Челябинской области на должности старшего инспектора отделения по контролю за соблюдением работодателями правил привлечения и использования иностранных работников отдела иммиграционного контроля, являясь прикомандированным с оставлением в кадрах органах внутренних дел. ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Президентом РФ Указа №156 от 5 апреля 2016 года «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (которым ликвидирована Федеральная миграционная службы РФ) он был уведомлен начальником УФМС России по Челябинской области о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ приказом УФМС России по Челябинской области № он зачислен в распоряжение УФМС России по Челябинской области в связи с проведением процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел с исполнением обязанности по последней замещаемой должности. Приказом МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ он уволен со службы в органах внутренних дел по п.11 ч.2 ст.82 ФЗ-342. Приказом УФМС России по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ контракт с ним расторгнут по вышеуказанному основанию с датой увольнения «ДД.ММ.ГГГГ». Состоявшееся увольнение и изданные в его исполнение приказы считает незаконными в связи с нарушением процедуры увольнения. Полагает, что орган внутренних дел в лице ГУ Управления внутренних дел России по Челябинской области уведомлений о предстоящем увольнении ему не вручил. Фактически уведомление о предстоящем увольнении ему было вручено ненадлежащем лицом - Управлением ФМС России по Челябинской области в лице его руководителя. Кроме того, ему не предложены имевшиеся на тот момент равнозначные, вышестоящие либо нижестоящие должности. Аттестация в отношении него в рассматриваемый период не проводилась. Не смотря на наличие во вновь созданном в структуре ГУ МВД России по Челябинской области Управлении по вопросам миграции вакантных должностей, ему ни одна должность не была предложена. Между тем, фактически в рассматриваемый период в Управление по вопросам миграции были приняты на службу сотрудники других служб органа внутренних дел, в частности, из ГИБДД, а также вновь приняты на службу лица, не являющиеся сотрудниками органов внутренних дел. Иные вакантные должности в системе территориальных органов внутренних дел Челябинской области ему также не предлагались. Между тем, значительный стаж работы в вооруженных силах и в правоохранительных органах РФ (15 лет), требуемый объем знаний, положительный опыт участия в качестве представителя административного органа в судебных инстанциях различных уровней, отсутствие дисциплинарных взысканий, наличие положительных характеристик и благодарностей за безупречную службу давали ему преимущественное право на замещение вакантных должностей. Данные требования закона работодателем не были соблюдены, что привело к нарушению его права на продолжение службы в органах внутренних дел. Фактически сокращения штата в органе внутренних дел не было, а, напротив, имело место увеличение штата, выразившееся в создании в системе ОВД двух управлений: по вопросам миграции и по контролю за оборотом наркотиков. На этом основании просит восстановить его на службе в органах внутренних дел. Законом предусмотрено взыскание среднего заработка за время вынужденного прогула (расчет составлен истцом). Неправомерными действиями работодатель причинил ему моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях по поводу незаконного лишения его работы, возможности трудиться. Размер морального вреда оценивает в сумма.
В судебном заседании Семенов Е.В. поддержал свои исковые требования. В обоснование указал те же обстоятельства.
Представитель ответчиков - ГУ МВД России по Челябинской области, МВД России - Киселева О.Е., действующая на основании доверенностей, исковые требования Семенова не признала. Пояснила, что истец проходил службу в УФМС России по Челябинской области, являясь прикомандированным к ФМС, с оставлением в кадрах органов внутренних дел РФ. В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, Приказом ФМС России № 199 от 15.04.2013 г., Приказом МВД России № 1065 от 30.11.2012 г. назначение на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел в системе ФМС России, увольнение с должности осуществляется начальниками территориальных органов ФМС России. Таким образом, врученное истцу ДД.ММ.ГГГГ уведомление начальника УФМС России по Челябинской области Датских О.Э. о расторжении контракта и увольнении со службы соответствует требованиям закона, совершено надлежащим работодателем. Указом Президента РФ № 156 от 05.04.2016 г. упразднена Федеральная миграционная служба; Министерству внутренних дел РФ переданы функции, полномочия, штатная численность упраздняемой ФМС, при ее сокращении на <данные изъяты>. В структуру центрального аппарата МВД России введено Главное управление по вопросам миграции. Данный Указ Президента РФ не содержит положений, обязывающих в безусловном порядке назначить сотрудников ОВД, прикомандированных к ФМС, на должности в ОВД. Поскольку Указом Президента упразднен не территориальный орган МВД России, а федеральный орган исполнительной власти, в котором проходил службу истец, то у МВД России отсутствовали основания для зачисления истца как сотрудника, прикомандированного в УФМС России по Челябинской области, в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов в соответствии со ст.36 Закона о службе. С ДД.ММ.ГГГГ истец был освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжение УФМС по Челябинской области. ДД.ММ.ГГГГ с ним проведена беседа, он ознакомлен с представлением к увольнению с указанием оснований увольнения, социальных гарантий. При этом (а также на протяжении всего периода организационно-штатных мероприятий) истцу никакие вакантные должности не предлагались ни во вновь созданном в структуре ГУ МВД России по Челябинской области Управлении по вопросам миграции, ни в территориальных подразделениях ОВД. Представитель ответчиков допускает, что в рассматриваемый период производилось замещение вакантных должностей в УВМ и иных вакантных должностей в порядке перевода сотрудниками из других служб ОВД, а также лицами, не состоящими на службе в органах внутренних дел. Доказательств данному обстоятельству сторона ответчика не представляет. Сам истец в указанный период никаких рапортов о переводе на равнозначную или нижестоящую должность не подавал, никаким иным способом не изъявлял своего желания продолжить прохождение службы в ОВД. Между тем, в мае 2016 г. Управлением по работе с личным составом ГУ МВД по Челябинской области начальнику УФМС о Челябинской области направлен на 10-ти листах список вакантных должностей в территориальных органах внутренних дел области, которые могут быть замещены сотрудниками ОВД упраздненных подразделений ФМС России. Считает необходимым обратить внимание суда на то, что в октябре 2016 г. подразделение собственной безопасности ГУ МВД области направило в Управление по работе с личным составом ГУ МВД области список сотрудников ФМС, изъявивших желание проходить службу в ОВД, с рекомендациями службы собственной безопасности. В данном списке имеется фамилия Семенова Е.В., который службой собственной безопасности не рекомендован для дальнейшего прохождения службы в ОВД. Полагает, что правовые нормы Закона о службе о необходимости предложения сотруднику вакантных равнозначных либо нижестоящих должностей при увольнении по этому основанию в рассматриваемой ситуации не могут быть применимы, поскольку истец являлся сотрудником упраздняемого федерального органа исполнительной власти и оснований для его зачисление в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов не имелось.
Представитель соответчика - ликвидационной комиссии Управления ФМС России по Челябинской области - в судебное заседание не явился, извещен. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Выслушав стороны, прокурора, полагавшего исковые требования Семенова Е.В. подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Приказом УФМС России по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ Семенов Е.В. по результатам испытательного срока назначен на должность инспектора отдела УФМС России по Челябинской области в Курчатовском районе г.Челябинска с ДД.ММ.ГГГГ Приказом МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ истец прикомандирован с оставлением в кадрах органов внутренних дел Российской Федерации к УФМС России по Челябинской области. Приказом УФМС России по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ он назначен на должность старшего инспектора отделения по контролю за соблюдением работодателями правил привлечения и использования иностранных работников отдела иммиграционного контроля УФМС по Челябинской области. ДД.ММ.ГГГГ с Семеновым Е.В. представителем нанимателя в лице Врио начальника УФМС России по Челябинской области заключен контракт на неопределенный срок о прохождении службы в органах внутренних дел по должности старшего инспектора отделения по контролю за соблюдением работодателями правил привлечения и использования иностранных работников отдела иммиграционного контроля УФМС по Челябинской области.
Указом Президента РФ № 156 от 05.04.2016 г. «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная миграционная служба; Министерству внутренних дел РФ переданы функции, полномочия, штатная численность упраздняемой ФМС, при ее сокращении на <данные изъяты>. В структуру центрального аппарата МВД России введено Главное управление по вопросам миграции. ДД.ММ.ГГГГ истцу начальником УФМС России по Челябинской области вручено уведомление о расторжении контракта и увольнении со службы в ОВД России по пункту 11 ч.2 ст.82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в ОВД, замещаемой сотрудником). Приказом ФМС России № 221 от 1.06.2016 года Управление ФМС России по Челябинской области ликвидировано. Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по ЧО № от ДД.ММ.ГГГГ на основании подп.1 п.10 ст.36 ФЗ-342 Семенов Е.В. освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжение ФМС в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности, сроком не более двух месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ истец в числе других уволен со службы в органах внутренних дел по п.11 ч.2 ст.82 ФЗ-342 (в связи с сокращением должности в ОВД, замещаемой сотрудником). Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Челябинской области №л/с от ДД.ММ.ГГГГ контракт с ним расторгнут по вышеуказанному основанию с датой увольнения «ДД.ММ.ГГГГ».
Назначение на должности в органы внутренних дел осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем в порядке, определяемом ФЗ-342, ФЗ «О полиции» и нормативными правовым актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ст.27 Закона о службе).
В соответствии с ч.2 ст.10 Закона о службе сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае прикомандирования, предусмотренного ст.32 Закона о службе. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел, но считается проходящим службу в ОВД.
Согласно п.10.7 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 711 от 13.-7.2012 г. руководитель ФМС осуществляет полномочия в отношении прикомандированных к Службе сотрудников ОВД РФ, устанавливаемые Президентом РФ, к числу которых относятся назначение на должность, увольнение с должности. Назначение на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава ОВД в системе ФМС России осуществляется начальниками территориальных органов ФМС России - на должности территориальных органов ФМС России (Приказ ФМС России № 199 от 15.04.2013 г.).
Таким образом, уведомление о предстоящем увольнении вручено истцу уполномоченным на совершение данного действия лицом.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы Федеральным законом № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В случаях, не урегулированных нормативными актами, связанными со службой в органах внутренних дел, к подобным правоотношениям применяются нормы трудового законодательства (ч.2 ст.3 ФЗ-342).
В соответствии с п.11 ч.2 ст.82 данного Закона основанием для расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел является сокращение должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником. При этом сотрудник увольняется, а контракт расторгается не ранее, чем за 2 месяца со дня уведомления о расторжении контракта.
Пунктом 1 ч.1 и ч.4 ст.36 ФЗ-342 предусмотрено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы (выслуги лет) или стажа работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается по п.11 ч.2 ст.82 данного Закона.
Перевод сотрудника на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с письменного согласия сотрудника, если иное не предусмотрено законом (ст.30 ФЗ-342).
Перевод сотрудника на вышестоящую должность осуществляется по результатам аттестации или конкурса (за исключением назначения из кадрового резерва). Перевод сотрудника на равнозначную или нижестоящую должность осуществляется в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности.
Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника ОВД в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможности расторжения контракта и увольнении со службы решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со статьей 30 названного федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со ст. 82 этого закона (ч.18 ст.36 ФЗ-342).
Из приведенных норм следует, что контракт с сотрудником ОВД подлежит расторжению по п.11 ч.2 ст.82 ФЗ-342, если сотрудник был уведомлен о расторжении контракта не позднее чем за 2 месяца до увольнения, отсутствует возможность перевода сотрудника ОВД с учетом уровня его квалификации, образования, стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет), стажа работы по специальности на другую должность или сотрудник отказался от перевода на другую должность.
При этом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение законом возложена обязанность предложить сотруднику имеющиеся у него и отвечающие указанным выше требованиям вакантные равнозначные замещаемые сотрудником ОВД должности или нижестоящие должности.
Обязанности предлагать сотруднику ОВД в случае сокращения занимаемой им должности все имеющиеся в распоряжении органа внутренних дел вакантные должности, включая вышестоящие должности, законом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение не возложено, что соответствует положениям статьи 75 ФЗ-342.
Исследованным в судебном заседании доказательствами установлено, что ответчиком - ГУ МВД России по Челябинской области не выполнена процедура увольнения в части соблюдения обязанности по предложению истцу имеющихся в распоряжении ОВД вакантных равнозначных или нижестоящих должностей, соответствующих уровню квалификации, образованию и стажу службы, опыту работы по специальности,
Указанное обстоятельство подтверждается листом беседы с представленным к увольнению сотрудником Семеновым, из которого усматривается что ему не предлагались вакантные должности, а также списком сотрудников, изъявивших желание проходить службу в ОВД, с рекомендациями подразделения собственной безопасности, в который внесен истец.
Между тем представленные ответчиком доказательства свидетельствуют о наличии таких вакантных равнозначных либо нижестоящих должностей
- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по <адрес> имело следующую штатную численность: <данные изъяты>, из них сотрудников органа внутренних дел <данные изъяты>, вакансий сотрудников ОВД <данные изъяты> (форма 1-СК за ДД.ММ.ГГГГ;
- в структуре Управления ФМС России по Челябинской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ содержатся сведения о штатной численности в <данные изъяты>, из них сотрудников ОВД <данные изъяты>; из них сотрудников ОВД отдела иммиграционного контроля <данные изъяты>;
- внесенные Приказом МВД России № 276 от 27.05.2016 года изменения в штатную численность территориальных органов МВД в целях реализации Указа Президента РФ № 156 от 05.04.2016 г. в части передачи Министерству внутренних дел РФ штатной численности упраздняемой ФМС, сокращенной на <данные изъяты>, в частности, приложение № 75 к данному Приказу, касающееся изменения штатной численности ГУ МВД по Челябинской области, не коснулись сокращения штатной численной сотрудников органов внутренних дел. Их штатная численность осталась без изменения - <данные изъяты>. Сокращены штатные единицы федеральных государственных гражданских служащих и работников по трудовому договору;
- утвержденная Приказом начальника ГУ МВД России по Челябинской области № 410 от 31.05.2016 г. структура вновь созданного Управления по вопросам миграции включает отдел иммиграционного контроля со штатной численностью сотрудников ОВД <данные изъяты> (что больше штатной численности такого отдела в структуре упраздненной УФМС на <данные изъяты>);
- наличие вакантных должностей в период проведения рассматриваемых организационно-штатных мероприятий не только в Управлении ФМС области, но и в территориальных органах внутренних дел подтверждается Протоколом совещания при начальнике УРЛС ГУ МВД России по Челябинской области, из которого усматривается некомплект сотрудников ОВД и возможность перевода сотрудников УФМС на иные должности при соответствии квалификационных требований; информацией начальника УРЛС ГУ МВД начальнику отдела кадров УФМС об истребовании от сотрудников УФМС рапортов о желании проходить службу в ГУ МВД области и территориальных подразделениях; информацией начальника УРЛС ГУ МВД начальнику УФМС о направлении списка вакантных должностей в территориальных органах внутренних дел области, которые могут быть замещены сотрудниками ОВД упраздненных подразделений ФМС в соответствии с квалификационными требованиями, на 10-ти листах.
Таким образом, доводы истца о наличии вакантных должностей, отсутствии фактического сокращения сотрудников УФМС, проходящих службу в ОВД и факта приема в этот период на службы в ОВД иных лиц (не являющихся сотрудниками ФМС) нашли свое подтверждение. Сторона ответчика доказательств, опровергающих указанные доводы, не представила суду. Напротив, представитель ответчиков в судебном заседании допустил возможность принятия в УВМ и территориальные подразделения иных сотрудников ОВД (не являющихся сотрудниками ФМС) в период рассматриваемых организационно-штатных мероприятий.
Ссылка стороны ответчика на отсутствие положительной рекомендации подразделения собственной безопасности ГУ МВД области в отношении истца не имеет юридического значения, поскольку к увольнению по рассматриваемому основанию отношения не имеет
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об увольнении Семенова Е.В. с нарушением предусмотренного законом порядка увольнения по пункту 11 ч.2 ст.82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этой связи истец подлежит восстановлению на службе в органах внутренних дел.
В соответствии со ст.394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Незаконное увольнение Семенова Е.В. повлекло его вынужденный прогул. На основании ч.2 ст.394 ТК РФ в данном случае работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула.
Расчет времени вынужденного прогула представлен стороной истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составляет 95.306,08 рублей. Сторона ответчика указанный расчет не оспаривает. Суд соглашается с данным расчетом, поскольку он произведен с учетом определенного работодателем среднего заработка истца.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрена компенсация морального вреда (физических и нравственных страданий) действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, либо посягающими на иные принадлежащие гражданину нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место лишь при наличии указания об этом в законе. Возможность возмещения работнику денежной компенсации морального вреда в случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения предусмотрена ст.394 ТК РФ.
Суд считает, что неимущественный (моральный) вред в данном случае выразился в причинении Семенову Е.В. нравственных переживаний, возникших вследствие невозможности выполнять прежнюю служебную функцию, продолжать служебную деятельность из-за потери работы, потери источника дохода. Кроме того, суд принимает во внимание степень вины работодателя в незаконном увольнении.
Учитывая изложенное, а также требования разумности и справедливости, суд считает возможным определить размер денежной компенсации морального вреда в 2.000 рублей.
Выплаченное истцу единовременное пособие при увольнении по рассматриваемому основанию в размере 2-х окладов денежного содержания в размере 57.000 рублей подлежит взысканию с истца как полученное без предусмотренных законом оснований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Семенова Е.В. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ в части расторжения контракта и увольнения Семенова Е.В. по пункту 11 ч.2 ст.82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Признать незаконным и отменить приказ Управления Федеральной миграционной службы по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении контракта с Семеновым Е.В. и установлении даты увольнения.
Восстановить Семенова Е.В. на службе в органах внутренних дел в распоряжении ГУ МВД России по Челябинской области.
Взыскать с ГУ МВД России по Челябинской области в пользу Семенова Е.В. денежное содержание за время вынужденного прогула в размере 95.306 (девяносто пять тысяч триста шесть) рублей 08 копеек.
Взыскать с ГУ МВД России по Челябинской области в пользу Семенова Е.В. компенсацию морального вреда в размере 2.000 (две тысячи) рублей.
Взыскать с Семенова Е.В. в пользу ГУ МВД России по Челябинской области сумму выплаченного единовременного пособия в размере 57.000 (пятьдесят семь тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Еткульский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий :