Решение по делу № 2-381/2018 (2-4314/2017;) ~ М-4016/2017 от 18.12.2017

№ 2-381/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

           г. Ачинск Красноярского края                                                  31 января 2018 года

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Парфеня Т.В.,

при секретаре Кирилловой Е.Н.

с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Чиркова Д,С.,

представителя ответчика – Целых О.Н., действующего на основании доверенности от 22 января 2018 года (л.д. 41)

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Михайлова Е. В. к Управлению социальной защиты населения администрации города Ачинска о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и интересов инвалида Михайлова Е.В. с иском к Управлению социальной защиты населения администрации города Ачинска (далее по тексту УСЗН администрации г. Ачинска) о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки. Исковые требования мотивированы тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой на основании заявления Михайлова Е.В. проведена проверка по факта незаконного прекращения предоставления мер социальной поддержки. Проверкой установлено, что Михайлов Е.В. является инвалидом группы по <данные изъяты> заболеванию, в связи с чем в соответствии с положениями ст. 17 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ему назначены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% на оплату отопления, водоотведения, холодного водоснабжения, холодного водоснабжения на общедомовые нужды, горячего водоснабжения, горячего водоснабжения на общедомовые нужды, жилищной услуги, санитарной очистки, мусоропровода, использование лифта, наем жилья, оплату электроэнергии. В связи с образовавшейся задолженностью по оплате жилищной услуги в размере 3 789,90 рублей и найма жилья в размере 869, 22 рубля, 09 июня 2017 года предоставление назначенных мер социальной поддержки Михайлову Е.В. приостановлено, а с 10 июля 2017 года прекращено в форме протокола закрытия от указанной даты субсидии на оплату отопления, водоотведения, холодного водоснабжения, холодного водоснабжения на общедомовые нужды, горячего водоснабжения, горячего водоснабжения на общедомовые нужды, жилищной услуги, санитарной очистки, мусоропровода, использование лифта, наем жилья, а также в форме протокола закрытия от 10 июля 2017 года субсидий на оплату электроэнергии. Принятое УСЗН администрации г. Ачинска решение в части прекращения с 10 июля 2017 года предоставления Михайлову Е.В. как инвалиду мер социальной поддержки, установленных ст. 17 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является не законным и противоречит законодательства Российской Федерации. Действие п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (л.д. 2-4).

Определением Ачинского городского суда от 21 декабря 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований привлечены Министерство социальной политики Красноярского края, администрация г. Ачинска Красноярского края (л.д. 1).

В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Чирков Д.С. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнил, что просит признать незаконным прекращение предоставление мер социальной поддержки с 01 июля 2017 года.

Материальный истец Михайлов Е.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом путем направления судебного извещения (л.д. 38, 39), ходатайств не представил.

В судебном заседании представитель ответчика – УСЗН администрации г. Ачинска Целых О.Н. против удовлетворения заявленных исковых требований возражал, при этом поддержал доводы письменного отзыва. В представленном отзыве на заявленные исковые требования представителем ответчика указано, что социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. В соответствии с Законом края от 09 декабря 2010 года № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» органы местного самоуправления края наделены отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан, в том числе и по назначению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных Законом края от 17 декабря 2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Прокурором в исковом заявлении сделан вывод о том, что льготы носящие компенсационный характер должны предоставляться за неоплаченную льготником услугу безусловно. Однако указанный вывод не соответствует положениям федерального и регионального законодательства, а также позиции, изложенной Пленумом ВС РФ в постановлении от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в соответствии с которой меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются по общему правилу, гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ и (или) выполнения соглашений по ее погашению. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. Законом края № 13-2804 для всех категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и ЖКУ установлены одинаковые (равные для всех) требования, соответствующие нормам ЖК РФ учитывая публичные интересы, в том числе другой группы инвалидов, получающих льготы по оплате жилья и ЖКУ в соответствии с иными федеральными законами. Нельзя получателей мер социальной поддержки инвалидов в соответствии с ФЗ № 181-ФЗ ставить в преимущественное положение по отношению к аналогичной категории получателей (инвалидов) но по другим специальным законам: Закону РФ № 12444-1, Федеральному закону № 5-ФЗ. Кроме того, Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ, вступившим в силу с 30 июня 2015 г. внесены изменения не только в ЖК РФ, но и в ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ в части предоставления мер социальной поддержки на оплату ЖКУ в виде компенсации расходов, а не скидки для инвалидов, как это было ранее в рассматриваемом определении ВС РФ от 03 июня 2015 года. Исходя из положений ч. 5 ст. 159, ч. 3 ст. 160 ЖК РФ наличие задолженности по оплате жилья и (или) ЖКУ может явиться основанием как отказа в предоставлении субсидии или компенсации, так и прекращения их предоставления. В соответствии со ст. 28.2 ФЗ № 181-ФЗ РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по определению формы предоставления указанных мер социальной поддержки. Согласно ст. 7 Закона края № 13-2804 меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и ЖКУ, установленные ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ предоставляются в форме субсидий. Из смысла ст. 1, 24 Закона края № 13-2804 следует, что субсидии – денежные средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и ЖКУ отдельным категориям граждан, при этом имеющие целевое назначение (уменьшение фактических затрат граждан по оплате) и включающие в себя полную или частичную предварительную оплату (до установленного срока внесения платы) жилого помещения и ЖКУ. Меры социальной поддержки по оплате ЖКУ в соответствии со ст. 20.1, 24 Закона края № 13-2804 предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Факт установления инвалидности является основанием для предоставления мер социальной поддержки в порядке и на условиях, установленных Законом края № 13-2804. П. 1,2,3 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 предусматривающие предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии у граждан задолженности по оплате услуг, предусматривающие возможность приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в случае наличия у их получателя задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ за 2 и более месяца, а также прекращение предоставления мер социальной поддержки в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ или несогласования срока погашения задолженности в течение 1 месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий – не оспорены Определением ВС РФ и подлежат применению. В соответствии с положениями Закона края № 13-204 приостановление предоставления субсидии и дополнительных мер социальной поддержки является этапом, предшествующим принятию решения о прекращении или возобновлении предоставления данных мер. При этом возобновление предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки осуществляется при наличии уважительных причин образования данной задолженности, а при отсутствии уважительных причин лишь после полного погашения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо выполнения условий соглашения по погашению задолженности (в случае возникновения задолженности впервые – при согласовании срока ее погашения). (л.д. 26-30).

Представитель третьего лица – администрации г. Ачинска, будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела путем размещения информации на сайте суда, в судебное заседание не явился. Ранее представитель администрации г. Ачинска – Капустина С.А., действующая на основании доверенности от 02 октября 2017 года (л.д. 24) представила отзыв по заявленным исковым требованиям по своему содержанию аналогичный позиции представителя УСЗН администрации г. Ачинска, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица (л.д. 21-23).

Представитель третьего лица – Министерства социальной политики Красноярского края, будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения (л.д. 40), а также размещения информации на сайте суда, в судебное заседание не явился, возражений по заявленным требованиям не представил.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

Согласно п. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Красноярском крае указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».

Согласно п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона края № 13-2804 меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий, каковыми согласно ст. 1 Закона признаются средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.

Как установлено по делу, Михайлов Е.В. является инвалидом группы, что подтверждается справкой МСЭ-2015 об установлении инвалидности по общему заболеванию бессрочно (л.д. 6-7).

На основании договора социального найма от 30 января 2002 года О.Н. с учетом сына Михайлова Е.В. предоставлено благоустроенное жилое помещение по адресу: <адрес>, где последний состоит на регистрационном учете с 19 ноября 1993 года и по настоящее время (л.д. 7, 15-16).

06 июня 2016 года Михайлов Е.В. обратился в УСЗН Администрации г.Ачинска с заявлением о назначении ему мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как инвалиду (л.д. 13-14).

На основании протокола назначения субсидии отдельным категориям граждан от 07 июня 2016 года и протокола назначения субсидии на электрическую энергию отдельным категориям граждан от 07 июня 2016 года в период с 01 июля 2016 года пожизненно Михайлову Е.В. были предоставлены меры социальной поддержки на оплату жилищных услуг, коммунальных услуг, платы за наем, предоставляемых в жилом помещении по адресу: <адрес> в размере 50%, что составило 1547,61 руб. в месяц по оплате жилищных, коммунальных услуг, платы за наем и 87,14 руб. в месяц по оплате электроэнергии (л.д. 8, 8а).

Из представленных ответчиком скриншота карточки семьи из базы данных «Адресная социальная помощь» УСЗН Администрации г. Ачинска усматривается, что за период с 26 апреля 2017 года и по состоянию на 01 июня 2017 году у нанимателей жилого помещения по адресу: <адрес> возникла задолженность по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги в общем размере 2 510,19 рублей. (л.д. 31).

В связи с наличием указанной задолженности на основании протоколов от 09 июня 2017 года Михайлову Е.В. с 01 июня 2017 года было приостановлено предоставление мер социальной поддержки (л.д. 9,11), о чем в адрес истца 09 июня 2017 года УСЗН администрации г. Ачинска было направлено уведомление с предложением погасить образовавшуюся задолженность либо заключить соглашение о реструктуризации долга и представить в Управление соответствующие документы в течение месяца. (л.д. 18).

На основании протоколов закрытия от 10 июля 2017 года предоставление мер социальной поддержки истцу с 01 июля 2017 года прекращено в связи с имеющейся задолженностью по оплате жилищно – коммунальных услуг, платы за наем и не предоставлением соглашения о реструктуризации долга (л.д. 10,12), о чем 10 июля 2017 года в адрес Михайлова Е.В. было направлено соответствующее уведомление (л.д. 19).

Условия приостановления и прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 7 Закона края № 13-2804, установлены ст. 20.1 указанного Закона, согласно п. 3 которого предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении им условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц, и в силу п. 4 указанной нормы прекращается в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Согласно пп. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в ст.ст. 2-10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.

Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений, действие настоящего пункта, предусматривающего условия принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Указанные дополнения в п. 4 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 были внесены Законом Красноярского края № 10-4209 от 4 февраля 2016 года, вступившим в силу 13 марта 2016 года, после принятия Верховным Судом РФ решения о признании недействующим п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции Закона Красноярского края от 27 июня 2013 года № 4-1466) в той мере, в которой его действие распространено на инвалидов.

Таким образом, в настоящее время законодательный орган Красноярского края исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Следовательно наличие у Михайлова Е.В. задолженности по оплате жилья, коммунальных услуг, внесению платы за наем не может являться основанием для прекращения предоставления ему как инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, платы за наем в размере 50%.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик, представитель третьего лица ссылались на то, что право органов местного самоуправления на приятие решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрено пп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края № 13-2804, который не был оспорен в Верховном Суде Российской Федерации, является действующим и подлежит применению.

С указанными доводами суд согласиться не может. Не смотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п. п. "в" п. 9 ст. 23 «в» п. 9 ст. 23 Закона края № 13-2804 не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, изложенной в приведенном ответчиком в обоснование указанных доводов Определении Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 года № 53-АПГ15-24 следует, что положения указанной нормы не подлежат распространению на инвалидов, так как Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможности лишения инвалида права на предусмотренные законом меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг при образовании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предусмотрено, поскольку само предоставление инвалиду указанных мер социальной поддержки по смыслу Федерального закона № 181-ФЗ в зависимости от исполнения им обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг не состоит.

Необоснованной суд признает и ссылку ответчика на недопустимость ставить в неравное положение инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ, по отношению к аналогичной категории инвалидов, являющихся получателями мер социальной поддержки в силу иных правовых оснований, поскольку невозможность принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки лицам, которым указанные меры назначены в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вытекает из прямого указания на то закона, кроме того, вопрос об оценке прав на получение мер социальной поддержки иных категорий граждан предметом настоящего судебного разбирательства не является.

Иные доводы ответчика, представителя третьего лица, приведенные в возражениях на исковое заявление и направленные на толкование норм права, регулирующих условия и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, выводов суда о незаконности оспариваемого истцом решения не опровергают и при установленных судом обстоятельствах не могут быть приняты во внимание в качестве оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства, свидетельствуют о том, что оспариваемое решение УСЗН администрации г.Ачинска о прекращении с 01 июля 2017 г. предоставления Михайлову Е.В. мер социальной поддержки, оформленное протоколами закрытия субсидий от 10 июля 2017 г., является незаконным, в связи с чем заявленные требования Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Михайлова Е.В. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Михайлова Е. В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации города Ачинска о прекращении с 01 июля 2017 г. предоставления мер социальной поддержки Михайлову Е. В. по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, платы за наем, оформленное протоколами закрытия субсидий от 10 июля 2017 г.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                                           Т.В. Парфеня

2-381/2018 (2-4314/2017;) ~ М-4016/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Михайлов Е.В.
Ачинский межрайпрокурор
Ответчики
УСЗН администрации г. Ачинска
Другие
Министерство социальной политики Красноярского края
администрация г. Ачинска
Суд
Ачинский городской суд
Судья
Парфеня Татьяна Владимировна
18.12.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2017[И] Передача материалов судье
21.12.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
16.01.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2018[И] Судебное заседание
05.02.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2018[И] Дело оформлено
01.03.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее