Решение по делу № 33-1412/2011 от 12.04.2011

Докладчик Севастьянова Н.Ю. Кассационное дело № 33-1412-11

Судья Зубов А.М.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 апреля 2011 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Бельцовой В.В., судей Севастьяновой Н.Ю., Сумина О.С., при секретаре Яковлевой В.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Ин­спекции Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары к Иголкиной М.А. о взыскании задолженности по земельному налогу, поступившее по кассационной жалобе истца Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 10 марта 2011 года, которым постановлено:

- в иске Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары к Иголкиной М.А. о взыскании задолженности по земельному налогу в общем размере ... руб. ... коп., в том числе: налог – ... руб. ... коп., и пени – ... руб. ... коп., отказать.

Заслушав доклад судьи Севастьяновой Н.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары (далее ИФНС России по г.Чебоксары) обратилась в суд с иском к Иголкиной М.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2010 год в размере ... руб. ... коп., в том числе налог в размере ... руб. ... коп., пени в размере ... руб. ... коп.

В обоснование заявленных требований указано, что ответчик признается налогоплательщиком земельного налога в соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ, поскольку является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в размере ... доли (вид разрешенного использования «...», кадастровый номер , кадастровая стоимость ... руб.). В соответствии с Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10 июня 2004 года №1287 в отношении прочих земельных участков, применительно к налоговому периоду 2010 года, установлена налоговая ставка в размере 1,4%. Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление на уплату земельного налога за 2010 год, в котором указан размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога. Однако в установленный законодательством срок сумма налога за 2010 года в бюджет не перечислена. В порядке ст.ст.69, 70 Налогового кодекса РФ ответчику было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которое до настоящего времени не исполнено. Сумма земельного налога, подлежащая уплате Иголкиной М.А. за 2010 год, со­ставляет ... руб. ... коп., в том числе по сроку уплаты 15 сентября 2010 года – ... руб. ... коп. Ответчиком 15 сентября 2010 года была частично уплачена сумма налога в размере ... руб. ... коп. Таким образом, оставшаяся сумма налога к уплате составляет ... руб. ... коп. За несвоевременную уплату налога Иголкиной М.А. начислены пени в размере ... руб. ... коп.

В судебном заседании представитель истца ИФНС России по г.Чебоксары Лоцманова Е.Б., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год. На 01 января 2010 года в Инспекцию была предоставлена информация в электронном виде о земельном участке расположенном по адресу: <адрес>, согласно которой актуальная кадастровая стоимость земельного участка составила ... руб. Из данной кадастровой стоимости и установленной Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10 июня 2004 года №1287 налоговой ставки в размере 1,4%, приходящейся на ответчика доли земельного участка – ..., был определен размер земельного налога на 2010 год. Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Инспекцию не поступали от органов, осуществляющих кадастровый учет. Иголкина М.А. также в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике за внесением изменений о назначении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер ), в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним с подлинниками и надлежаще заверенными копиями документов не обращалась. Представленные Иголкиной М.А. копия распоряжения администрации г.Чебоксары от 13 сентября 2010 года и копия кадастрового паспорта земельного участка от 21 октября 2010 года не могут быть основанием для перерасчета земельного налога за 2010 год, поскольку копия распоряжения заверена ненадлежащим образом, печать «не читаемая», на копии кадастрового паспорта отсутствует гербовая печать.

Ответчик Иголкина М.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Иголкиной М.А. – Жданкина Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила на основании Распоряжения Администрации г.Чебоксары от 13 сентября 2010 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике были изменены паспортные данные земельного участка, где указана кадастровая стоимость в размере ... руб. ... коп. и удельный показатель кадастровой стоимости ... руб. ... коп. за кв.м, вид разрешенного использования стал «...». Вследствие этого размер земельного налога за 2010 год по состоянию на 15 сентября 2010 года составляет ... руб. ... коп. Иголкина М.А., как добросовестный налогоплательщик, оплатил авансовый платеж по земельному налогу по сроку 15 сентября 2010 года и дважды, заявлением от 20 сентября 2010 года и заявлением от 29 ноября 2010 года с приложением подтверждающих документов ставила ИФНС России по г.Чебоксары в известность о кадастровой стоимости земельного участка. Поскольку авансовый платеж по земельному налогу за 2010 год и пени по налогу ответчиком полностью уплачены, исковые требования необоснованные. Кроме того, указала, что изначально неверно была определена кадастровая стоимость земельного участка. На момент приобретения земельного участка земля находилась в государственной собственности, назначение спорного земельного участка значилось как «...». Однако такой вид разрешенного использования не предусмотрен Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года №39. Спорный земельный участок по своему предназначению относился к земельным участкам, предназначенным для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Поэтому налоговая база должны была исчисляться из расчета ... руб. ... коп. за кв.м.

Третье лицо ФГУ «Земельная кадастровая палата» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, просило о рассмотрении дела без их участия, в письменном отзыве в адрес суда исковые требования Инспекции поддержали, указывая, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки (кадастровой стоимости) земельного участка, определяется на конкретную дату (01 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.

По делу судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истцом ИФНС России по г.Чебоксары по мотиву его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей истца ИФНС России по г.Чебоксары Игнатовой М.А. и Иванова А.Ю., поддержавших доводы, изложенные в жалобе, представителя ответчика Иголкиной М.А. – Жданкиной Н.В., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговый орган неправильно исчислил налоговую базу по земельному налогу за 2010 год, поскольку необоснованно применил ставку налога в ... руб. ... коп. за кв.м., который предусмотрен п.7 состава видов разрешенного использования, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 января 2008 года № 12, тогда как подлежала применению ставка из расчета ..., ... руб. за кв.м., предусмотренная п.9 состава видов разрешенного использования, а именно для «...».

Судебная коллегия считает указанные выводы суда первой инстанции неправильными, поскольку в соответствии с положениями действующего налогового законодательства, земельного законодательства РФ налоговый орган не наделен полномочиями по определению кадастровой стоимости земельного участка.

Как следует из материалов дела, государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Чувашской Республики в 2007 году была осуществлена Управлением Роснедвижимости по Чувашской Республике в соответствии со ст.66 Земельного кодекса РФ и приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 6 февраля 2007 года N П/0017 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году" (в редакции от 28 февраля 2007 года), которым на территориальные органы Роснедвижимости была возложена обязанность провести работы по государственной кадастровой оценке земель в составе земель населенных пунктов.

Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года N 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".

Согласно пунктам 3, 4 указанного Административного регламента государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации. Исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает административные процедуры, в том числе внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.

С 15 сентября 2010 года на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 года №П/93 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике-Чувашии наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (полномочия органа кадастрового учета).

Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка была произведена Управлением Роснедвижимости по Чувашской Республике в соответствии с действовавшим на тот период законодательством.

Указанная кадастровая стоимость спорного земельного участка не была оспорена ответчиком в установленном законом порядке. Так, в соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Также несостоятельны доводы ответчика о его неосведомленности относительно установленной кадастровой оценки земельного участка.

В соответствии с п.14 Налогового кодекса РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст.388 Налогового кодекса РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст.14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 1 марта 2008 года указанные сведения предоставляются в порядке, установленном ст.22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Соответственно сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения являются общедоступными в сети Интернет и могли быть получены налогоплательщиком бесплатно в территориальных органах Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по его письменному заявлению, в случае не согласия с ними оспорены в установленном законом порядке.

В соответствии с п.3 ст.396 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно п.1 ст.390, п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу п.1 ст.393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

Положения п.12 ст.396 Налогового кодекса РФ предусматривают, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 01 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Таким образом, налоговая база определяется налоговым органом исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом (в спорном случае – на 01 января 2010 года). Информация о кадастровой стоимости земельного участка доводится до налогового органа органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним ежегодно до 01 февраля года, являющегося налоговым периодом (в спорном случае – до 01 февраля 2010 года).

Между Управлением Федерального агентства кадастровой службы по Чувашской Республике и Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике заключено Соглашение о взаимодействии и информационном обмене в электронном виде сведениями о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения по земельному налогу, от 11 февраля 2008 года.

На 01 января 2010 года в Инспекцию была представлена информация в электронном виде о спорном земельном участке, согласно которой актуальная кадастровая стоимость земельного участка составляет ... руб. Исходя из указанной кадастровой стоимости земельного участка и принадлежащей ответчику доли земельного участка (...), налоговой ставки в 1,4 %, налоговым органом в соответствии с требованиями п.1 ст. 390, п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ был определен размер земельного налога на 2010 год в размере ... руб. ... коп. (... руб. х 1,4 % х ...), сумма авансового платежа на 15 сентября 2010 года составила – ... руб. ... коп. (... руб. ... коп. : 2).

Действительно, 21 октября 2010 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике-Чувашии на основании распоряжения администрации г.Чебоксары от 13 сентября 2010 года за были изменены паспортные данные спорного земельного участка, изменен вид разрешенного использования на «...», что повлекло изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка до ... руб. ... коп. и удельный показатель кадастровой стоимости ... руб. ... коп. за кв.м.

Вместе с тем, изменение вида разрешенного использования и как следствие кадастровой стоимости земельного участка не влечет изменение установленной ранее на 01 января 2010 года налоговой базы и размера земельного налога на 2010 год. Поскольку, как указывалось выше, в соответствии с положениями п.1 ст.390, п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (в спорном случае – на 01 января 2010 года) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, за исключением случаев, когда изменение результатов государственной кадастровой оценки земли произошло вследствие исправления технических ошибок, судебного решения.

Более того, изменение вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка произошло только 21 октября 2010 года, тогда как сведения о кадастровой стоимости в силу п.12 ст.396 Налогового кодекса РФ предоставляются в налоговый орган в срок до 01 февраля 2010 года. Следовательно, сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка должны быть представлены в Инспекцию органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до 01 февраля 2011 года, являющегося следующим налоговым периодом – 2011 год.

При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно исчислил земельный налог на 2010 год исходя из налоговой базы соответствующей кадастровой стоимости земельного участка на 01 января 2010 года в размере ... руб.

Согласно п.4 ст.397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с п.10.4.3 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 07 сентября 2005 года №1733, в редакции от 15 ноября 2005 года, налогоплательщики – физические лица уплачивают один авансовый платеж не позднее 15 сентября налогового периода. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и одной второй налоговой ставки. Уплата налога по истечении налогового периода производится не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Соответственно у налогоплательщика земельного налога с момента получения налогового уведомления возникает обязанность по уплате авансового платежа по земельному налогу в срок не позднее 15 сентября налогового периода.

Из материалов дела усматривается, что налоговый орган направил ответчику налоговое уведомление о необходимости уплаты авансового платежа по земельному налогу за 2010 год в срок не позднее 15 сентября 2010 года в размере ... руб. ... коп. Ответчиком 15 сентября 2010 года была частично уплачена сумма налога в размере ... руб. ... коп. Таким образом, оставшаяся сумма уплаты авансового платежа по земельному налогу за 2010 год к уплате составляет ... руб. ... коп.

Поскольку ответчик не исполнила надлежаще свои обязанности по уплате авансового платежа по земельному налогу за 2010 год, налоговый орган в порядке ст.ст.69, 70 Налогового кодекса РФ направил ответчику требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которое не было исполнено налогоплательщиком.

В соответствии со ст.69 части первой Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Ввиду неисполнения налогоплательщиком требования налогового органа об уплате налога, пени, исковые требования налогового органа по взысканию с ответчика задолженности по уплате авансового платежа по земельному налогу за 2010 год в размере ... руб. ... коп., пени в размере ... руб. ... коп. законные.

В ходе рассмотрения дела в суде ответчик представил квитанцию от 26 января 2011 года об уплате налога на сумму ... руб. ... коп. и квитанцию от 26 января 2011 года об уплате пени по земельному налогу на сумму ... руб. ... коп., в которых не указан налоговый период по сроку уплаты налога и пени. Вследствие этого налоговый орган зачел указанные суммы в счет имеющейся у ответчика задолженности по земельному налогу за 2009 год и отказался от исковых требований к Иголкиной М.А. в части взыскания земельного налога за 2009 год на эту сумму по гражданскому делу (л.д....). Поэтому эти суммы не учитываются при определении размера задолженности ответчика по земельному налогу за 2010 год.

На основании изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства дела установлены судом полно, для разрешения спора не требуется представление дополнительных доказательств, судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, выносит новое решение, которым удовлетворяет исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары по взысканию с Иголкиной М.А. задолженности по уплате авансового платежа по земельному налогу за 2010 год в размере ... руб. ... коп., пени в размере ... руб. ... коп.

Руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 10 марта 2011 года отменить и вынести по делу новое решение:

- взыскать с Иголкиной М.А. задолженность по уплате авансового платежа по земельному налогу за 2010 год в размере ... руб. ... коп., пени – ... руб. ... коп.;

- указанные суммы подлежат перечислению на расчетный счет Управления Федерального казначейства Минфина РФ по Чувашской Республике (ИФНС по г.Чебоксары) №40101810900000010005, код бюджетной классификации налога 18210606022042000110. Наименование получателя платежа: УФК по Чувашской Республике: налоговый орган: ИНН 2130000012 ИФНС России по г.Чебоксары; наименование банка: ГРКЦ НБ Чувашской Республики банка России, БИК: 049706001; наименование платежа: земельный налог физических лиц.

Председательствующий

Судьи:

33-1412/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
ИФНС по г. Чебоксары.
Ответчики
Иголкина М.А.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Севастьянова Н.Ю.
27.04.2011Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее