№ 2-1051/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 13 июня 2017 года.
Мотивированное решение составлено 16 июня 2017 года.
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Австриевских А.И., при секретаре Тухфатуллиной Ф.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО13 ФИО4 к ФИО14 ФИО15, ФИО16 об установлении факта имеющего юридическое значение, о признании права на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:
ФИО17 обратилась в Ступинский городской суд <адрес> с исковым заявлением к ФИО18 и ФИО19, в котором просит установить юридический факт того, что она состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи ФИО1, и признать за ней право на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета, состоящей в составе семьи на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
Свои исковые требования ФИО20 обосновывает тем, что она является инвалидом второй группы с детства. Решением исполнительного комитета Ступинского городского совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ их семья была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени её жилищные условия не улучшились. Их семья продолжает проживать в трех комнатах коммунальной квартиры, где зарегистрированы <данные изъяты> человек. В ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в отдел по учёту и обеспечению граждан жилой площадью администрации Ступинского муниципального района <адрес> по вопросу реализации жилищных прав и предоставлении выплаты за счёт средств федерального бюджета как инвалиду <данные изъяты> группы. Однако в предоставлении выплаты ей было отказано по тем основаниям, что в решении № от ДД.ММ.ГГГГ не указана ссылка на постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ901, а также в решении № от ДД.ММ.ГГГГ имеется описка в фамилии ее матери, вместо «ФИО12» указано «ФИО21
В судебном заседании истец подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении, настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика – администрации Ступинского муниципального района <адрес>, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требования по тем основаниям, что в решении исполнительного комитета Ступинского городского совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ не указана ссылка на постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Третье лицо ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования.
Представители администрации городского поселения Ступино и Министерства строительного комплекса <адрес> в судебное заседание не явились; о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении суду не представили. Представитель Министерства строительного комплекса <адрес> представил письменные возражения.
На основании ч.3 – ч.5 ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав мнение сторон; исследовав и оценив письменные доказательства в их совокупности, пришел к следующему выводу.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст. 18, ч.ч. 1 и 2 ст. 19).
Как неоднократно подчёркивал Конституционный Суд РФ в своих решениях, обозначенные в Конституции РФ цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении им нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция РФ, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использование для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч. 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Непосредственно Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждён Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учёт до 01.01.2005 года, как следует из ч. 2 названной статьи, финансируется за счёт средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 – 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учётом приведенных положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Из ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01.012005 года на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также члены их семьи имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Согласно п. 6 указанных Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с Перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с п.п. 2, 3 и 4 ст. 1 Закона Московской области от 26.07.2006 года № 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до 01.01.2005 года, в том числе инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, объем средств, предусматриваемый бюджетам муниципальных образований Московской области, определяется исходя из числа указанных лиц, общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Московской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета один раз.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица ФИО3 совместно с ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д.№).
Иного жилого помещения для постоянного проживания у Куприяновой Е.С. не имеется.
Истица Куприянова Е.С. является инвалидом второй группы с детства, что подтверждается справкой серии <данные изъяты> № (л.д.№
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Исполком Ступинского горсовета с заявлением о постановке на учет для улучшения жилой площади ее семьи из <данные изъяты> человек, один из которых является инвалидом с детства <данные изъяты> группы (дочь – ФИО2, <данные изъяты> года рождения) (л.д№).
На основании Решения исполнительного комитета Ступинского городского совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и её семья из <данные изъяты> человек (трое детей), поставлены на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.№
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию Ступинского муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении ей единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счёт средств федерального бюджета как инвалиду <данные изъяты> группы, состоящей на учёте нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи своей матери ФИО1 (л.д№.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ступинского муниципального района <адрес> в адрес истицы направлено письмо, из которого следует, что поскольку в Решения Ступинского городского совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ не указана ссылка на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, вопрос о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счёт средств федерального бюджета не может быть рассмотрен (л.д.№
До настоящего времени жилищные условия истицы не улучшились.
ФИО3 подпадает под категорию лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в указанном выше порядке.
Поскольку в соответствии с вышеприведёнными нормами законодательства РФ истица ФИО3 имеет право на получение вне очереди жилого помещения за счет средств федерального бюджета, то исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Состоя на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени право на получение жилого помещения истицей не реализовано.
Также подлежит удовлетворению и требование истца об установлении факта того, что она (истец) состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи ФИО1 (ее матери).
В судебном заседании нашло достоверное подтверждение то обстоятельство, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО1 и допущенная в решении Ступинского городского совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ описка в фамилии ФИО1 – ФИО22, является явной опечаткой, что явствует из представленного жилищного дела № и неоднократных ответов администрации Ступинского муниципального района о том, что именно семья ФИО1 принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий решением исполкома Ступинского горсовета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
В силу ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
При этом суд при вынесении настоящего решения учитывает и то обстоятельство, что в ином порядке установление данного юридического факта не представляется возможным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198, 264 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Куприяновой ФИО4 удовлетворить:
- Считать установленным имеющий юридическое значение факт, что ФИО23 ФИО24 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с решением исполнительного комитета Ступинского городского совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в составе семьи ФИО1.
- Признать за ФИО25 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, инвалидом второй группы, состоящей в составе семьи на учёте нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течении месяца.
Федеральный судья Австриевских А.И.