№ 2а-66/2020
УИД 13RS0023-01-2019-004868-04
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 января 2020 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Мариной А.С.,
с участием в деле:
административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска, её представителя Голова М.Ю., действующего на основании доверенности от 25.10.2019,
административного ответчика Фоминой С.В.,
заинтересованного лица финансового управляющего Мурашкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска к Фоминой С. В. о взыскании пени по налогу на добавленную стоимость, пени по налогу на доходы физических лиц,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее ИФНС по Ленинскому району г. Саранска, налоговый орган, инспекция) обратилась с административным иском к Фоминой С.В. о взыскании пени по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2017 г. в размере 5 750 рублей 19 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. в размере 1 770 рублей 55 копеек, а всего на общую сумму 7 520 рублей 74 копейки.
В обоснование заявленных требований указано, что Фомина С.В. состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска, является плательщиком вышеупомянутых налогов. Согласно п. 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту учета соответствующую налоговую декларацию. Срок предоставления декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 г. согласно вышеприведенной норме Налогового кодекса – 25.10.2017, фактически представлена - 24.10.2017. Сумма налога к уплате составила 273 939 рублей. Уплата налога в соответствии с п.1 ст. 174 Налогового кодекса производится по итогам каждого налогового периода за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, сроки уплаты по представленной декларации 25.10.2017 – 91 252 рубля, 27.11.2017 – 91 252 рубля, 25.12.2017 – 91 315 рублей.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 229 Налогового кодекса налоговая декларация по форме 3-НДФЛ представляется не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода. Фактически представлена – 28.04.2019, сумма налога к уплате составила 87 750 рублей (с учетом частичной оплаты 84 312 рублей). Уплата налога, в соответствии с п. 4 ст. 228 Налогового кодекса, производится не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода. Срок уплаты по представленной декларации 15.10.2018.
В установленные законодательством сроки, указанные суммы налогов Фоминой С.В. оплачены не были. В связи с чем начислены пени, за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате налогов.
Обязанность по уплате добровольно не была исполнена, в связи с чем налоговым органом было направлено требование № 19686 от 13.12.2018, однако требование до настоящего времени не исполнено.
Мировым судьей судебного участка №3 Ленинского района г. Саранска выдан судебный приказ от 08.05.2019 о взыскании с Фоминой С.В. пени по налогу на добавленную стоимость, пени по налогу на доходы физических лиц. Фомина С.В. представила возражения относительно исполнения судебного приказа. Определением от 24.05.2019 судебный приказ отменен.
Просит суд взыскать пени по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2017 г. в размере 5 750 рублей 19 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. в размере 1 770 рублей 55 копеек, а всего 7 520 рублей 74 копейки.
В судебном заседании представитель административного истца Голов М.Ю. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Заинтересованное лицо Мурашкина Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения административного дела извещена своевременно и надлежащим образом.
Административный ответчик Фомина С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения административного дела извещена своевременно и надлежащим образом.
Их неявка в соответствии ч. 2 ст. 289 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу положений пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Основания, по которым налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога, перечислены в пункте 2 статьи 45 Налогового кодекса.
В силу пункта 1 статьи 57 Налогового кодекса сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом (пункт 2 указанной статьи).
В соответствие с абз. 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с пункта 2 той же статьи требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 3 статьи 69 Налогового кодекса требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пунктом 1 статьи 143 налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога в соответствии с п.1 ст. 174 Налогового кодекса производится по итогам каждого налогового периода за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно части 1 статьи 207 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в сроки, установленные статьей 229 Налогового кодекса (пункт 5 статьи 227 Налогового кодекса). Согласно пункту 1 статьи 229 Налогового кодекса налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 Налогового кодекса). В соответствии с частью 1 статьи 399 Налогового кодекса налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 57 Налогового кодекса при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).
Из материалов дела следует, что за Фомина С.В. в 2017 году являлась плательщиком налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц, которые своевременно не оплатила.
28.04.2019 представила декларацию по форме 3-НДФЛ за 2017 год где задекларировала сумму налога на доходы физических лиц, подлежащую уплате – 87 750 рублей, однако в сроки установленные законодательством данную сумму не оплатила.
Административный ответчик в 2017 году являлась плательщиком налога на добавленную стоимость. 24.10.2017 представила декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 г., где задекларировала сумму налога подлежащую уплате 273 939 рублей, однако в сроки установленные законодательством данную сумму не оплатила.
Таким образом, до настоящего времени у административного ответчика имеется не погашенная задолженность по пени по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2017 г. в размере 5 750 рублей 19 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. в размере 1 770 рублей 55 копеек, а всего на общую сумму 7 520 рублей 74 копейки.
В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П и определении от 4 июля 2002 года N 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
Расчет пени по указанным видам налога произведен налоговым органом в соответствии с требованиями налогового законодательства (л.д. 3, 11, 12), арифметически верен, является обоснованным по праву и административным ответчиком не оспаривается, а также то обстоятельство, что данная обязанность им не исполнена.
Налоговым органом было выставлено требование № 19686 от 13 декабря 2018 г., из которого следует, что за Фоминой С.В. числится недоимка по пени по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2017 г. в размере 5 750 рублей 19 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. в размере 1 770 рублей 55 копеек, а всего на общую сумму 7 520 рублей 74 копейки, со сроком уплаты до 10 января 2019 г. (л.д. 9).
Из налогового требования усматривается, что пени по указанным видам налога образовались ввиду их несвоевременной уплаты.
Как следует из материалов дела, налоговое требование об уплате и пени направлено Фоминой С.В. заказным письмом по его месту жительства, следовательно, по истечении шести дней с даты направления считается полученным ответчиком (п. 6 ст. 69 НК Российской Федерации).
Требование ИФНС по Ленинскому району г. Саранска административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены, в связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, пени в суд с указанным административным исковым заявлением.
При таких обстоятельствах, исходя из положений статей 70, 72, 75 Налогового кодекса, при отсутствии доказательств уплаты налога, у налогового органа имелись законные основания для начисления налогоплательщику пени на недоимку по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2017 г. в размере 5 750 рублей 19 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. в размере 1 770 рублей 55 копеек, а всего на общую сумму 7 520 рублей 74 копейки.
Согласно части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма закреплена в абзаце 4 статьи 48 Налогового кодекса.
Согласно статье 48 Налогового кодекса, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, установленные пунктами 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, могут быть восстановлены судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
Право на обращение в суд у налогового органа возникло в течение 6 месяцев с даты окончания срока, установленного в требовании от 13 декабря 2018 г. № 19686, т.е. с 10 января 2019 г. Предельным сроком для обращения налогового органа в суд являлась дата – 10 июля 2019 г.
Из материалов дела следует, что связи с неисполнением налогоплательщиком Фоминой С.В. установленной законом обязанности по уплате налогов в добровольном порядке, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 3 Ленинского района г. Саранска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Фоминой С.В. пени по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 г., пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 г.
Мировым судьей судебного участка № 3 Ленинского района г. Саранска 08.05.2019 вынесен судебный приказ о взыскании с Фоминой С.В. обязательных платежей и санкций.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Саранска от 24 мая 2019 г. в связи с тем, что от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ был отменен.
Таким образом, процессуальный срок при обращении 21.11.2019 в суд с административным иском (л.д. 1) налоговым органом, не утратившим право на принудительное взыскание указанных сумм, не пропущен.
Принимая решение по делу, суд учитывает, что 08.09.2017 Фомина С.В. обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании её несостоятельной (банкротом). Определением данного суда от 15.09.2017 указанное заявление принято к производству, возбуждено дело № А39-6964/2017 о несостоятельности (банкротстве) должника Фоминой С.В.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 16 октября 2017 г. Фомина С.В. признана несостоятельной (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества должника на срок до 11.04.2018, финансовым управляющим утверждена Мурашкина Е.В.
Срок процедуры неоднократно продлевался и до настоящего времени процедура реализации имущества должника Фоминой С.В. не завершена, требования налогового органа по настоящему делу в реестр требований кредиторов не включались.
Вместо с тем ведение процедуры банкротства не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в частности, таковыми являются требования по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. Названные требования сохраняют силу и после завершения процедуры банкротства в отношении должника (пункт 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
Исходя из положений статей 2, 5 Закона о банкротстве налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
Аналогичные положения содержатся и в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 Налогового кодекса обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы; возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен. Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Об этом же сказано в п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016) - моментом возникновения обязанности по уплате налога, является день окончания налогового периода, а не день предоставления налоговой декларации или день окончания уплаты налога.
По смыслу приведенных выше норм права, применительно к обязательным (налоговым) платежам ориентиром по разделению реестровых и текущих платежей является дата окончания соответствующего налогового периода.
Учитывая, что обязательства по уплате налога на добавленную стоимость за третий квартал 2017 г. и налога на доходы физических лиц у Фоминой С.В. наступили после возбуждения производства по делу о банкротстве гражданина, данные платежи являются текущими и не подлежат взысканию в рамках дела о банкротстве.
На основании изложенного, суд полагает административные исковые требования ИФНС по Ленинскому району г. Саранска к Фоминой С.В. о взыскании пени по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2017 г. в размере 5 750 рублей 19 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. в размере 1 770 рублей 55 копеек, а всего 7 520 рублей 74 копейки, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 103 КАС Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части первой статьи 114 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с положениями части 1 статьи 114 КАС Российской Федерации с Фоминой С.В. в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей, предусмотренной абзацем 1 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса..
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к Фоминой С. В. о взыскании пени по налогу на добавленную стоимость, пени по налогу на доходы физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Фоминой С. В., зарегистрированной по адресу: <адрес> пени по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2017 г. в размере 5 750 (пяти тысяч семисот пятидесяти) рублей 19 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. в размере 1 770 (одной тысячи семисот семидесяти) рублей 55 копеек, а всего на общую сумму 7 520 (семь тысяч пятьсот двадцать) рублей 74 копейки.
Взыскать с Фоминой С. В. в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 400 (четырёхсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 января 2020 года.
Судья А.К. Чибрикин