РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Еланцы 22 декабря 2017 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сыроватской Р.Р.,
с участием представителя истца помощника прокурора Ольхонского района Игнатьевой Е.В.,
ответчика Романова В.В.,
при секретаре Варнаковой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-303/2017 по иску прокурора Ольхонского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Романову В.В. о взыскании ущерба причиненного окружающей среде, освобождении занятых земельных участков, запрещении эксплуатации водозаборной скважины деятельности на земельном участке, запрещении эксплуатации котельной,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ольхонского района Иркутской области обратился в Ольхонский районный суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с названным уточненным иском к Романову В.В..
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района по заданию Генеральной прокуратуры РФ с привлечением специалистов контролирующих органов проведена выездная проверка исполнения земельного и природоохранного законодательства при эксплуатации базы отдыха «Чайка».
Установлено, что объекты туристической инфраструктуры базы отдыха «Чайка» размещены Романовым В.В. на земельном участке с кадастровым №. Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешённого использования - для строительства базы отдыха, площадь - 14252 кв.м., предоставлен Романову В.В. на праве аренды, о чем в ЕГРН имеется запись регистрации под № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обозначенный земельный участок по периметру огорожен забором, доступ третьих лиц на земельный участок ограничен.
По результатам обмера территории базы отдыха установлено, что фактическая его площадь составляет 15680 кв.м. и включает в себя следующие земельные участки:
- с кадастровым №, площадью 14252 кв. м, на котором расположены здания, строения и сооружения базы отдыха «Чайка»;
- с кадастровым №, площадью 1428 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, д. Куркут, <адрес> б, поставленный на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, относящийся к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство), для размещения 2 зданий – кафе, позная. Данный земельный участок на каком-либо вещном праве не предоставлен.
Ответчику в установленном законом порядке земельный участок с кадастровым № не предоставлялся; документов, подтверждающих право ответчика на спорный земельный участок, не имеется.
Таким образом, самовольно занятый спорный земельный участок с кадастровым №, используются ответчиком для размещения зданий кафе и позной незаконно.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (п. 2 ст. 222 ГК РФ).
Соответственно, расположенные на самовольно занятом земельном участке объекты, перечисленные выше, подлежат сносу ответчиком либо за его счет.
Кроме того, фактически земельный участок с кадастровым № используется ответчиком не только самовольно, но и не в соответствии с установленным видом разрешенного использования - для размещения зданий кафе, в то время как имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно абзацу 1 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во-первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (часть 3).
Исходя из положений статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, вопросы установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований находятся в исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Решением Думы Шара-Тоготского муниципального образования от 14.09.2012г. № 1 утверждены Правила землепользования и застройки Шара-Тоготского муниципального образования – сельского поселения (с изм. и доп. в ред. решения Думы от 29.12.2016 г. № 50).
Поскольку земельный участок ответчика находится в пределах черты Шара-Тоготского поселения, к нему применяются названные Правила.
Из материалов проверки следует, что земельный участок с кадастровым № предназначен для индивидуального жилищного строительства.
Фактически ответчик использует земельный участок для размещения зданий кафе, что не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
При указанных обстоятельствах земельный участок с кадастровым № также подлежит освобождению ответчиком от возведенных зданий.
Кроме того, ключевым нарушением в деятельности Романова В.В. является превышение нормативов антропогенной нагрузки на наземные экосистемы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Так, использование земельного участка с установленным разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» с целью эксплуатации кафе нарушает ст. 13 Федерального закона «Об охране озера Байкал», закрепляющую необходимость соблюдения нормативов допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Нормативы антропогенной нагрузки на озеро установлены приказом Минприроды РФ от 05.03.2010 № 63, в соответствии с требованиями которого, их соблюдение осуществляется в отношении территории, окружающей места размещения рекреантов.
Деятельность Романовым В.В. осуществляется на земельном участке, не предназначенном для этих целей, что приводит к искажению сведений о фактически существующей антропогенной нагрузке и затрудняет ее оценку органами государственной власти и местного самоуправления применительно к указанному участку.
Учитывая изложенное, последствия воздействия деятельности на окружающую среду невозможно предвидеть, что является основанием для ее запрета в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», закрепляющей принцип запрещения любой деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В ходе проверки выявлены нарушения природоохранного законодательства, а также факт причинения ответчиком ущерба окружающей среде.
На территории базы отдыха «Чайка» размещено пять выгребных ям, две из которых расположенные возле зданий бани и сауны, являются негерметичными, а также 4 туалета, из которых 3 на два очка и 1 на одно очко, выгребные ямы которых также не оборудованы герметичными септиками.
Использование туалетов и септиков, не оборудованных герметичными септиками, является нарушением ст.ст. 34, 37, 39, 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года, ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и ст.65 Водного кодекса РФ.
База отдыха «Чайка» расположена в соответствии с заключением Байкальского управления Росприроднадзора от 02.10.2017 г. в границах водоохранной зоны озера Байкал.
В соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ в границах водоохранных зон допускается эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в том числе сооружениями для сбора отходов производства и потребления, а также сооружениями и системами для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Невыполнение требований природоохранного законодательства в силу ст. 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды" является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке.
Также на момент проверки на почвенном покрове на территории базы отдыха «Чайка» в местах стоянки трактора (Координаты N 53°01?621?, E106° 49?539?) и автобуса (координаты N 53°01?620?, E106° 49?539?) выявлены следы нефтяных пятен, наблюдался запах, характерный для нефтепродуктов.
Помимо прочего, на территории базы отдыха в месте расположения беседки № (координаты N 53°01?588?, E106° 49?494?) и в месте расположения беседки № (координаты N 53°01?604?, E106° 49?520?) размещены летние умывальники, слив с которых происходит через трубу непосредственно на почву, на которой выявлены следы слива сточных вод. А также в 200 метрах от беседок выявлен кран на деревянном заборе, в месте расположения крана на почве зафиксированы следы слива сточных вод. Наблюдался на момент проверки запах, характерный канализационным стокам.
По результатам анализа проб почвы, отобранных с вышеуказанных мест розлива нефтепродуктов и жидких коммунальных отходов установлены превышения концентраций следующих загрязняющих веществ: нефтепродуктов, азот нитритов, азот нитратов, аммония обменного, хлоридов, сульфатов (водорастворимые формы), АПАВ.
Общий вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды в местах пролива нефтепродуктов и сточных вод базы отдыха «Чайка», рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, составил 1039500 руб., из них ответчиком оплачено добровольно 300000 руб.
В соответствии с абз. 4 и 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ст. 76 Земельного кодекса РФ лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
В соответствии со ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по месту причинения вреда (нахождения природного объекта) по нормативу сто процентов.
Проверкой в деятельности ответчика выявлено нарушение водного законодательства и об охране атмосферного воздуха.
Водоснабжение базы отдыха «Чайка» осуществляется посредством забора воды из скважины (координаты N 53°01?639?, E106° 49?530?), которая оборудована павильоном. В павильоне установлена автоматическая система подачи воды без накопительной емкости.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ водоснабжение - это подача поверхностных вод или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.
Согласно ст. 5, п. 3 ст. 43 Водного кодекса РФ к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Порядок пользования подземными водными объектами для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Законом РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 установлено, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (ст. 11 Закона о недрах).
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В нарушение вышеуказанных требований закона при эксплуатации базы отдыха «Чайка» добыча подземной воды из водозаборной скважины осуществляется в отсутствие лицензии на пользование недрами; на водозаборную скважину не разработан и не утвержден проект округов и зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; санитарно-эпидемиологическое заключение на проект о соответствии его санитарным правилам не получено.
Отопление помещений базы отдыха «Чайка» осуществляется посредством размещения и эксплуатации котельной.
При этом, у владельца базы отдыха – Романова В.В. нарушением ст. 12, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» отсутствуют утвержденные нормативы выбросов, а также, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Невыполнение требований природоохранного законодательства в силу ст. 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды" является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе одних из следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Просит взыскать с Романову В.В. ущерб, причиненный окружающей среде, в размере 739500,00 рублей (семьсот тридцать девять тысяч пятьсот рублей 00 копеек) в бюджет Ольхонского районного муниципального образования.
Реквизиты получателя денежных средств: администрация Ольхонского районного муниципального образования (666130, Иркутская область, Ольхонский район, с. Еланцы, ул. Пенкальского, 14), УФК по Иркутской области, Л/С - 043430100030; Расчетный счет – 40101810900000010001, КБК 90011635030050000140, ИНН – 3836000390, КПП – 382701001; ОГРН - 1023802703605, ОКТМО 25630000.
Обязать Романову В.В. освободить самовольно занятый земельный участок с кадастровым № от зданий кафе и позной, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Запретить деятельность Романову В.В. по эксплуатации водозаборной скважины, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 38:13:060703:137 в отсутствие лицензии на недропользование, проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения, получившего санитарно-эпидемиологическое заключение.
Запретить деятельность Романову В.В. по эксплуатации котельной, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 38:13:060703:137 в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, а также нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Помощник прокурора Ольхонского района Игнатьева Е.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Ответчик Романов В.В. в судебном заседании уточненные исковые требования признал в полном объеме, о чем представил заявление. Правовые последствия, предусмотренные ст.173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны.
В судебное заседание представитель 3 лица Администрации Ольхонского районного муниципального образования Орлова А.А. не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебное заседание 3 лицо Байкальское управление Росприроднадзора своего представителя в суд не направило, из письменного отзыва следует, что иск прокурора просит удовлетворить, дело рассмотреть в их отсутствие.
В судебное заседание 3 лицо Управление Росреестра по Иркутской области своего представителя в суд не направило, из письменного отзыва следует, что в исходе дела не заинтересовано, просят рассмотреть в их отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать исковые требования.
В силу изложенного, суд считает возможным принять признание ответчиками иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Не соблюдение требований природоохранного и земельного законодательства при эксплуатации базы отдыха «Чайка», нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку не исполняет требования федерального законодательства в области охраны природы, имеющего в силу ст. 4 Конституции РФ верховенство на всей территории Российской Федерации.
Нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц заключается в том, что в силу ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В связи с признанием ответчиками иска и принятием признания иска судом, исковые требования прокурора Ольхонского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Прокурор при предъявлении иска на основании ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 10595,00 руб. взыскивается с ответчика, не освобожденного законом от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Ольхонского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Романову В.В. о взыскании ущерба причиненного окружающей среде, освобождении занятых земельных участков, запрещении эксплуатации водозаборной скважины деятельности на земельном участке, запрещении эксплуатации котельной, удовлетворить.
Взыскать с Романову В.В. ущерб, причиненный окружающей среде, в размере 739500,00 рублей (семьсот тридцать девять тысяч пятьсот рублей 00 копеек) в бюджет Ольхонского районного муниципального образования.
Реквизиты получателя денежных средств: администрация Ольхонского районного муниципального образования (666130, Иркутская область, Ольхонский район, с. Еланцы, ул. Пенкальского, 14), УФК по Иркутской области, Л/С - 043430100030; Расчетный счет – 40101810900000010001, КБК 90011635030050000140, ИНН – 3836000390, КПП – 382701001; ОГРН - 1023802703605, ОКТМО 25630000.
Обязать Романову В.В. освободить самовольно занятый земельный участок с кадастровым № от зданий кафе и позной, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Запретить деятельность Романову В.В. по эксплуатации водозаборной скважины, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 38:13:060703:137 в отсутствие лицензии на недропользование, проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения, получившего санитарно-эпидемиологическое заключение.
Запретить деятельность Романову В.В. по эксплуатации котельной, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 38:13:060703:137 в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, а также нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Взыскать с Романову В.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 10595,00 руб. (десять тысяч пятьсот девяносто пять рублей 00 копеек).
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья: Р.Р. Сыроватская