Дело №2-738/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торжок 18 июня 2014 года.
Торжокский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Шабановой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Еремеевой Ж.Е.,
с участием представителя истца Баринова А.А. – Романенковой Т.Б., действующей на основании доверенности от 17 *** года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кирилловой Ольги Олеговны в интересах Баринова Александра Анатольевича к муниципальному учреждению Комитет по управлению имуществом Торжокского района Тверской области о включении имущества в состав наследственной массы,
у с т а н о в и л:
Кириллова О.О. в интересах Баринова А.А. обратилась в суд с иском и просит включить в состав наследства, открывшегося со смертью ***, умершей 06 *** года денежный вклад ***; земельный участок и жилой дом***.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что *** являлась собственником жилого дома и земельного участка, находящихся по указанному выше адресу. Перечисленные объекты недвижимости индивидуализированы в качестве объектов гражданских прав, поставлены на государственный кадастровый учёт.
На имя ***М. открыт денежный вклад ***.
На случай своей смерти ***М. наследством не распорядилась, завещание не оформила. 01 *** года ***М. умерла.
Наследников по закону первой очереди к имуществу ***М. не имелось. Единственным наследником второй очереди являлся её родной брат – ***, который погиб 01 *** года во время Великой Отечественной войны.
03 *** года у ***М. родилась дочь ***М. (Хитрова до брака).
После смерти ***М. её племянница ***М. не могла быть наследником по закону по правилам Гражданского кодекса РСФСР (действовавшего на момент открытия наследства 01 октября 1997 года). Однако ***М. приняла наследство тёти – ***М. фактически в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности ***М. приняла меры по сохранению наследственного имущества, пользовалась жилым домом и земельным участком, иным имуществом, принадлежавшим ***М.
На случай своей смерти ***М. наследством не распорядилась, умерла 06 *** года.
Являясь наследником первой очереди по закону, сын умершей – Баринов А.А. обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство. Однако получить свидетельство на жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу***; на денежный вклад***, не представляется возможным, так как ***М. не оформила права на указанное имущество, принятое фактически после смерти тёти – ***М.
В судебном заседании представитель истца Романенкова Т.Б. поддержала заявленные исковые требования Баринова А.А. полностью, по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить. В качестве дополнений пояснила, что Баринов А.А. является единственным наследником первой очереди по закону. Иных лиц, претендующих на имущество его матери нет.
Истец Баринов А.А., его представитель Кириллова О.О. извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. От них поступили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием представителя Романенковой Т.Б.
Ответчик – муниципальное учреждение Комитет по управлению имуществом Торжокского района Тверской области извещён надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. От представителя юридического лица поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указано, что разрешение спора оставляет на усмотрение суда.
Исходя из содержания части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием для рассмотрения дела. Поэтому суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя истца, допросив свидетелей, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право наследования, гарантированное частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определяемом гражданским законодательством, нормами, действующими на день открытия наследства.
Поскольку данный спор возник в отношении наследственного имущества, изначально принадлежавшего Хитровой К.М., умершей 01 октября 1997 года, применительно к возникшим правоотношениям, исходя из принципа действия закона во времени, суд полагает руководствоваться как нормами наследственного права Гражданского кодекса РСФСР, так и нормами части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей отношения, связанные с принятием наследства, которая вступила в силу с 01 марта 2002 года.
В силу статьи 528 Гражданского кодекса РСФСР временем открытия наследства признавался день смерти наследодателя, а наследство представляло собой совокупность принадлежащих наследодателю имущественных прав, за исключением тех, которые носили личный характер и связаны с личностью последнего.
Исследованными по делу доказательствами установлено, что ***М. являлась при жизни собственником земельного участка***. Приведённые обстоятельства объективно подтверждаются копией дубликата свидетельства на право собственности на земельный участок, из которого следует, что ***М. на основании постановления главы администрации *** с/с от 23 *** года №*** выделен земельный участок по указанному адресу.
На этом земельном участке расположен жилой дом ***. ***М. являлась его обладателем, что подтверждается записями в похозяйственных книгах дер. *** за период ***, постановлением о присвоении дому, принадлежащему ***М. номера 3*** справкой администрации *** с/п от 31 *** года.
Перечисленные объекты недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, то есть индивидуализированы в качестве объектов гражданских правоотношений.
Отсутствие государственной регистрации права собственности ***М. на жилой дом и земельный участок не опровергают выводы суда о титуле последней в обладании перечисленными объектами недвижимого имущества, так как право собственности возникло до введение в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с 30 января 1998 года), и в силу статьи 6 этого Федерального закона – право является юридически действительным независимо от его государственной регистрации.
В ОСБ *** на имя ***М. открыт сберегательный вклад.
На случай своей смерти ***М. наследством не распорядилась, завещание не оформила, умерла 01 *** года. С этого дня открылось наследство и возможность принятия наследства лицами, призываемыми к наследованию в порядке очерёдности, установленной статьёй 532 Гражданского кодекса РСФСР. Наследство должно быть принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства, то есть с 02 *** года до 01 *** года.
В соответствии с Указом Президента СССР от 22 марта 1991 года №УП-1708 «О компенсации населению потерь от обесценения сбережений в связи с единовременным повышением розничных цен» вкладчики или же их наследники имеют право получить денежную компенсацию по вкладам, которые на момент 20 июня 1991 года оставались незакрытыми.
Исходя из содержания статьи 532 Гражданского кодекса РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являлись:
- в первую очередь – дети (в том числе усыновлённые, супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребёнок умершего, родившийся после его смерти;
- во вторую очередь – братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Наследники второй очереди призывались к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников первой очереди или при непринятии ими наследства, а также в случае, когда все наследники первой очереди были лишены завещателем права наследования.
Данных о том, что имелись наследники первой очереди к имуществу умершей ***М. представленные материалы не содержат, в судебном заседании не добыто.
По сведениям нотариуса Торжокского районного нотариального округа и нотариуса Торжокского городского нотариального округа наследственное дело к имуществу ***М. не заводилось, за принятием наследства никто не обращался. То есть срок для принятия наследства, открывшегося со смертью ***М. истёк.
Как пояснила в судебном заседании представитель истца Романенкова Т.Б. родной брат ***М. – ***М. мог являться единственным наследником второй очереди по закону к имуществу сестры, если бы был жив ко дню открытия наследства.
Согласно свидетельству о рождении, 03 *** года родилась ***. В графе отец указан ***.
Согласно извещению Торжокского горвоенкомата от 06 *** года ***М. погиб 01 *** года в бою за Социалистическую Родину.
Таким образом судом достоверно установлено, что на момент открытия наследства 01 *** года, ***М. фактически являлась единственным наследником к имуществу умершей.
Однако ***М. к числу наследников по закону, перечисленных в статье 532 Гражданского кодекса РСФСР не относилась. Соответственно не могла принять наследство в установленном законом порядке.
С 01 марта 2002 года введена в действие часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая правоотношения, связанные с принятием наследства, в которой законодатель определил семь очередей наследников по закону (статьи 1142-1145).
В статье 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации определён круг наследников третьей очереди по закону, к числу которых относятся в том числе дети братьев и сестёр наследодателя (племянники и племянницы наследодателя), которые наследуют по праву представления.
Наследование по праву представления заключается в том, что доля наследника по закону, умершего до открытия наследства переходит по праву представления к его соответствующим потомкам (пункт 1 статьи 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации).
То есть применительно к данному спору ***М. являлась наследником третьей очереди по закону, по праву представления, так как её отец ***М. (брат ***М.) умер до открытия наследства.
То обстоятельство, что наследство ***.М. было открыто до введения в действие с 01 марта 2002 года части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации и срок для его принятия истёк до этого дня, не ограничивало права на вступление в обладание таким наследством лицами, признаваемыми наследниками по новому кодексу.
Данный вывод суда основан на нормах статьи 6 Федерального закона от 28 ноября 2001 года №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которой лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей кодекса (статьи 1142-1148), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей кодекса.
Таким образом наследство, открывшееся со смертью ***М. могло быть принято наследником третьей очереди по закону (по праву представления) – ***М. в течение шести месяцев с 02 *** года до 01 *** года.
Доводы истца о фактическом принятии наследства ***М. после смерти ***М. в установленном законом порядке и срок объективно подтверждаются показаниями свидетелей *** пояснивших суду, что они знали ***М., её родного брата – ***М., который погиб на фронте во время Великой Отечественной войны, а также дочь ***М. (*** после брака). После смерти ***М., и её похорон, ***М. со своим сыном (Бариновым А.А.) сразу начали пользоваться жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу***, отремонтировали жилой дом. Постоянно в летний период сажали картофель на земельном участке, обкашивали усадьбу, собирали сено, в том числе в летний период *** года. На зиму закрывали досками окна, чтобы обеспечить его сохранность.
Копией свидетельства о смерти подтверждено, что ***М. умерла 06 *** года. С этого дня открылось наследство и возможность его принятия в установленном законом порядке.
В силу статьи 112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Так как ***М. являлась при жизни наследником по закону третьей очереди к имуществу ***М., приняла принадлежавшее последней наследственное имущество в установленном законом порядке и срок, представленные доказательства суд полагает достаточными для включения в состав наследственной массы, открывшейся со смертью ***М. денежный вклад *** и компенсацию по вкладу; земельный участок и жилой дом***, принадлежавшие наследодателю ***М.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Баринова Александра Анатольевича удовлетворить.
Включить в наследственную массу*** денежные средства*** во вклады ОСБ ***; земельный участок*** и жилой дом ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/
Решение принято в окончательной форме 20 июня 2014 года.
Решение не вступило в законную силу