Дело №2-2285/2016
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2016г. Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Попцовой М.С.,
при секретаре Мамаеве Д.А.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Железнодорожного района г.Красноярска ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Тимошенко Андрея Сергеевича к Министерству образования и науки Красноярского края о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Тимошенко А.С. с исковым заявлением к Министерству образования и науки Красноярского края о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ссылаясь на то, что Минусинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на дополнительную социальную защиту в соответствии с ФЗ РФ от 21.12.1996Г. №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ходе проверки установлено, что Тимошенко А.С. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО5, отец ФИО6 решением <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. лишены родительских прав в отношении сына. Жилое помещение за Тимошенко А.С. не закреплялось. До достижения Тимошенко А.С. возраста <данные изъяты> лет он обращался в органы опеки и попечительства администрации <адрес>, вместе с тем, пакет документов своевременно собран не был, в Министерство образования и науки Красноярского края для постановки на учет не направлялся. Находясь в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Тимошенко А.С. лишен возможности самостоятельно собрать документы для формирования соответствующего пакета и направления его в Министерство образования и науки Красноярского края. Юридического образования Тимошенко А.С. не имеет, обратился к прокурору с заявление об обращении в суд в его интересах с исковыми требованиями о восстановлении жилищных прав. Просит обязать Министерство образования и науки Красноярского края включить Тимошенко А.С., ДД.ММ.ГГГГ.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» по вступлению решения в законную силу.
Истец Тимошенко А.С. в судебное заседание не вызывался, отбывает наказание в ФИО14 ГУФСИН России по <адрес>, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, ему разъяснялось право довести свою позицию по делу до сведения суда посредством направления письменных обращений, а также допуска к участию в деле представителя. Необходимости личного участия самого Тимошенко А.С. в судебном заседании суд не усматривает, поскольку в судебном заседании принимает участие в его интересах прокурор. Учитывая характер рассматриваемых правоотношений и значение личных объяснений Тимошенко А.С. для рассмотрения данного дела, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, без его этапирования в судебное заседание.
В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного района г.Красноярска ФИО7 исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что документы Тимошенко А.С. о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, в Министерство не поступали.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
В силу ст.233 ГПК РФ, суд с согласия представителя истца рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В статье 1 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», приведено понятие детей, оставшиеся без попечения родителей, которыми являются лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
В силу статьи 8 указанного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч.1).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (ч.3).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч.8).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч.9).
Согласно ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир (п.1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.4).
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании ходатайства законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся полностью дееспособными (далее - законные представители), заявления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения с указанием желаемого места предоставления жилого помещения в границах муниципального района или городского округа края, который является местом жительства указанных лиц, либо согласия на определение места предоставления жилого помещения по решению уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования и иных документов.
Уполномоченные органы местного самоуправления запрашивают с использованием межведомственного информационного взаимодействия документы (содержащиеся в них сведения), указанные в подпунктах "г" - "и" пункта 5 настоящей статьи, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами края, муниципальными правовыми актами, если указанные документы не представлены законными представителями, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по собственной инициативе.
Уполномоченные органы местного самоуправления формируют учетные дела лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, приобщают к ним ходатайства и заявления о предоставлении жилого помещения, а также документы, предусмотренные подпунктами "б" - "и" пункта 5 настоящей статьи, направляют заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов в полном объеме (п.5).
Поступившие в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, рассматриваются краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - комиссия), на заседании, ближайшем после поступления документов в полном объеме.
Комиссия готовит предложения уполномоченному органу исполнительной власти края в области образования о включении лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на которых представлены документы, необходимые для предоставления жилых помещений, в список либо об отказе во включении их в список.
Решение о включении в список (об отказе во включении в список) лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заседания комиссии.
Включение в список лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. При совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан (п.7).
Судом установлено, что Тимошенко А.С. родился ДД.ММ.ГГГГ., отцом которого является ФИО6, матерью ФИО5, что подтверждается записью о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ а также справкой формы 1П.
Решением Минусинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Тимошенко А.С., ДД.ММ.ГГГГ Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ., Тимошенко А.С., ДД.ММ.ГГГГ.р., определен в Краевое государственное интернатное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение.
Приговором Минусинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., Тимошенко А.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч<данные изъяты> УК РФ и ему назначено наказание сроком <данные изъяты> месяцев лишения свободы.
Согласно сведениям ФИО15 ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., Тимошенко А.С., ДД.ММ.ГГГГ.р., осужденный ДД.ММ.ГГГГ Минусинским городским судом <адрес> к <данные изъяты> лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, отбывает наказание в ФИО16 России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время. Начало срока ДД.ММ.ГГГГ конец срока ДД.ММ.ГГГГ Формальный срок для реализации права подачи ходатайства на условно-досрочное освобождение не ранее ДД.ММ.ГГГГ и изменения вида исправительного учреждения на колонию–поселение не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям Администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ., Тимошенко А.С., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГр., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГр. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес> не состоят, жилые помещения по договору социального найма Администрацией <адрес> им не предоставлялись.
По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> за Тимошенко А.С., ФИО6, ФИО5 права на недвижимое имущество на территории Красноярского края не зарегистрированы.
В соответствии с ответом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ., согласно базе данных государственного учреждения Красноярского государственного центра технической инвентаризации и оценки зданий, строений, сооружений, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Тимошенко А.С., ФИО6, ФИО5 какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве в <адрес> и <адрес> не зарегистрированы.
Согласно представленных адресных справок ОУФМ России по <адрес> и <адрес>, ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирован по адресу: <адрес>; Тимошенко А.С. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>
По сведениям Управления Росреестра по Красноярскому краю, сведения о зарегистрированных правах отношении жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> также <адрес>, отсутствуют. Кроме того, квартира по адресу: <адрес>, <адрес> зарегистрирована на праве собственности за ФИО8; дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, зарегистрирован на праве собственности за ФИО9
Согласно записи акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ., Тимошенко А.С. и ФИО10 заключили брак. В качестве места жительства у Тимошенко А.С. и ФИО10 указано: <адрес>
Согласно договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО11 подарила ФИО9 дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, а также земельный участок, расположенный по этому же адресу, соответственно принадлежащий супруге истца дом не является совместно нажитым имуществом.
В соответствии с ответом Муниципального образования <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ., жилое помещение на территории муниципального образования <адрес> за несовершеннолетним ребенком-сиротой и (или) ребенком, оставшимся без попечения родителей – Тимошенко А.С., ДД.ММ.ГГГГ.р., не закреплялось.
Согласно поквартирной карточки, в квартире по адресу: <адрес>, <адрес>, была зарегистрирована и проживала ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ., проживал без прописки Тимошенко А.С.
В соответствии с объяснением ФИО12, данным старшему помощнику Минусинского межрайонного прокурора, она работает в должности ведущего специалиста отдела по правам детей и дошкольному образованию Управления образования администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Тимошенко А.С. впервые обратился в органы опеки и попечительства администрации <адрес> во вопросам получения жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ Пришел лично, но при этом документов при себе не мел. Она выдала список документов, необходимых для постановки на учет и получение жилого помещения. Журнал обращений сирот за получением жилья в то время не велся, поэтому она делала отметки в своих личных документах, вела список для себя всех сирот, которые к ней обращались, дату обращения, телефон для связи. В данном случае она откопировала тот документ, который выдала при первом обращении, поэтому точно сказать не может, когда обратился к ней Тимошенко. Обязанностей по сбору документов в то время не имелось, тем не менее, они старались отслеживать сбор документов сиротами. Помнит, что неоднократно звонила по номеру телефона, который оставил Андрей, но ей никто не отвечал. Сам он к ней не приходил. Когда в конце ДД.ММ.ГГГГ она узнала, что Андрей находится в местах лишения свободы, то написала ему письмо, разъяснила права на обращение в суд или прокуратуру, начала собирать пакет документов. Копии таких писем не сохранились.
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, судом установлено, что Тимошенко А.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилого помещения, либо иного жилого помещения на каком-либо праве не имеет, в связи с чем подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При этом суд учитывает, что первоначальное обращение истца по вопросу обеспечения жилым помещением последовало до достижения им 23летнего возраста, однако в дальнейшем у истца отсутствовала возможность своевременного обращения за консультацией по сбору документов и своевременному обращению для постановки на учет, в связи с нахождением в местах лишения свободы.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить ответчику двухмесячный срок для исполнения решения с момента его вступления в законную силу, так как данный срок является разумным и достаточным для исполнения требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198, 233 – 237 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Тимошенко Андрея Сергеевича удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Красноярского края включить Тимошенко Андрея Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ.р., уроженца <адрес> края, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Разъяснить ответчику право подать в Железнодорожный районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене заочного решения с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд.
Председательствующий:
Мотивированное заочное решение изготовлено 27.07.2016г.