Судья Г.З. Латыпова Дело №77-1301/2013
о п р е д е л е н и е
2 октября 2013 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания Л.М. Назмутдиновой, рассмотрел жалобу начальника ОНД по Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан С.А. Шалашова на решение судьи Спасского районного суда Республики Татарстан от 11 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 и частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Елены Геннадьевны Володиной.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ОНД по Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан от 26 июля 2013 года, заведующая Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад поселка Приволжский» Спасского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту – МБДОУ «Детский сад п. Приволжский» Е.Г. Володина (далее по тексту – заявитель) была признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнута административному штрафу в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратилась с жалобой в Спасский районный суд Республики Татарстан.
Решением судьи Спасского районного суда Республики Татарстан от 11 сентября 2013 года постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Е.Г. Володиной прекращено на основании ст.2.9 КоАП РФ за малозначительностью правонарушения, объявлено Е.Г. Володиной устное замечание.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан начальник ОНД по Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан С.А. Шалашов просит решение судьи отменить как незаконное и необоснованное, оставить в силе постановление должностного лица.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ч.3 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона данных правонарушений заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Указанные противоправные деяния виновного лица не связываются правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий.
Статья 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет содержание и порядок принятия актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, и указывает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании пожарной безопасности.
В соответствии со ст.ст. 37, 38 вышеуказанного Закона, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 23 июля 2013 года начальником ОНД по Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан С.А. Шалашовым был составлен протокол об административном правонарушении от 23 июля 2013 года в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад п. Приволжский» Е.Г. Володиной, за нарушение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту – Закон №123-ФЗ), положений Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее по тексту – ППР РФ), а именно: в электрощитовой на пожароопасном участке входная дверь не обита с обеих сторон негорючими материалами общей толщиной 4 мм; в здании детского сада не доукомплектован пожарный щит нормативным количеством первичных средств пожаротушения; на двери в помещении электрощитовой отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а так же класс зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 ФЗ-№123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; отсутствуют ежеквартальные акты проверок работоспособности автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
Постановлением, начальника ОНД по Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан от 26 июля 2013 года, директор МБДОУ «Детский сад п. Приволжский» Е.Г. Володина привлечена к административной ответственности по ч.ч.1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Пересматривая дело по жалобе Е.Г. Володиной на постановление должностного лица, судья районного суда, оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ пришел к правильному выводу о наличии вины Е.Г. Володиной в совершении вменяемых ей правонарушений в области пожарной безопасности. Действия последней правильно квалифицированы по ч.ч.1,3 ст.20.4 КоАП РФ.
Вывод о наличии вины Е.Г. Володиной в совершении названных выше правонарушений основан на конкретных установленных по делу обстоятельствах и соответствует ст. ст. 2.1, 2.2 КоАП РФ.
В то же время судья районного суда пришел к выводу о наличии правовых оснований для применения в рамках настоящего дела положений ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
КоАП РФ не содержит исключений для применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценивая обстоятельства нарушений требований пожарной безопасности, с учетом характера и степени общественной опасности выявленных нарушений, принимая во внимание, что заведующей МБДОУ «Детский сад п. Приволжский» Е.Г. Володиной принимаются все возможные меры для устранения нарушений требований пожарной безопасности, на момент рассмотрения жалобы на постановление должностного лица основанная часть нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, были устранены, существенная угроза общественным охраняемым интересам отсутствует, судья районного суда пришла к выводу о наличии оснований для признания выявленных правонарушений в области пожарной безопасности, малозначительными.
С данным выводом судьи следует согласиться.
При таком положении прихожу к выводу об отсутствии обстоятельств, влекущих отмену решения судьи районного суда. Жалоба начальника ОНД по Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан С.А. Шалашова не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение судьи Спасского районного суда Республики Татарстан от 11 сентября 2013 года, вынесенное в отношении Е.Г. Володиной по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 и 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника ОНД по Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан С.А. Шалашова – без удовлетворения.
Судья И.Н. Сабитов