Административное дело № 12-12/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
17 мая 2016 г. с. Хоринск
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гармаевой Н.Л., при секретаре Чернышевой Ю.И.., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ивановой Л.В. на постановление о назначении административного наказания за нарушение пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы муниципального образования сельского поселения «Хасуртайское» Ивановой Л.В., привлеченной к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио начальника отделения – главного государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> Батоевым Б.Б. от ДД.ММ.ГГГГ № должностное лицо глава администрации Ивановой Л.В. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа на сумму <данные изъяты> рублей.
Как следует из вышеназванного постановления, Иванова Л.В. привлечена к административной ответственности за то, что являясь должностным лицом – главой МО СП «<данные изъяты>» нарушила требования п.78 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, а именно не обновила защитные противопожарные минерализированные полосы вокруг населенного пункта: <адрес> в осенний период 2015 года.
Не согласившись с данным постановлением, Иванова Л.В. обратилась в Хоринский районный суд Республики Бурятия с жалобой на вышеназванное постановление и просит его отменить, производство прекратить по следующим основаниям. Согласно пункту Проекта противопожарного обустройства лесов, прилегающих к населенному пункту «<адрес>» муниципального образования «<данные изъяты>» Республики Бурятия, разработанного Бурятским филиалом ФГУП «Рослесинторг» в 2011 году предусмотрен ежегодный уход за минерализированными полосами. Весной 2015 года минерализированные полосы были обновлены. Пунктом 78 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 конкретно не указано время обновления противопожарных минерализированных полос. Требование осеннего обновления минерализированных полос носит рекомендательный характер. В поселениях района на протяжении многих лет практикуется весеннее обновление минерализированных полос. Замечаний либо требований по времени обновления со стороны должностных лиц ОНД Хоринского района УНД и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, а также со стороны администрации <данные изъяты> заявитель жалобы не получала. В засушливый период лета 2015 года растительность на минерализированных полосах не образовалась, и в весенний период 2016 года при возникновении низовых пожаров они смогут выполнять функцию противопожарных барьеров. ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО СП «<данные изъяты>» подана заявка на выделение финансовых средств главе МО «<данные изъяты>» на проведение работ по обновлению минерализированных работ, ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение с администрацией МО «<данные изъяты>» о выделении межбюджетных трансфертов на опашку минерализированных полос. Минерализированные полосы будут обновлены по мере оттаивания почвы. Обязуется в 2016 году провести осеннее обновление минерализированных полос, и в последующем перейти на обновление данных полос в осеннее время.
В судебном заседании Иванова Л.В. доводы жалобы поддержала в полном объёме, дополнив, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на выполнение работ и оказание услуг с СПК «<данные изъяты>», который произвел обновление минерализированных полос вокруг села <адрес> протяженностью <данные изъяты> километров.
Государственный инспектор по пожарному надзору Хоринского района Батоев Б.Б. в судебном заседании суду пояснил, что за пожароопасный период наблюдались неоднократные угрозы перехода лесного и степного пожаров на населенные пункты <данные изъяты>. В связи с этим, на межведомственном совещании главам поселений <данные изъяты> было предложено провести ряд противопожарных мероприятий, в том числе обновить минерализированные полосы вокруг населенных пунктов, письмо о необходимости проведения направлялось исх. № ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с постановлением № 167 от 20.04.2016 года «О начале пожароопасного сезона 2016 года» на территории муниципального образования «<данные изъяты>» установлено начало пожароопасного сезона с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, исследовав и оценив в совокупности все доказательства, выслушав участников процесса, исследовав доводы жалобы, приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КРФоАП судья не связан доводами жалобы, протеста и проверяет дело в полном объеме.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Судом, установлено, что на основании распоряжения (приказа) начальника отделения – главного государственного инспектора Хоринского района Республики Бурятия по пожарному надзору ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая, выездная проверка в отношении Администрации сельского поселения «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, составлен акт проверки, в котором указано, что главой поселения не обновлены защитные противопожарные минерализированные полосы вокруг населенного пункта: <адрес> в осенний период 2015 года (п. 78 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390), был составлен протокол об административном нарушении требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых, было вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушения пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ) и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ целью указанного закона является защита жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, он определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу части 2 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ).
Пунктом 4 Правил безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах, указанные в п. 3 настоящих Правил, осуществляется органами местного самоуправления – в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности муниципальных образований.
Согласно п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 "О противопожарном режиме", на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Противопожарная минерализованная полоса (далее - ПМП) - полоса поверхности земли определенной ширины, очищенная от лесных горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы (2. Устройство противопожарных минерализованных полос. Уход за противопожарными минерализованными полосами, Приложение 16 к Методическим рекомендациям по проведению государственной инвентаризации лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.11.2011 г. № 472).
Таким образом, требованием действующего законодательства является создание защитных противопожарных минерализованных полос, поддержание их в надлежащем состоянии в летний период.
Законодателем ни на федеральном, ни на региональном уровне прямо не конкретизировано сезонное время обновления противопожарных минерализованных полос (в весеннее или в осеннее время). Таким образом, постановлением врио начальника отделения – главного государственного инспектора по пожарному надзору Хоринского района Батоевым Б.Б. от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении главы администрации Ивановой Л.В. к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ за не обновление минерализованных полос в осеннее время нельзя признать обоснованным.
Тот факт, что главой МО СП «<данные изъяты>» Ивановой Л.В. выполняются требования п. 78 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, а именно то, что в наличии имеются минерализованные полосы вокруг населенного пункта <адрес>, ежегодно заключается договор по обновлению минерализованных полос, государственным инспектором по пожарному надзору Хоринского района Батоевым Б.Б. не отрицается. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ и акту выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, минерализованные полосы вокруг населенного пункта <адрес>, протяженностью <данные изъяты> км, обновлены.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, суд находит доводы жалобы обоснованными, и считает, что в действиях Ивановой Л.В. отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В силу п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, постановление врио начальника отделения – главного государственного инспектора по пожарному надзору Хоринского района Батоевым Б.Б. от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Ивановой Л.В. подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Ивановой Л.В. удовлетворить.
Постановление врио начальника отделения – главного государственного инспектора по пожарному надзору Хоринского района Батоевым Б.Б. от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении к административной ответственности должностного лица - главу администрации Ивановой Л.В. к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа на сумму <данные изъяты> рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 суток.
Судья: Н.Л. Гармаева