Дело № 2 – 1/2015
Решение
именем Российской Федерации
13 мая 2015 года г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Некрасова Р.Ю.,
при секретаре Завьяловой Е.Ю.,
с участием помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Басовой М.В.,
представителей ответчика ООО «Терелесовский карьер» Мануйлова В.В., Стаканова А.А.,
представителя третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Емельянова Р.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Терелесовский карьер» о взыскании ущерба, причиненного участку недр,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Терелесовский карьер» о взыскании ущерба, причиненного участку недр, просил взыскать с ООО «Терелесовский карьер» сумму причиненного ущерба участку недр в районе д.Борьково Вышневолоцкого района Тверской области в размере 661656060 рублей в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.
В обоснование иска указано, что <дата> в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру поступило обращение Гурова В. о нарушении природоохранного законодательства при добыче песка и щебня из карьера, расположенного вблизи <адрес>. На основании указанного обращения межрайонной прокуратурой направлено требование в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области о проведении проверки ООО «Терелесовский карьер» на предмет соблюдения им законодательства в области охраны недр, окружающей среды и природопользования при добыче песчано-гравийной смеси из карьера. Согласно п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от <дата> <№>, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере осуществления государственного управления в области регулирования отношений недропользования, а также осуществления государственного экологического надзора за исполнением законодательства в сфере природопользования и отношений, связанных с охраной окружающей среды. Проведенной проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства. Установлено, что ООО «Терелесовский карьер» является горнодобывающим предприятием нерудных материалов. Основным видом деятельности является разведка и добыча техногенных песков-отсевов месторождения <адрес> Тверской области для дорожно-строительных работ. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с использованием недр, предоставлены ООО «Терелесовский карьер» на основании договоров аренды земельного участка <№> <№>, <№> находящегося в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю с администрацией Вышневолоцкого района и имеют категорию «земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения». В соответствии с лицензией на право пользования недрами <данные изъяты> со сроком действия до <дата>, зарегистрирована за <№> от <дата> года, ООО «Терелесовский карьер» имеет право на разведку и добычу техногенных песков месторождения <данные изъяты> для дорожно-строительных работ, расположенного в <адрес>. В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность. Согласно ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых. Согласно материалам проверки, запасы по месторождению ООО «Терелесовский карьер» утверждены приказом ДУПРиООС <№> от <дата> на основании ревизионных работ и подсчете запасов техногенных залежей песков-отсевов в пределах <адрес> в <дата> году в количестве 4112,0 тыс. м3, в том числе необводненная (сухая) часть полезной толщи - 2030 тыс. м3, обводненная 2082,0 тыс. м3. В рамках проверки изыскательской группой ООО «<данные изъяты>» в соответствии с Государственным контрактом <№> от <дата> проведены маркшейдерские работы на карьере у <данные изъяты> месторождения. При детальной съемке участка горного отвода ООО «Терелесовский карьер» установлено полное отсутствие «сухих» песков гидроотвалов <№>-<№> что позволяет сделать вывод об их извлечении в объеме не менее 2030,0 тыс. м3. Также установлено, что контур горного отвода проходит по центру гидроотвалов <№> и <№> гидроотвал <№> расположен за контуром утвержденного горного отвода. Следовательно, объем песков, отработанный за контуром горного отвода составляет 1/2 от общих запасов «сухих» песков на гидроотвалах <№> и 100% - на гидроотвале <№> Объем выработки песка строительного из гидроотвалов <№> за контуром горного отвода составил 1172,0 тыс. м3, объем выработанного песка ниже уровня грунтовых вод за границей горного отвода - 594,34 тыс. м3. Общий объем выработки составил 2625,34 тыс. м3, в том числе за границей горного отвода 1766,34 тыс. м3. Согласно положении ст.7 Закона РФ «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю недр в виде горного отвода -геометризированного блока недр. В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О недрах» пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Подпунктами «а» и «б» пункта 4.2 лицензии на право пользования недрами от <дата> <№> предусмотрено соблюдение недропользователем требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ. В нарушение вышеуказанных требований, пользователь недр ООО «Терелесовский карьер» осуществляет разработку техногенных песков месторождения Борьково-Терелесовского за пределами горного отвода. Выявленные нарушения подтверждены материалами проверки. Согласно ст. 51 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с расчетом вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, в результате пользования недрами с нарушением лицензионных условий, а именно в результате добычи за границами горного отвода, представленного ООО «Терелесовский карьер», в районе <адрес>, размер вреда составил 661 656 060 рублей. Указанный расчет произведен главным специалистом-экспертом (государственным инспектором) Тверской области по охране природы в соответствии с «Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах», утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> <№> На основании ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Возмещение вреда осуществляется по правилам, установленным главой 59 ГК РФ. Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В данном случае может быть применён способ защиты права, установленный ст. 12 Гражданского кодекса РФ, а именно - восстановление положения, существовавшего до нарушения права. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав, может быть присуждено к исполнению обязанности в натуре - восстановлению земельных, лесных участков в прежнем состоянии. Незаконными действиями ООО «Терелесовский карьер» причинен ущерб законным интересам Российской Федерации, как собственнику участка недр, а также правам и законным интересам неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции РФ. В соответствии с п. 11 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета и областного бюджета <адрес>, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов государства и неопределённого круга лиц.
<дата> Вышневолоцкий межрайонный прокурор направил в суд заявление, в котором указал, что согласно разъяснениям, содержащимся в п. 46 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями п.п. 1, 4 и 5 ч. 1 и ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов. Согласно материалам дела, местом причинения вреда окружающей среде является участок недр в районе д. <адрес>. Просил взыскать с ООО «Терелесовский карьер» сумму причиненного ущерба участку недр в районе д.<адрес> в размере 661656060 рублей в доход бюджета муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район».
Представитель ООО «Терелесовский карьер» представил несколько отзывов и возражение на исковое заявление, согласно которым указал, что исполняющий обязанности Вышневолоцкого межрайонного прокурора обратился в Вышневолоцкий городской суд с исковым заявлением к ООО «Терелесовский карьер» о взыскании ущерба в размере 661 656 060 рублей, причиненного участку недр. Иск подан в интересах неопределенного круга лиц и мотивирован причинением ответчиком вреда окружающей среде. В то же время в соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещении ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, что определяет подведомственность этих дел судам общей юрисдикции (ст. 126 Конституции Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Таким образом, из системного толкования приведенных выше гражданско-процессуальных норм и разъяснений Верховного Суда РФ следует, что в целях определения подведомственности спора, в данном случае, суд общей юрисдикции должен установить наличие доказанного истцом факта причинения ответчиком вреда правам неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, либо угрозы причинения такого вреда. В этой связи обращаем внимание суда на следующее. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среду» (далее - Закон об охране окружающей среды) законодателем даны определения основным понятиям, используемым в данном нормативном правовом акте. Так, в соответствии с указанной нормой, благоприятная окружающая среда - это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Вред окружающей среде это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Под загрязнением окружающей среды законодатель понимает поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В силу ч. 2 ст. 16 названного Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Из содержания искового заявления следует, что ООО «Терелесовский карьер», по мнению истца, осуществлял добычу общераспространённых полезных ископаемых за границами выделенного ему горного отвода, чем нарушил действующее законодательство в области недропользования. В результате добычных работ государству, как собственнику недр, по мнению прокурора, причинен материальный ущерб в размере, заявленном в иске. То есть исковое заявление Вышневолоцкого межрайонного прокурора сведений об оказания ответчиком негативного воздействия на окружающую среду, в смысле ст. 16 Закона об охране окружающей среды, не содержит. Факт причинения ответчиком вреда окружающей среде (ее загрязнения) в результате, якобы, имевших место со стороны ответчика добычных работ за пределами горного отвода, Вышневолоцким межрайонным прокурором не доказан. При этом обязанность доказывания нарушения оспариваемыми действиями ответчика прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду возложена исключительно на истца. При таких обстоятельствах считаем, что исковое заявление Вышневолоцкого межрайонного прокурора о взыскании с ООО «Терелесовский карьер» ущерба в размере 661 656 060 рублей, причиненного участку недр, неподведомственно суду общей юрисдикции, производство по делу просим прекратить в порядке ст. ст. 220 и 221 ГПК РФ. В качестве доказательства обоснованности заявленных требований истец ссылается исключительно на отчет о выполнении маркшейдерских исследований карьера в районе <данные изъяты> месторождения песчано-гравийного материала, проведенных ООО «<данные изъяты>». Так, в соответствии с заключением ООО «Тверьдорпроектстой», общий объем «сухих» песков на трех гидроотвалах составляет 2 031 000 куб, м., т.е. на гидроотвале <№> куб. м., гидроотвале <№> куб. м., гидроотвале <№> куб. м. Из приведенного исследования следует, что контур (граница) горного отвода, предоставленного обществу, проходит по центру гидроотвалов <№> и <№>, гидроотвал <№> расположен за границами горного отвода. Из этого делается вывод, что объем песков, отработанных за границами горного отвода, составляет 50% от общих запасов сухих песков на гидроотвалах <№> и <№> и 100% -на гидроотвале <№>. На основании изложенного, путем сложения общего объема выработки на гидроотвалах <№> и <№> деления этого количества пополам и суммирования полученного результата с общим объемом полезного ископаемого, извлеченного на гидроотвале <№>, специалисты ООО «<данные изъяты>» получили объем полезного ископаемого, якобы, добытого ответчиком за границами горного отвода - 1 766 340 куб. м. Именно исходя из этого объема, в дальнейшем, был подсчитан размер предъявляемого к взысканию ущерба - 661 656 060 рублей. Заявленные требования ответчик считает недоказанными, полагает, что деятельность по добычи полезных ископаемых осуществлялась им в соответствии с условиями лицензии, в границах гидроотвалов <№>-<№> то есть в границах предоставленного горного отвода в силу следующих обстоятельств. В соответствии с отзывом Министерства в границы горного отвода, предоставленного ответчику, входят все три гидроотвала общей площадью 35 га, с общими объемами «сухих» песков 2 031 000 куб, м. Именно в границах этих трех гидроотвалов, по мнению самого Министерства, общество было вправе добывать полезное ископаемое в имеющихся объемах - 2 031 000 куб, м. При этом, согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела. Таким образом, Министерством признан факт отсутствия нарушений со стороны ответчика при осуществлении им добычных работ на гидроотвалах <№> границы предоставленного горного отвода обществом не нарушались, в следствии чего, вред участку недр не причинялся. Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются также лицензией <№> со сроком действия до <дата> года, выданной ответчику Министерством, в соответствии с которой в границы горного отвода входят гидроотвалы <№>-<№> договорами аренды земельных участков с кадастровыми номерами: <№> (гидроотвал № 1), <№> (гидроотвал <№> и <№> (гидроотвал <№>), картографическим материалом, прилагаемым к горноотводным актам. Кроме того, считает необходимым отметить, что все доводы Министерства в обоснование позиции о причинении обществом ущерба участку недр в настоящее время сводятся уже к тому, что ответчик осуществлял противоправную добычу полезного ископаемого не на гидроотвалах, а по всей площади горного отвода, кроме площади гидроотвалов. Такие фактические выводы третьего лица представляются бездоказательными и голословной в силу следующего. Позиция по делу истца и третьих лиц строится исключительно на материалах дела об административном правонарушении, возбужденном Министерством в отношении общества по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Вся доказательственная база в части осуществления обществом добычи полезного ископаемого за границами горного отвода, собранная в ходе осуществления административного производства (постановление по делу об административном правонарушении от <дата> <№>, протокол об административном правонарушении от <дата> <№>, объяснения опрошенных лиц), в том числе и, как уже было указано выше, заключение маркшейдерских исследований ООО «Тверьдорпроектстой», сводится к тому, что ответчик осуществлял деятельность на гидроотвалах <№>, <№> и <№> при отсутствии на то законных оснований. Доказательств осуществления ответчиком добычных работ вне гидроотвалов в материалы дела не представлено, запасы полезного ископаемого, объем выработанного полезного ископаемого на иных земельных участках, кроме гидроотвалов не подсчитывались, факт причинения ущерба участку недр не доказан, размер ущерба не установлен. При таких обстоятельствах, принимая во внимание признание Министерством факта отсутствия нарушений со стороны ответчика при осуществлении добычи полезных ископаемых на гидроотвалах <№> - <№> Борьково-Терелесовского месторождения, считает требования искового заявления необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области представило письменный отзыв на исковое заявление в котором указано, что относительно заявленных требований считают необходимым пояснить следующее. В рамках реализации возложенных полномочий в установленном порядке Министерством в отношении ООО «Терелесовский карьер» проведены надзорные мероприятия (акт проверки от 15.11.2013), по результатам проведения которых в деятельности общества установлены в числе прочих следующие нарушения: отсутствует согласованный план развития горных работ на 2013 год; отсутствует ведение геологической, маркшейдерской и иной документации; разработка техногенных песков осуществляется за границами горного отвода. Относительно последнего нарушения, послужившего поводом для обращения в суд, считают необходимым указать на следующие обстоятельства. На основании заключения экспертной комиссии по рассмотрению и утверждению запасов общераспространенных полезных ископаемых на участке недр, предоставленной в лицензионное пользование ООО «Терелесовский карьер» (приказ ДУПРООС <№> от <дата>), утверждены запасы песков строительных в объеме 4112,0 тыс. куб.м, в том числе 2030,0 тыс куб. м - сухая толща (с), и 2082,0 тыс. куб. м - обводненная толща (обв.). Оконтурены 3 гидроотвала: <№> - площадь - 14,9 га, запасы - 1766 ( с-756, обв. - 1010) тыс. м3; <№> - площадь - 13,6 га, запасы - 1662 (с- 962, обв. - 700) тыс. м3; <№> - площадь - 6,5 га, запасы - 684 (с- 313,обв. - 371) тыс. м3. Общая площадь участка недр с утвержденными запасами - 35 га, т.е. там, где можно добывать полезное ископаемое. Горноотводный акт <№> от <дата> (<№> от 12.04.2013), зарегистрированный в Ростехнадзоре, имеет площадь 70,09 га. В границы зарегистрированного горного отвода вошла площадь (35,0 га) всех трех гидроотвалов с утвержденными запасами, что допускается статьей 7 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»). Так, в указанной статье определено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. При этом необходимо отметить, что отработка должна вестись только на участках с утвержденными запасами, даже если контур горного отвода больше таких участков. Также из представленных материалов следует, что ООО«Терелесовский карьер» для разработки месторождения предоставлены в аренду земельные участки, только на площадях гидроотвалов: <№> (15 га); <№> (15 га); <№>(7,7 га). Общая площадь земельных участков - 37,7 га. Уточненный горный отвод (с графическим приложением), был предоставлен в Министерство только в начале 2014 года. При его рассмотрении было выявлено, что уточненный горный отвод не входит в контуры предварительного горного отвода (лицензионного участка), предоставленного при выдаче лицензии. Таким образом, запасы подсчитаны на 3-х участках, общей площадью 35 га, земельные участки оформлены на площади - 37,7 га, горный отвода оформлен на площадь 70,09 га и добычные работы ведутся по всей площади горного отвода (70,09 га), а должны проводится только на площади с подсчитанными запасами (35 га) и представленными в аренду.
По результатам проверки Управления государственного надзора Министерства было выявлено, что отработка месторождения проводилась за границами уточненного горного отвода, зарегистрированного в Ростехнадзоре. Так, <дата> в рамках проведения проверки было назначено проведение маркшейдерских исследований карьера разрабатываемого Обществом. Данные исследования проводились специалистами ООО «Тверьдорпроектстрой». Результаты указанных исследований, поступившие в Министерство <дата> опровергают доводы Общества об отсутствии I фактов разработки Обществом техногенных песков за пределами горного отвода. С учетом данных маркшейдерских исследований в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564 сотрудниками Министерства произведен расчет вреда, размер которого составил 661 656 060 рублей. Согласно ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Статьей 9 указанного Закона установлено, что в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. На основании ст. 51 Закона РФ «О недрах» лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации. В преамбуле Федерального закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды. В статье 1 указанного Закона даны определения основным понятиям, используемым в нем. В частности указано, что окружающая среда -совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. К компонентам природной среды Закон относит в числе прочего недра. Таким образом, на отношения сфере недропользования распространяются и положения Федерального закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии си. 1 ст. 77 Федерального закона от дата N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Таким образом законодатель в данной статье выделил способы причинения вреда окружающей среде - загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов и другие. Указанный перечень в силу положений данной статьи не является исчерпывающим. Таким образом, считают необоснованным вывод Общества что вред окружающей среде может быть причинен лишь в результате её загрязнения.
В части 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. При этом в части 3 указанной статьи закреплено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. В пунктах 30 и 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления по спорам, возникающим из экологических правоотношений, направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации, что определяет подведомственность этих дел судам общей юрисдикции (статья 126 Конституции РФ, пункт 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ). Поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований по делам данной категории не являются, указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц. К таким делам относятся в числе прочих дела по искам о возмещении вреда окружающей среде. Субъектом обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в числе прочих является прокурор. Таким образом, с учетом положений статьи 45 ГПК РФ, прокурор относится к числу лиц, которые могут обратится в суд с настоящим иском. В пунктах 34 - 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» также разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). В соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. С учетом положений пункта 3 статьи 1064 ГК РФ Федеральный закон «Об охране окружающей среды» допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями (пункт 3 статьи 1064 ГК РФ). При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах которые и были применены Министерством при расчете вреда. В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями пунктов 1, 4 и 5 части 1 и частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов. Принимая во внимание указанное, Министерство считает, что отсутствуют основания для приостановления или прекращения производства по настоящему делу. По мнению Министерства требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора о взыскании с Общества указанной в заявлении суммы причиненного недрам ущерба основаны на положениях природоохранного и иного законодательства, представленных суду доказательствах, в этой связи Министерство их поддерживает и просит удовлетворить в полном объеме.
Определением Вышневолоцкого городского суда от <дата> администрация Вышневолоцкого района Тверской области была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.
Определением Вышневолоцкого городского суда от <дата> Министерство строительства Тверской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.
Определением Вышневолоцкого городского суда от <дата> Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.
В судебном заседании помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Басова М.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что материалами проверки установлено, что ООО «Терелесовский карьер» осуществляло добычу полезных ископаемых за пределами горного отвода, чем был причинен ущерб, который был установлен по данным отчета о выполнении маркшейдерских исследований, расчет вреда произведен в соответствии правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> года.
Представители ООО «Терелесовский карьер» Мануйлов В.В., Стаканов А.А., возражали против удовлетворения иска, пояснили, что ООО «Терелесовский карьер» имеет лицензию на добычу полезных ископаемых, факт добычи полезных ископаемых за пределами горного отвода не подтверждается представленными доказательствами, маркшейдерские исследования выполнены с ошибкой в координатах и не подтверждают причинение вреда участку недр, утвержденные министерством природных ресурсов уточненные границы горного отвода расположены в территории населенного пункта и являются ошибочными, поскольку установить правильные границы горного отвода невозможно, вина ООО «Терелесовский карьер» в причинении вреда не доказана.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Емельянова Р.П. просил иск удовлетворить, пояснил, что вина ООО «Терелесовский карьер» в причинении вреда подтверждается проведенной проверкой, материалами дела об административном правонарушении в отношении ООО «Терелесовский карьер», решениями арбитражного суда, правонарушение имело место, ущерб был установлен по данным отчета о выполнении маркшейдерских исследований, расчет вреда произведен в соответствии правилами.
Представитель администрации Вышневолоцкого района в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, просили судебное заседание отложить, однако причину неявки суд счел неуважительной в связи с чем определил рассмотреть дело в отсутствие данного лица.
Представитель Министерство строительства Тверской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, в связи с чем считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, в связи с чем считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что ООО «Терелесовский карьер» является горнодобывающим предприятием нерудных материалов. Основным видом деятельности является разведка и добыча техногенных песков-отсевов месторождения <данные изъяты> Тверской области для дорожно-строительных работ. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с использованием недр, предоставлены ООО «Терелесовский карьер» на основании договоров аренды земельного участка <№> <№>, <№> находящегося в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю с администрацией <адрес> и имеют категорию «земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения». В соответствии с лицензией на право пользования недрами <№> со сроком действия до <дата>, зарегистрирована за <№> от <дата> года, ООО «Терелесовский карьер» имеет право на разведку и добычу техногенных песков месторождения <данные изъяты> для дорожно-строительных работ, расположенного в 4 км. северо-восточнее от ст. <адрес>.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность.
Согласно ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
На основании ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п.1 ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 51 Закона РФ «О недрах» лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Акту проверки от <дата> Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области по заданию Вышневолоцкого межрайонного прокурора проводилась проверка деятельности ООО «Терелесовский карьер». По результатам проверки были выявлены нарушения: отсутствует согласованный план развития горных работ на 2013 год; отсутствует ведение геологической, маркшейдерской и иной документации; разработка техногенных песков осуществляется за границами горного отвода. Вывод о том, что разработка техногенных песков осуществляется за границами горного отвода был сделан на основании Отчета о выполнении маркшейдерских исследований карьера в районе <данные изъяты> месторождения песчано-гравийного материала в Вышневолоцком районе Тверской области. Согласно представленному отчету о выполнении маркшейдерских исследований запасы по месторождению ООО «Терелесовский карьер» утверждены приказом ДУПРиООС <данные изъяты> от <дата> на основании ревизионных работ и подсчете запасов техногенных залежей песков-отсевов в пределах <данные изъяты> месторождения в 2008 году в количестве 4112,0 тыс. м3, в том числе необводненная (сухая) часть полезной толщи - 2030 тыс. м3, обводненная 2082,0 тыс. м3. В рамках проверки изыскательской группой ООО «<данные изъяты>» в соответствии с Государственным контрактом <№> от <дата> проведены маркшейдерские работы на карьере у <данные изъяты> месторождения. При детальной съемке участка горного отвода ООО «Терелесовский карьер» установлено полное отсутствие «сухих» песков гидроотвалов <№>-<№>, что позволяет сделать вывод об их извлечении в объеме не менее 2030,0 тыс. м3. Также установлено, что контур горного отвода проходит по центру гидроотвалов №<№> и <№>, гидроотвал <№> расположен за контуром утвержденного горного отвода. Следовательно, объем песков, отработанный за контуром горного отвода составляет 1/2 от общих запасов «сухих» песков на гидроотвалах <№>-<№> и 100% - на гидроотвале <№>. Объем выработки песка строительного из гидроотвалов №<№> за контуром горного отвода составил 1172,0 тыс. м3, объем выработанного песка ниже уровня грунтовых вод за границей горного отвода - 594,34 тыс. м3. Общий объем выработки составил 2625,34 тыс. м3, в том числе за границей горного отвода 1766,34 тыс. м3. Согласно расчету вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, в результате пользования ООО «Терелесовский карьер» недрами с нарушением лицензионных условий в районе <данные изъяты> месторождения песчано-гравийного материала в Вышневолоцком районе Тверской области вред составил 175058307 рублей (стоимость утраченных полезных ископаемых) + 483886865 рублей (расходы на ликвидацию последствий вреда) + 2710888 рублей (расходы на оценку размера вреда)= 661656060 рублей. Данный расчет произведен в соответствии с «Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 564.
Вышеуказанными доказательствами подтверждается причинение ООО «Терелесовский карьер» вреда недрам в районе <данные изъяты> месторождения песчано-гравийного материала в Вышневолоцком районе Тверской области. Расчет вреда основан на законе и подтверждается доказательствами по делу.
Также вина ООО «Терелесовский карьер» в причинении вреда участку недр подтверждается материалами дела об административном правонарушении в отношении ООО «Терелесовский карьер» по ст.7.3 ч.2 КоАП РФ, поскольку Постановление о назначении административного наказания <№> от <дата> в отношении ООО «Терелесовский карьер» по ст.7.3 ч.2 КоАП РФ было отменено Решением Арбитражного суда Тверской области от <дата> в связи с истечением срока давности привлечения ООО «Терелесовский карьер» к административной ответственности, то есть по не реабилитирующим основаниям. Объяснениями свидетелей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО2, данными входе производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Терелесовский карьер» по ст.7.3 ч.2 КоАП РФ, подтверждается добыча ООО «Терелесовский карьер» песка в районе <данные изъяты> месторождения песчано-гравийного материала в Вышневолоцком районе Тверской области.
Оценивая позицию представителей ответчика о том, что маркшейдерские исследования выполнены с ошибкой в координатах и не подтверждают причинение вреда участку недр, утвержденные министерством природных ресурсов уточненные границы горного отвода расположены в территории населенного пункта и являются ошибочными, поскольку установить правильные границы горного отвода невозможно, вина ООО «Терелесовский карьер» в причинении вреда не доказана суд приходит к выводу, что данные обстоятельства не подтверждены материалами дела. Проведенная по делу судебная геодезическая экспертиза, в ходе которой эксперты геодезисты сделали вывод о том, что координаты угловых точек, представленные в проекте горного отвода для разработки техногенных песков в гидроотвалах №1,2,3, расположенных в выработанном пространстве Борьково-Терелесовского месторождения ПГМ являются ошибочными и не соответствуют картографическому отображению границ горного отвода, не может учитываться как доказательство по данному делу, так как в соответствии со ст. 12 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности», п.3 Положения
о лицензировании производства маркшейдерских работ
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 257) наблюдение за состоянием горных отводов и обоснование их границ относится к маркшейдерской деятельности, лицензия на которую у экспертов геодезистов нет.
Горноотводный акт <№> от <дата> (<№> от <дата>), зарегистрированный в Ростехнадзоре, имеет площадь 70,09 га. В расположение данного горного отвода включен населенный пункт д.Борьково. Однако исковые требования заявлены в отношении деятельности ООО «Терелесовский карьер» 3 гидроотвала: <№> - площадь - 14,9 га, запасы - 1766 ( с-756, обв. - 1010) тыс. м3; <№> - площадь - 13,6 га, запасы - 1662 (с- 962, обв. - 700) тыс. м3; <№> - площадь - 6,5 га, запасы - 684 (с- 313,обв. - 371) тыс. м3. Общая площадь участка недр с утвержденными запасами - 35 га.
Таким образом, представленными доказательствами определены границы горного отвода, определены участки недр, выработанные ООО «Терелесовский карьер» с нарушением закона, определен размер причиненного ущерба, подлежащего взысканию с ООО «Терелесовский карьер».
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 46 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями п.п. 1, 4 и 5 ч. 1 и ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов. Согласно материалам дела, местом причинения вреда окружающей среде является участок недр в районе д. Борьково Вышневолоцкого района Тверской области. Таким образом, сумма причиненного ущерба участку недр в районе д.Борьково Вышневолоцкого района Тверской области в размере 661656060 рублей подлежит взысканию с ООО «Терелесовский карьер» в доход бюджета Муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район».
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере 60000 рублей, исходя из размера удовлетворенного требования имущественного характера.
В силу пункта 2 статьи 61.1 и пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляется в бюджеты городских округов.
В этой связи суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Вышний Волочек» государственную пошлину в размере 60000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Терелесовский карьер» о взыскании ущерба, причиненного участку недр, удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Терелесовский карьер» в доход бюджета Муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район» ущерб, причиненный участку недр в районе деревни <адрес> в сумме 661 656 060 (Шестьсот шестьдесят один миллион шестьсот пятьдесят шесть тысяч шестьдесят ) рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Терелесовский карьер» в доход бюджета Муниципального образования Тверской области «Город Вышний Волочек» государственную пошлину в сумме 60000 (Шестьдесят тысяч) рублей.
Меры по обеспечению иска в виде наложенного ареста и запрета отчуждения в отношении имущества ООО «Терелесовский карьер» оставить без изменения до исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Р.Ю.Некрасов