Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 октября 2017 года Балтасинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шакирова Р.Г.,
при секретаре Камалиевой А.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балтасинского районного исполнительного комитета Республики Татарстан к Гибадуллиной Ч.А., публичному акционерному обществу «МТС» о возложении обязанности прекращения использования части земельного участка не по целевому назначению путем прекращения строительства базовой станции сотовой связи,
у с т а н о в и л :
<адрес> исполнительный комитет Республики Татарстан (далее по тексту исполком) обратился в суд с иском к Гибадуллиной Ч.А., публичному акционерному обществу «МТС» о возложении обязанности прекращения использования части земельного участка не по целевому назначению путем прекращения строительства базовой станции сотовой связи.
В обоснование своих требований истец указал, что Гибадуллиной Ч.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым №, общей площадью 5556 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, разрешенный вид использования – производственная зона под производственной базой. В ходе мониторинга установлено использование Гибадуллиной Ч.А. указанного земельного участка не по целевому назначению, а именно: на части земельного участка установлена вышка сотовой связи. Данные действия нарушают Правила землепользования и застройки Балтасинского муниципального района РТ от 24 октября 2016 года за №35/1, то есть без разрешения на установку вышки сотовой связи. Поэтому истец просит обязать ответчиков прекратить использование части земельного участка не по целевому назначению путем прекращения строительства базовой станции сотовой связи до устранения нарушений.
В ходе судебного заседания представитель истца свои требования поддержал, дополнив свои доводы тем, что перед установкой вышки сотовой связи Гибадуллина Ч.А. не провела публичные слушания для выяснения мнения жителей населенного пункта, поскольку в адрес истца от них имеются заявления о нарушении их прав строительством указанной вышки сотовой связи.
Представитель Гибадуллиной Ч.А. и представитель ПАО «МТС» иск не признали и просят в удовлетворении иска отказать. В обоснование своих возражений ответчики указали, что согласно Градостроительному кодексу РФ (ч.8 ст. 35) производственные зоны, к каковой относится земельный участок Гибадуллиной Ч.А., предназначены для размещения промышленных объектов, сооружений и коммуникаций, в том числе связи. Оспариваемый объект не является самовольной постройкой, поскольку он установлен на основании договора на размещение и эксплуатацию объекта от ДД.ММ.ГГГГ №. Базовая станция сотовой связи не является объектом капитального строительства, согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ и на его строительство не нужно разрешение (ст. 51 ГрК РФ). В соответствии с п.2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденных федеральным органом исполнительной власти. Согласно примечанию 2 к приказу Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение антенно-мачтовых сооружений. Безопасность станции подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением от ДД.ММ.ГГГГ и проектной документацией.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
В силу положений ст. 209, п. 1 ст. 260 Гражданского кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом.
Статья 263 Гражданского кодекса РФ предоставляет собственнику земельного участка право на возведение на участке зданий и сооружений, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Содержание вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что земельный участок может быть использован собственником для возведения на нем иных сооружений с соблюдением экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.
Из материалов дела установлено, что Гибадуллина Ч.А. является собственником земельного участка с кадастровым №, общей площадью 5556 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенный вид использования – производственная зона под производственной базой (свидетельство о государственной регистрации права от 04 июля 2014 года).
Между Гибадуллиной Ч.А. и ПАО «МТС» 01 августа 2017 года был заключен договор на размещение и эксплуатацию части указанного земельного участка, площадью 25 кв.м., технологического оборудования (шкаф климатический телекоммуникационный в количестве 2-х штук) базовой станции подвижной связи стандарта GSM-900/1800/UMTS/LTE (БС-1213) и металлического столба Н-30 с антенно-фидерным устройством (АФУ) базовой станции, РРЛ.
Как предусмотрено статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 16 октября 2017 года № 16.11.10.000.Т 002724.10.17 указанная станция сотовой связи соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В силу п.п. 14.1 ст. 2 ФЗ "О связи" от 7 июля 2003 года за N 126-ФЗ, особо опасные, технически сложные сооружения связи - это сооружения, проектной документацией которых предусмотрены такие технические характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
Согласно проектной документации спорная тридцатиметровая вышка сотовой связи ПАО «МТС» с заглублением подземной части на три метра не относится по техническим характеристикам к особо опасным, технически сложным объектам связи.
Из ответа муниципального отдела по Балтасинскому и Кукморскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РТ от 25 августа 2017 года №4939 следует, что спорная вышка сотовой связи не является объектом капитального строительства, состоит из разборных частей. Поэтому получение разрешительной документации не требуется.
Таким образом, доказательств того, что объект связи расположен на земельном участке ответчика Гибадуллиной Ч.А. с нарушением норм действующего гражданского и земельного законодательства истец суду не представил.
При таких обстоятельствах иных данных, свидетельствующих об опасности причинения вреда здоровью граждан при использовании спорного объекта связи, или об угрозе обрушения данного объекта, суду не представлено.
Довод истца о том, что спорный объект создает угрозу для жизни и имущества граждан достоверно не доказан, основан на предположениях. Доказательств, свидетельствующих о наличие такой угрозы в реальности, не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца не основаны на требованиях закона и подлежат отказу в удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Балтасинского районного исполнительного комитета Республики Татарстан к Гибадуллиной Ч.А., публичному акционерному обществу «МТС» о возложении обязанности прекращения использования части земельного участка не по целевому назначению путем прекращения строительства базовой станции сотовой связи - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.
Председательствующий: