Дело № 2-158/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Козьмодемьянск 29 февраля 2016 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., с участием прокурора Ларьковой М.А., при секретаре судебного заседания Пиандяковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по исковому заявлению Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в защиту неопределенного круга лиц
к администрации муниципального образования «Еласовское сельское поселение» Горномарийского района Республики Марий Эл
о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по разработке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения,
у с т а н о в и л :
Горномарийский межрайонный прокурор Республики Марий Эл обратился в суд с исковым заявлением в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Еласовское сельское поселение" (далее - Администрация МО «Еласовское сельское поселение»), выразившееся в неисполнении обязанности по разработке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры, и обязать её принять меры по разработке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры в срок до 01.04.2016.
В обоснование иска указал, что Горномарийской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что Администрацией МО «Еласовское сельское поселение» в целях реализации Генерального плана Еласовского сельского поселения не разработана и не принята программа комплексного развития социальной инфраструктуры. Ответственным за разработку и утверждение программы комплексного развития социальной инфраструктуры является администрация МО «Еласовское сельское поселение».
Прокурор, ссылаясь на п. 6.1 ч. 1 ст. 17, 34, 37, 41 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4.1 ч. 1 ст. 6, ч. 5 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 01.10.2015 г. № 1050, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2014 № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», решение Собрания депутатов МО «Еласовское сельское поселение» от 19.12.2012 г. № 179 об утверждении Генерального плана Еласовского сельского поселения, считая, что бездействие администрации МО «Еласовское сельское поселение» по разработке и утверждению программы комплексного развития социальнойинфраструктуры, влечет нарушение прав граждан на безопасное и эффективное использование населением объектов социальной инфраструктуры поселения, руководствуясь ч. 1 ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц,
просит признать незаконным бездействие администрации МО «Еласовское сельское поселение», выразившееся в неисполнении обязанностей по разработке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры, и обязать администрацию МО «Еласовское сельское поселение» принять меры по разработке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры в срок до 01.04.2016 г.
В судебном заседании прокурор подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик, будучи извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 131) к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится разработка программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация генерального плана поселения осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, или в установленном местной администрацией поселения порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
В соответствии с п. 28 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующего с 01.01.2015 г., программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения.
В силу п. 4.1 ч. 1 ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 N 1050 утверждены Требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений (далее - Требования), которые определяют состав и содержание программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, включающих в себя объекты местного значения поселения, в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 456-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены в течение шести месяцев со дня установления Правительством Российской Федерации требований, указанных в части 1 настоящей статьи.
Требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов утверждены постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1050).
Согласно пункту 7 Требований Программа включает в себя:
а) паспорт;
б) характеристику существующего состояния социальной
инфраструктуры;
в) перечни мероприятий (инвестиционных проектов) по
проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной
инфраструктуры поселения, (сгруппированные по видам объектов
социальной инфраструктуры) с указанием наименования, местоположения,
технико-экономических параметров (вид, назначение, мощность (пропускная
способность), площадь, категория и др.), сроков реализации в плановом
периоде (с разбивкой по годам), ответственных исполнителей;
г) оценку объемов и источников финансирования мероприятий
(инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и
реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского
округа;
д) целевые индикаторы программы, включающие технико-
экономические, финансовые и социально-экономические показатели
развития социальной инфраструктуры (устанавливаются по каждому мероприятию и по каждому виду объектов социальной инфраструктуры);
е) оценку эффективности мероприятий, включенных в программу, в
том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности
населения поселения услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих
требований, в соответствии с нормативами градостроительного
проектирования соответственно поселения или городского округа;
ж) предложения по совершенствованию нормативно-правового и
информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры,
направленные на достижение целевых показателей программы.
Таким образом, в силу прямого указания закона программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений должны быть разработаны и утверждены в шестимесячный срок со дня установления Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1050, т.е. до 1 апреля 2016 года.
Судом установлено, что администрацией МО «Еласовское сельское поселение после утверждения постановлением Правительства РФ № 1050 от 01.10.2015 Требований, меры по разработке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры не принимаются. Генеральный план Еласовского сельского поселения, разработанный ОАО «Проектный институт «Чувашгражданпроект», утвержден решением Собрания депутатов МО «Еласовское сельское поселение» от 19.12.2012 № 179.
Таким образом, из материалов дела следует, что названная выше обязанность, вмененная федеральным законодателем исполнительному органу местного самоуправления, ответчиком до настоящего времени не исполняется. На основании изложенного суд приходит к выводу, что в результате бездействия администрации МО «Еласовское сельское поселение» нарушаются права граждан на безопасное и эффективное использование населением объектов социальной инфраструктуры поселения, а также нарушаются нормы федерального закона, в силу прямого указания которого органы местного самоуправления обязаны принять меры к разработке и утверждению программ социального развития поселений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Горномарийского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Еласовское сельское поселение», выразившееся в неисполнении обязанностей по разработке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения.
Обязать администрацию МО «Еласовское сельское поселение» принять меры по разработке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения в срок до 01.04.2016 г.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.М. Малышев