Решение по делу № 2-4081/2018 ~ М-3734/2018 от 27.09.2018

24RS0002-01-2018-004613-39

Дело №2-4081/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    31 октября 2018 года         г. Ачинск Красноярского края

        ул. Назарова, 28-Б

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Попова А.В.,

при секретаре Локтишевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батлаковой Т. Б. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Белоярский детский сад» о взыскании недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Батлакова Т.Б. обратилась в суд с иском к МБДОУ «Белоярский ДС» о взыскании задолженности по заработной плате, мотивируя тем, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 01.08.2011 в должности сторожа. Установленный размер оплаты труда не соответствует ч. 1 ст. 133 Трудовому кодексу РФ и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. Осуществляемая работодателем доплата до МРОТ в нарушение разъяснений, изложенных в постановлении Конституционного суда от 07.12.2017 №38-П, включает в себя районный коэффициент и северную надбавку. На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика сумму недоначисленной и не выплаченной ей заработной платы за период с сентября 2017 года по август 2018 года, включительно, согласно изложенному в иске расчету в размере 42 097,13 руб.(л.д.2-3).

В судебное заседание истец Батлакова Т.Б., будучи извещена надлежащим образом (л.д.189), не явилась, согласно ходатайству просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.190).

Представитель ответчика МБДОУ «Белоярский ДС» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.191), представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, с иском согласился (л.д.21).

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.

В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

На основании ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Таким образом, в силу статей 129, 135, 146, 148 Трудового кодекса РФ коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.

Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 №160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.

На основании Постановления Министерства труда РФ №49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.

Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории г. Ачинска Красноярского края.

Как следует из материалов дела, согласно приказу №28 от 01.08.2011 на основании трудового договора от 01.08.2011 Батлакова Т.Б. принята на основную работу в МБДОУ «Белоярский ДС» по должности сторожа, начиная с 01.08.2011 на неопределенный срок, с установлением работнику режима рабочего времени согласно утвержденного графика. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 09.01.2017 с 09.01.2017 работнику установлен должностной оклад в размере 2 454 руб., а также дополнительные выплаты: за работу в условиях ночного времени в размере 35%, за работу в занимаемой должности – 10%, районный коэффициент и северная надбавка в размере по 30 %. Согласно штатному расписанию на 2018 год должностной оклад сторожа установлен в размере 2 552 руб. в месяц (л.д.23-32,36).

Из представленных расчетных листков и табеля учета рабочего времени за период с сентября 2017 года по августа 2018 года (л.д.7-18,150-186) следует, что заработная плата начислялась и выплачивалась истцу пропорционально фактически отработанному времени, с предоставлением компенсационной выплаты до размера региональной выплаты, включающей в себя начисления по районному коэффициенту и процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Между тем, исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, суд приходит к выводу, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 №82-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.07.2018, минимальный размер оплаты труда составлял 7 800 руб. в месяц, с 01.01.2018 - 9 489 руб. в месяц, а с 01.05.2018 – 11 163 руб. в месяц.

Таким образом, с учетом начисления на данную сумму районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%, при условии выполнения нормы рабочего времени, с 01.09.2017 истец должна была получать размер заработной платы в месяц не менее: 7 800 руб. ? 1,6 = 12 480 руб., с 01.01.2018 – не менее: 9 489 руб. ? 1,6 = 15 182,40 руб., а с 01.05.2018 – не менее: 11 163 руб.? 1,6 = 17 860,80 руб., за полностью отработанную норму времени.

При таких обстоятельствах, учитывая, что размер заработной платы истца в период с сентября 2017 года по август 2018 года, включительно, не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с учетом начисленных на него коэффициентов, суд считает необходимым взыскать недоначисленную истцу заработную плату в размере 42 097,13 руб., исходя из следующего расчета:

Период Норма Отработано Всего начислено Подлежало начислению, руб. Подлежит доплате, руб.
дн. час. дн. час. МРОТ сев.надб рай.коэф всего
Сен 2017 21 168 15 120 7 565,71 5 571,43 1 671,43 1 671,43 8 914,29 1 348,58
Окт 2017 22 176 22 176 10 592,00 7 800,00 2 340,00 2 340,00 12 480,00 1 888,00
Ноя 2017 21 168 21 168 10 592,00 7 800,00 2 340,00 2 340,00 12 480,00 1 888,00
Дек 2017 21 168 21 168 10 592,00 7 800,00 2 340,00 2 340,00 12 480,00 1 888,00
Янв 2018 17 136 17 136 11 016,00 9 489,00 2 846,70 2 846,70 15 182,40 4 166,40
Фев 2018 19 152 19 152 11 016,00 9 489,00 2 846,70 2 846,70 15 182,40 4 166,40
Мар 2018 20 160 20 160 11 016,00 9 489,00 2 846,70 2 846,70 15 182,40 4 166,40
Апр 2018 21 168 21 168 11 016,00 9 489,00 2 846,70 2 846,70 15 182,40 4 166,40
Май 2018 20 160 4 32 2 232,60 2 232,60 669,78 669,78 3 572,16 1 339,56
Июн 2018 20 160 11 88 6 139,65 6 139,65 1 841,90 1 841,90 9 823,44 3 683,79
Июл 2018 22 176 22 176 11 163,00 11 163,00 3 348,90 3 348,90 17 860,80 6 697,80
Авг 2018 23 184 23 184 11 163,00 11 163,00 3 348,90 3 348,90 17 860,80 6 697,80
ИТОГО: 114 103,96 156 201,09 42 097,13

В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, исходя из размера удовлетворенных судом требований, в сумме 1 463 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Белоярский детский сад» в пользу Батлаковой Т. Б. недоначисленную заработную плату за период с сентября 2017 года по август 2018 года, включительно, в размере 42 097 (сорок две тысячи девяносто семь) рублей 13 копеек.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Белоярский детский сад» в доход муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственную пошлину в сумме 1 463 (одна тысяча четыреста шестьдесят три) рубля.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                  А.В. Попов

Мотивированное решение изготовлено 06 ноября 2018 года.

2-4081/2018 ~ М-3734/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Батлакова Т.Б.
Ответчики
МБДОУ "Белоярский детский сад"
Суд
Ачинский городской суд
Судья
Попов Алексей Валерьевич
27.09.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2018[И] Передача материалов судье
02.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
22.10.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2018[И] Судебное заседание
06.11.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2019[И] Дело оформлено
10.04.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее