Решение по делу № 33-1434/2014 от 19.08.2014

Судья Афашагов М.М. Дело № 33-1434/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 сентября 2014 года г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

Председательствующего – Макоева А.А.,

судей Шомахова Р.Х. и Тхагалегова З.Т.,

при секретаре: Кишевой А.В.,

с участием: представителя истца прокуратуры <адрес> КБР – Башиева Р.А. по доверенности от 18.08.2014г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тхагалегова З.Т. гражданское дело по иску прокурора <адрес> КБР в интересах несовершеннолетней Шлях Любови Александровны к Министерству образования и науки КБР о признании бездействия незаконным и возложении обязанности в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансированием в объеме, достаточном для обеспечения указанного лица одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия в соответствии с установленными нормами,

по апелляционной жалобе Министерства образования и науки КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 15 июля 2014 года,

у с т а н о в и л а:

<адрес> КБР, действующий в интересах несовершеннолетней Шлях Л.А. с учетом дополнений обратился в суд с иском к Министерству образования и науки КБР, в котором, просил суд признать незаконным бездействие Министерства образования и науки КБР, выраженное в не обеспечении ГКОУ «Школа-Интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №5 <адрес>» Министерства образования и науки КБР (далее по тексту - Школа-Интернат) финансированием, достаточным для обеспечения ее воспитанников одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия в соответствии с их потребностями; возложить на Министерство образования и науки КБР обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить Школу-Интернат финансированием в объеме, достаточном для обеспечения несовершеннолетней Шлях Л.А., следующей одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия в соответствии с нормами утвержденными Приказом Министерства образования и науки КБР от 31.12.2013г. № 1337: пальто (зимняя куртка) 1 шт., пальто (куртка) демисезонное 1 шт., рубашка школьная белая (водолазка) 2 шт., костюм летний и шерстяной 2 комплекта, платье (юбка, блуза) 4 шт., халат домашний для девочки 2 шт., свитер (джемпер) шерстяной 2 шт., платье шерстяное праздничное 1 шт., платье летнее праздничное 1 шт., брюки для девочки 2 шт., головной убор зимний 1 шт., платки носовые 8 шт., шарф полушерстяной 1 шт., перчатки (варежки) 2 пары, тапочки домашние 2 пары, зимняя обувь 2 пары, сапоги резиновые 1 пара, шапка спортивная 1 шт., сорочка ночная (пижама) 2 комплекта, колготки 10 пар, купальник 1 шт., рабочая одежда 1 комплект, предметы личной гигиены для девочки 25 ед., портфель (сумка) 2 шт., полотенце махровое 3 шт., полотенце 4 шт., одеяло шерстяное или ватное 2 шт., одеяло байковое 1 шт.

В обоснование исковых требований указал, что <адрес> КБР в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о несовершеннолетних и молодежи выявлены нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников ГКОУ «Школа-Интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №5 с.п. «Нартан» Министерства образования и науки КБР, допущенные Министерством образования и науки КБР, выразившееся в том, что финансирование данной школы не производится в объеме, достаточном для обеспечения ее воспитанников вышеназванными одеждой, обувью и другими вещевыми предметами, тогда как согласно Уставу Школы - Интернат ее учредителем является Министерство образования и науки КБР.

Согласно положениям Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов Кабардино-Балкарской Республики утверждены Постановлением Правительства КБР от 12.10.2006 № 272-ПП.

В результате недостаточного бюджетного финансирования Школы – Интерната, Шлях Л.А. 05.05.2001 г.р. не обеспечена необходимыми одеждой и обувью, что подтверждается утвержденными бюджетными сметами Школы - Интернат на 2012г., 2013г., 2014г. и письмом директора Школы-Интерната от 24.03.2014г. № 237/04-25.

В отзыве на исковое заявление Министерство образования и науки КБР просило исковое заявление оставить без удовлетворения.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> КБР Казакова М.Б. поддержала заявленные требования с учетом их уточнений и просила суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки КБР, извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.

Заинтересованное лицо - ГКОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>» Министерства образования и науки КБР, будучи надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 15 июля 2014 года постановлено:

Исковые требования прокурора <адрес> КБР в интересах Шлях Любови Александровны к Министерству образования и науки КБР о признании бездействия незаконным и возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансированием в объеме, достаточном для обеспечения указанного лица одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия в соответствии с установленными нормами удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства образования и науки КБР, выраженное в необеспечении ГКОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>» Министерства образования и науки КБР финансированием, достаточным для обеспечения воспитанников одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия в соответствии с их потребностями.

Обязать Министерство образования и науки КБР в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить ГКОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>» Министерства образования и науки КБР финансированием в объеме, достаточном для обеспечения Шлях Любови Александровны одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия в соответствии с нормами, утвержденными приказом Министерства образования и науки КБР от 31.12.2013 г. №1337.

Не согласившись с данным решением, Министерство образования и науки КБР подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Нальчикского городского суда КБР от 15 июля 2014 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что в соответствии с постановлением Правительства КБР от 18.01.2013г. № 21-ПП, ответчик имеет статус органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области образования, науки и молодежной политики, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, а также функции по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности. Таким образом, Министерство образования и науки КБР не является коммерческой организацией, имеющей необходимый объем денежных средств для исполнения обжалуемого решения.

Вынесенное Решение суда ставит Министерство в безвыходное положение, в связи с возможностью наступления неблагоприятных последствии в виде штрафных и иных санкции за не исполнение решения суда. Так при вынесении Решения судом не принято во внимание то обстоятельство, что обеспечение исполнения указанных норм для детей сирот и оставшихся без попечения родителей регламентируется Законом Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2011 года № 11-РЗ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике» который определяет полномочия по составлению проекта республиканского бюджета за Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики. Полномочиями по внесению проекта на утверждение обладает только Глава Кабардино-Балкарской Республики, в последствии бюджет утверждается Парламентом Кабардино-Балкарской Республики в силу чего повлиять на утверждение окончательной суммы необходимой для обеспечения исполнения норм утвержденных Правительством Кабардино-Балкарской Республики для обеспечения детей сирот и оставшихся без попечения родителей мягким инвентарем Министерство не уполномочено, так как бюджет утверждается в окончательной редакции представленной и откорректированной Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики после согласования с Правительством Кабардино-Балкарской Республики.

Судом также удовлетворены требования <адрес> о признании незаконным бездействие Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республик по указанным выше обстоятельствам. При этом судом оставлены абсолютно без внимания все доводы и факты, доказывающие и указывающие на огромную и полную работу Министерства направленную на полноценное обеспечение детей сирот и оставшихся без попечения родителей. Так ежегодно Министерством проводится анализ о необходимом объеме средств бюджета на определенный год который необходим для полноценной реализации полномочии, для обеспечения детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия в соответствии с их потребностями. Полный анализ необходимых средств отражается в проекте бюджета как необходимые ассигнования, однако ежегодный заказанный объем средств необходимый для полноценной реализации полномочии уменьшается в несколько раз. В силу указанных обстоятельств в соответствии с действующим законодательством Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики не бездействует, а составляет разногласия, которые ежегодно доводит до сведения Правительства и Парламента Кабардино-Балкарской Республики. Так рассмотрев представленный протокол согласования прогнозных показателей республиканского бюджета на 2014 год по разделу «Образование» выявлено, что в протоколе учтены не все вопросы, обозначенные Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, а именно при потребности 15-ти интернатных учреждений в мягком инвентаре на сумму 10527,2 тыс. рублей (в том числе для сиротских -6448,7 тыс. рублей) выделено 3979,0 тыс. рублей.

Указанные обстоятельства изложены в письмах адресованных Министру финансов Кабардино-Балкарской Республики от 20.09.2013 года № 01-18/5288, Исполняющего Обязанности Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 1 1.10.2013 года № 01-1 1/5711, от 08.11.2013 года № 01-11/6322, Председателю Комитета Парламента Кабардино-Балкарской Республики по образованию и науке от 11.11.2013 года № 01-11/6363, Заместителю Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2014 года № 01-11/1024. По всем приведенным позициям в Нальчикский городской суд КБР представлены копии писем и иных документов, подтверждающих деятельность Министерства в данном направлении, которая порой даже выходит за рамки регламента деятельности Правительства Кабардино-Балкарской Республики с целью и надеждой более полного обеспечения детей сирот и оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем бюджет утвержден в редакции представленной и откорректированной Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики, в силу чего необходимая сумма указанная Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики в большей части отклонена.

В связи с необходимостью исполнения Решения Нальчикского городского суда КБР Министерство в соответствии с действующим законодательством в рамках своих полномочии всего лишь может полностью повторить указанную выше проделанную работу, что не является гарантом выделения средств в соответствующем объеме из республиканского бюджета тем более в месячный срок, в связи с чем Министерство окажется перед непреодолимой силой и в неблагоприятных условиях абсолютно не по своей вине. Судом также исследован приказ Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики от 31.12.2013 года № 1337 о нормах обеспечения детей сирот и оставшихся без попечения родителей мягким инвентарем и расчеты на обеспечение указанных норм. Однако не смотря на все выше изложенные обстоятельства и факты доказывающие надлежащую и полную деятельность Министерства в направлении обеспечения детей сирот и оставшихся без попечения родителей мягким инвентарем, Нальчикским городским судом Кабардино-Балкарской Республики вынесено решение о признании бездействия Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики незаконным.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции ответчик Министерство образования и науки КБР, заинтересованное лицо ГКОУ «Школа-Интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>» Министерства образования и науки КБР в суд не явились.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Тхагалегова З.Т., обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения представителя прокуратуры <адрес> КБР – Башиева Р.А., Судебная коллегия приходит к следующему.

Ответчик в апелляционной жалобе не оспаривает недостаточность финансирования государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в ГКОУ «Школа-Интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>» Министерства образования и науки КБР.

Утверждая о незаконности вынесенного судом оспариваемого решения, ответчик утверждает, что согласно Закону Кабардино-Балкарской Республике от 07 февраля 2011 года № 11-РЗ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике» полномочия по составлению проекта республиканского бюджета относятся к Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республике. Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики не имеет отношений к формированию бюджета Республики и не может повлиять на утверждение окончательной суммы, выделяемой для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республике (далее Министерство) является исполнительным органом государственной власти

Автор жалобы считает, что Министерство не проявляло бездействия. На стадии формирования бюджета республики, оно доводило до сведения Правительства и Парламента Кабардино-Балкарской Республики необходимость полноценного финансирования государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако при потребности на 2014 год 15-ти интернатных учреждений в мягком инвентаре на сумму 10527,2 тыс. рублей (в том числе сиротских - 6448,7 тыс. рублей) выделено всего 3979 тыс. рублей.

Прокурор в иске утверждает, что Школе-Интернату на 194 воспитанника выделено 460,02 тыс. рублей, вместо положенных 4620,0 тыс. рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Не оспаривая эти обстоятельства, Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики считает, что не может нести ответственность за указанное недостаточное финансирование Школы - Интернат, поскольку Министерство зависит от бюджета Республики, и является лишь распределителем выделенных денежных средств.

Эти доводы не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения суда первой инстанции.

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно статье 1 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей гарантировано полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости. Дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4). Предусмотренные этим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья 5).

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 17.02.2012г. № 2-РЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике» (в редакции Закона от 24.04.2014), принятый в соответствии с указанным Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ регулирует отношения, связанные с предоставлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 1).

В соответствии со статьей 2 данного Закона исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в пределах своих полномочий:

1) реализуют государственную политику в сфере социальной поддержки и защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) принимают нормативные правовые акты по вопросам, касающимся социальной поддержки и защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают их исполнение и осуществляют контроль за исполнением указанных актов;

3) осуществляют финансирование государственных организаций Кабардино-Балкарской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения ими доступного по состоянию здоровья образования, профессионального обучения и воспитания.

Согласно статье 5 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. № 23-РЗ «Об образовании», дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающие в республиканских и муниципальных образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении.

В соответствии со статьей 7 данного Закона в инфраструктуру системы образования в Кабардино-Балкарской Республике входят также организации, осуществляющие образовательную деятельность, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К полномочиям Правительства Кабардино-Балкарской Республики в сфере образования относятся и установление порядка организации полного государственного обеспечения обучающихся в республиканских и муниципальных образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и нормами питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, предметами хозяйственного обихода и личной гигиены, играми, игрушками, книгами (статья 5).

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики № 272-ПП от 12.10.2006г. утверждены нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Согласно статьи 1 Положения о Министерстве образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, утвержденном Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики № 21-ПП от 18.01.2013г. Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики является исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области образования, науки и молодежной политики, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, а также функции по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

В силу своих полномочий Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предоставляет в установленном порядке субсидии и субвенции на финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным Министерству государственным учреждениям (пункты 4.33, 4.46).

На основании подпункта 12.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Установив, что Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, будучи исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени Правительства Кабардино-Балкарской Республики, являясь главным распорядителем и получателем средств республиканского бюджета, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным Министерству государственным учреждениям, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора о признании незаконными бездействий Министерства и о возложении не него обязанности обеспечить несовершеннолетнюю Шлях Л.А. одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия.

Недостаточность бюджетного финансирования не может служить основанием для освобождения представляемого Министерством субъекта Российской Федерации от исполнения установленной Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и Законом Кабардино-Балкарской Республики от 17.02.2012г. № 2-РЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике» обязанности по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С учетом изложенного Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,

о п р е д е л и л а:

Решение Нальчикского городского суда КБР от 15 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования и науки КБР - без удовлетворения.

Председательствующий А.А.Макоев

Судьи Р.Х.Шомахов

З.Т.Тхагалегов

Копия верна:

Судья Верховного суда КБР З.Т.Тхагалегов

33-1434/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шлях Любовь Александровна
Прокурор Чегемского района КБР в интересах Шлях Любови Александровны
Ответчики
Министерство образования и науки КБР
Другие
ГКОУ "Школа-Интернат для детей- сирот и детей,оставшихся без попечения родителей №5 с. Нартан" МОН КБР
Суд
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики
Судья
Тхагалегов Залим Тахирович
03.09.2014Судебное заседание
12.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2014Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее