Дело № 2-1571/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п.Зубово Поляна 15 декабря 2016 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Круглова В.Н.,
при секретаре Антоновой О.А.,
с участием истицы Максимовой О.В.,
ответчика – Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия»,
представителя ответчика Гришуниной О.Е., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимовой О.В. к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия» о признании незаконным отказа в оказании материальной помощи на проведение медицинского обследования и приобретения лекарств, взыскании материальной помощи на проведение медицинского обследования и приобретения лекарств, о дискриминации в области оказания материальной помощи, о возмещении морального вреда,
установил:
Максимова О.В. обратилась в суд с указанным иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия» (далее по тексту ФКУ ЛИУ – 19 УФСИН России по Республике Мордовия). Свои требования мотивировала тем, что по 11 декабря 2015 г. она работала в должности бухгалтера 2 категории бухгалтерии ФКУ ЛИУ – 19 УФСИН России по Республике Мордовия. В течение 2015 года она неоднократно обращалась к работодателю с заявлениями об оказании материальной помощи, в том числе на проведение высокотехнологичного медицинского обследования и приобретения дорогостоящих жизненно - необходимых лекарств, в чем ей было отказано. В течение 2015 года подобные заявления других работников руководителем ФКУ ЛИУ – 19 УФСИН России по Республике Мордовия рассматривались и по ним принимались положительные решения. Следовательно, допущена дискриминация в области оказания материальной помощи, что нарушает права и социальные гарантии истицы. Незаконными действиями ответчика Максимовой О.В. причинен моральный вред, который выразился в физических и нравственных страданиях, вызванных отсутствием стабильного заработка, немотивированным отказом в материальной помощи в период ее болезни и материальных затруднений, из-за стрессовых ситуаций в период с июля по декабрь 2015 года, отразившихся на состояние ее здоровья и потребовавших высокотехнологичного медицинского обследования для назначения курса лечения. Моральный вред нанесен и тем, что появилось твердое убеждение в отсутствие ограничения властных полномочий должностных лиц администрации учреждения и нарушении ими законодательных правовых норм, а также неоднократным отказом в ее законных требованиях. Причиненный моральный вред истица оценивает в 50 000 рублей. Просит признать отказ в оказании материальной помощи за 2015 год на проведение медицинского обследования и приобретения лекарств незаконным, взыскать с ответчика сумму невыплаченной материальной помощи за 2015 год на проведение медицинского обследования и приобретение лекарств в размере 4000 рублей, признать действия ответчика, выразившиеся в дискриминации в области материальной помощи за 2015 год на проведение медицинского обследования и приобретение лекарств незаконными, взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 50 000 рублей.
В судебном заседании истица Максимова О.В. иск поддержала по указанным основаниям и дополнительно пояснила, что ответчик обязан соблюдать Отраслевое соглашение по учреждениям, органам уголовно – исполнительной системы и предприятиям Федеральной службы исполнения наказания на 2014 – 2016 годы, которое является правовым актом и основой трудового и коллективного договоров. Данное соглашение распространяется на работодателей, гражданских служащих и работников. Согласно пунктам 7.4, 7.6 данного отраслевого соглашения, мероприятия по охране труда являются неотъемлемой частью региональных отраслевых соглашения и коллективных договоров. Гражданские служащие и работники организаций системы ФСИН России обеспечиваются производственными и санитарно – бытовыми помещениями в соответствии с действующими нормативами. Согласно пункту 8.3 отраслевого соглашения работодатели предусматривают оказание социальных гарантий и компенсаций гражданским служащим и работникам организаций системы ФСИН России. Однако, в коллективном договоре ФКУ ЛИУ – 19 УФСИН России по Республике Мордовия не включены социальные гарантии работникам. В связи с необеспечением по вине работодателя условий труда ухудшилось ее здоровья, она получила заболевание и находилась на лечении в дневном стационаре. Следовательно, ответчик необоснованно отказал ей в выплате материальной помощи, чем воспрепятствовал получению истицей социальных гарантий и причинил ей моральный вред. Отказ в выплате материальной помощи не основан на законе. По ее мнению, данная материальная помощь оказывалась в 2015 году работникам ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия, однако представить в подтверждение этого документы не имеет возможности. Начальник ФКУ ЛИУ – 19 УФСИН России по Республике Мордовия не является собственником средств учреждения и должен относиться ко всем работникам одинаково. Размер материальной помощи в сумме 4000 рублей истица определила исходя из суммы, не подлежащей налогообложению, согласно налоговому законодательству.
Представитель ответчика ФКУ ЛИУ – 19 УФСИН России по Республике Мордовия Гришунина О.Е. иск не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, согласно которым в соответствии с пунктом 6 Приложения приказа ФСИН России от 13 ноября 2008 г. №624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно – исполнительной системы» из фонда оплаты труда работников может быть оказана материальная помощь. Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения. Таким образом, требование истицы о выплате материальной помощи в сумме 4000 рублей является незаконной, поскольку проведение медицинского обследования и приобретение лекарственных препаратов не обязывает работодателя производить ее. Также ответчику не ясен расчет суммы, поскольку закон оставляет право за руководителем устанавливать размер материальной помощи. Максимовой О.В. не представлены доказательства причинения ей сильных нравственных страданий в результате, как она считает, нарушенных трудовых прав, ею не подтвержден факт причинения вреда, степень вины причинителя. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя, наличие причинно – следственной связи между нарушением и убытками. Однако вины ФКУ ЛИУ – 19 УФСИН России по Республике Мордовия в данном случае не усматривается. В связи с этим заявленные истицей требования о возмещении 50 000 рублей за причиненный, по ее мнению, моральный вред являются попыткой злоупотребления правом с целью получения материальной выгоды. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что с 21 февраля 2014 г. по 11 декабря 2015 г. Максимова О.В. состояла в трудовых отношениях с ФКУ ЛИУ – 19 УФСИН России по Республике Мордовия.
Согласно пунктам 2, 6.4 и 7 трудового договора №294 от 21 февраля 2014 г., заключенного между сторонами, Максимова О.В. была принята на работу в бухгалтерию ФКУ ЛИУ -19 УФСИН России по Республике Мордовия на должность бухгалтера. Работодатель обязался соблюдать обязанности, предусмотренные коллективным трудовым договором, правилами внутреннего распорядка и действующим законодательством. содержащим нормы трудового права. Работодатель обязался выплачивать работнику должностной оклад в размере 4721 руб., работнику исчисляется и выплачивается процентная надбавка за непрерывную работу в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по РМ: от 1 г. до 2 лет - 5 %, работнику исчисляется и выплачивается 50% от оклада за работу в уголовно-исполнительной системе, исчисляется и выплачивается ежеквартально премия за выполнение показателей оперативной и производственно-хозяйственной деятельности не более 25% от оклада по оценке деятельности ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по РМ и показателе оценки бухгалтерии. Выплата производится за счет дополнительного источника бюджетного финансирования.
21 сентября 2014 г. между Максимовой О.В. и ФКУ ЛИУ №19 УФСИН России по Республике Мордовия заключено дополнительное соглашение к трудовому договору №294, согласно которому истица была переведена на работу в бухгалтерию на должность бухгалтера 2 категории, а ответчик обязался выплачивать работнику должностной оклад в размере 5696 рублей в месяц и 50% от оклада за работу в уголовно – исполнительной системе.
Из пунктов 6.8, 6.9 коллективного договора ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия на 2013 – 2015 годы следует, что из фонда оплаты труда работникам может быть оказана материальная помощь. Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника.
03 декабря 2015 г. Максимова О.В. обратилась к ответчику с заявлением об оказании материальной помощи в связи с необходимостью пройти платное высокотехнологическое медицинское обследование по направлению специалиста, согласно резолюции врио начальника ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия Т.В.Остапчук в выплате материальной помощи отказано.
12 января 2016 г. Максимова О.В. обратилась к ответчику с аналогичным заявлением, к заявлению приложила заявление от 03 декабря 2016 г., копии документов, подтверждающие расходы на проведение МРТ – обследование, заключение (частично) консультанта МРКБ с назначением перечня сложных дорогостоящих препаратов. Согласно резолюции начальника ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия А.А.Булычева в удовлетворении заявления было отказано.
Факт невыплаты истицы материальной помощи подтверждается представленными ею справками о доходах физического лица за 2015 г. №21 от 17 февраля 2016 г. и №210 от 18 апреля 2016 г.
В соответствии с частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Постановлением Правительства РФ №583 от 5 августа 2008 г. «О введении новых систем оплаты труда работников Федеральных бюджетных и казённых учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» введены новые системы оплаты труда.
Согласно пункту 2 данного постановления введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала поручено федеральным государственным органам.
Во исполнение указанного постановления издан Приказ ФСИН России от 13 ноября 2008 г. №624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно- исполнительной системы».
Как следует из пункта 6 Приложения №5 Приказа ФСИН России от 13 ноября 2008 г. №624, из фонда оплаты работникам может быть оказана материальная помощь. Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника.
Приказом ФКУ ЛИУ – 19 УФСИН Росси по Республике Мордовия от 13 ноября 2015 г. №367, утверждено Положение об оплате труда гражданского персонала ФКУ ЛИУ – 19 УФСИН России по Республике Мордовия.
Согласно пункту 5.7 Положения, работникам могут производиться выплаты стимулирующего характера, предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что материальная помощь в число обязательных выплат не включена, ее выплата отнесена к компетенции руководителя учреждения. Размер материальной помощи является правом работодателя, что не влечет изменение условий труда истицы, поскольку трудовым договором ей не был установлен фиксированный размер данной помощи. Материальная помощь относится и является видом материального стимулирования, применяется работодателем самостоятельно, не является постоянной величиной, ее размер определяется по решению руководителя учреждения в пределах имеющегося фонда оплаты труда. Суд не может подменять право работодателя и устанавливать работнику материальную помощь, в том числе определяя ее размер.
Таким образом, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа ответчика в выплате материальной помощи и взыскании материальной помощи за 2015 год отказать.
При этом суд учитывает отсутствие причинно-следственной связи между действиями ответчика и приобретением истицей лекарственных препаратов, медицинских услуг, исходя из того, что истицей в 1991 году был перенесен инсульт, она имеет ряд заболеваний, обострение которых могло повлечь необходимость в приобретении указанных истицей лекарственных препаратов и вызвать необходимость в проведении высокотехнологичного медицинского обследования.
Доводы о том, что за период работы у ответчика состояние здоровья истицы ухудшилось вследствие виновных действий работодателя по несоблюдению условий труда, в связи с чем была вынуждена приобретать лекарственные препараты и провести высокотехнологичное медицинское обследование, являются голословными и не подтверждают незаконность отказа в выплате материальной помощи ответчиком.
Согласно статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Не предоставление материальной помощи истице в связи с обращением ее за таковой к работодателю, суд не может расценивать дискриминацией в отношении истицы, поскольку не доказан факт нарушения ответчиком при отказе в выплате данной материальной помощи трудовых прав истицы и отсутствуют сведения о выплате указанной материальной помощи гражданскому персоналу ФКУ ЛИУ – 19 УФСИН России по Республике Мордовия. Кроме того сама истица в судебном заседании согласилась с тем что факт дискриминации не нашел своего объективного и достоверного подтверждения.
Доводы о том, что в период 2015 года ответчиком оказывалась материальная помощь другим вольнонаемным работникам, суд оценивает критически, поскольку они опровергаются справкой ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия №14/ТО/59/2, согласно которой в 2015 году материальная помощь вольнонаемным сотрудникам ФКУ ЛИУ – 19 не выплачивалась.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы истицы о нарушении права на выплату материальной помощи и о дискриминации в отношении нее со стороны ответчика, суд не находит основания для удовлетворения требований истицы о компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении иска Максимовой О.В. в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Максимовой О.В. к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия» о признании незаконным отказа в оказании материальной помощи на проведение медицинского обследования и приобретения лекарств, взыскании материальной помощи на проведение медицинского обследования и приобретения лекарств, о дискриминации в области оказания материальной помощи, о возмещении морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья Зубово-Полянского
районного суда Республики Мордовия В.Н.Круглов