Дело № 2-5378/2015
(2-556/2016)
Заочное решение
Именем Российской Федерации
11 января 2016 года Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Панченко Ю.Ю. с участием прокурора Тимошенко М.В., представителя Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Макарьевского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Дадашеву ФИО7 об обязании обеспечить проведение категорирования транспортных средств,
установил:
Прокурор Макарьевского района Костромской области обратился в суд с исковым заявлением об обязании индивидуального предпринимателя Дадашева Р.К. (ИНН 440117095924) обеспечить проведение категорирования транспортных средств, используемых им для осуществления регулярных пассажирских перевозок по внутригородскому маршруту г. Макарьев «М.Филино-Молокозавод» и по маршруту «Рымы – Макарьев» в 3-месячных срок со дня вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Макарьевского района Костромской области проведена проверка исполнения хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность, связанную с организацией регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортном на территории Макарьевского района, требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму. Установлено, что ИП Дадашев Р.К. осуществляет регулярные пассажирские перевозки по маршрутам: внутригородского сообщения в городском поселении г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области «М.Филино-Маслосырзавод» с использованием автобуса Isuzu в количестве 1 единицы; муниципального сообщения в Макарьевском муниципальном районе Костромской области «Рымы – Макарьев» с использованием автобусов КАВЗ в количестве 2 единицы. По результатам обследования пассажиропотока от 19.03.2015 на линии работает 1 автобус КАВЗ. Автобусы, используемые Дадашевым Р.К. для осуществления регулярных пассажирских перевозок относятся к категории М3 и не входят в Перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, утверждённый приказом Минтранса России от 23.07.2014 № 196, в связи с чем подлежат обязательному категорированию. Перевозки по указанным маршрутам осуществляются ИП Дадашевым Р.К. на транспортных средствах, не прошедших процедуру категорирования.
В судебном заседании прокурор Тимошенко М.В. исковые требования уточнила в части индивидуализации транспортных средств, просила обязать ответчика обеспечить проведение категорирования транспортных средств, используемых для осуществления регулярных пассажирских перевозок по внутригородскому маршруту г. Макарьев «М.Филино-Молокозавод» - автобуса А 09204 г.р.з. № и по маршруту «Рымы-Макарьев» - автобуса КАВЗ4235-32 г.р.з.№ по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Дадашев Р.К., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений против заявленных требований не предоставил.
На основании ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Представитель Департамента транспорта Костромской области Румянцева М.А. принятие решения по исковым требованиям прокурора оставила на усмотрение суда.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Администрация Макарьевского муниципального района Костромской области представителей в судебное заседание не направили, возражений не представили.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму», предупреждение (профилактика) терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов являются неотъемлемой частью деятельности по противодействию терроризму.
Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ) регламентирует деятельность по планированию и реализации мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Данным законом закреплено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В пунктах 2, 6, 9, 11 ст. 1 Закона установлено, что категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – это определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и/или ТС или использующие их на ином законном основании; транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, помимо прочих, транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2.1 ст. 5 Закона № 16-ФЗ оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 6 Закона № 16-ФЗ, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
В соответствии со ст. 9 Закона № 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ и/или ТС субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС.
Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Судом установлено, что заявленные прокурором транспортные средства имеют следующие характеристики: автобус КАВЗ4235-32, г.р.н. Н №, категория D, год выпуска 2011, цвет белый, идентификационный номер №; автобус Isuzu, г.р.н №, категория D, год выпуска 2011, цвет желтый, идентификационный номер № Согласно регистрационным учета ГИБДД, владельцем транспортных средств является Дадашев К.З., <дата> г.р.
На основании договора № 1 от 31.08.2015, заключенного между ИП Дадашевым Р.К. (ИНН 440117095924, лицензия № № от <дата> на регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении) и Администрацией городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области, регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту внутригородского сообщения в городском поселении г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области № 1 «М. Филино-Маслозавод» осуществляет Дадашев Р.К. Срок действия договора до 01.09.2018. Внутригородской маршрут № 1 - постоянный, открыт постановлением Администрации городского поселения г. Макарьев от 13.03.2014 № 17, паспорт автобусного маршрута утвержден главой городского поселения г. Макарьев 03.12.2014.
На основании договора от 01.07.2015, заключенного между Администрацией Макарьевского муниципального района Костромской области и ИП Дадашевым Р.К., сроком действия по 30.06.2016, Дадашев Р.К. осуществляет временное обеспечение выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту муниципального сообщения в Макарьевском муниципальном районе Костромской области № 575 «Рымы–Макарьев». Согласно условиям договора, для обслуживания данного маршрута заявлен автобус М3, марка КАВЗ, количество два. Из копии акта комиссионного обследования пассажиропотока от 19.03.2015 усматривается фактическая работа на данном маршруте одного автобуса, категория МЗ, вместимость не менее 25 пассажиров. Муниципальный маршрут № 575 - постоянный, открыт решением Макарьевского районного исполкома от 01.02.1987, паспорт автобусного маршрута по состоянию на 10.10.2011 утвержден главой Макарьевского муниципального района Костромской области.
Согласно объяснению Дадашева Р.К. от 30.11.2015, отобранному прокурором Макарьевского района в ходе проверки, он обслуживает два маршрута – внутригородской маршрут в городском поселении г. Макарьев и муниципальный маршрут «Рымы-Макарьев» Макарьевского муниципального района Костромской области. Внутригородской маршрут обслуживает автобус Isuzu – Богдан, муниципальный – автобус КВЗ. Указал, что данные автобусы не прошли категорирование с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Заявка в Росавтодор подана 27.11.2015, но ответа он не получал.
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 6 закона № 16-ФЗ и Порядка ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранспорта РФ от 29.01.2010 № 22, следует, что обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на компетентные органы государственной власти. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Полномочия по установлению порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств федеральный законодатель, согласно ч. 1 ст. 5 названного Закона, также делегировал федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Напрямую обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов не предусмотрена.
В то же время система мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства предусмотрена Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42, в соответствии с п. 5.7 которого обеспечение проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств и утверждения в установленном порядке результатов такой оценки входит в обязанности именно субъекта транспортной инфраструктуры и осуществляется им в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении транспортного средства в реестр категорированных объектов.
Разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана регламентации обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств поставлена в зависимость от наличия (отсутствия) результатов категорирования и оценки уязвимости, а оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств производится после осуществления категорирования.
Первичное установление, а также изменение значения категории возможны только по инициативе владельца транспортного средства, поскольку только субъект транспортной инфраструктуры может предоставить компетентному органу в области транспортной безопасности данные о количественных показателях критериев категорирования, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.02.2011 № 62.
Учитывая, что проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности невозможно, пока субъект транспортной инфраструктуры не инициирует процедуру категорирования и не подаст заявку в компетентный орган, меры, необходимые для проведения категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств должны инициироваться субъектом транспортной инфраструктуры.
Доказательств того, что ответчик подал заявку и сведения, необходимые для проведения процедуры категорирования указанных транспортных средств - автобуса А 09204 г.р.з. № 44 и автобуса КАВЗ4235-32 г.р.з.№, используемых в лицензируемой деятельности для осуществления регулярных пассажирских перевозок по внутригородскому маршруту г. Макарьев «М.Филино-Молокозавод» и по маршруту «Рымы-Макарьев», суду ответчиком в порядке ст.ст. 56-57 ГПК РФ, не представлено. Уведомления о включении автобусов в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной категории в материалах дела не имеется.
В результате указанного бездействия ответчика создается угроза причинения вреда в будущем, подвергается риску безопасность граждан.
При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора об обязании ответчика обеспечить категорирование транспортных средств являются обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Принимая во внимание обязательства дела, с учетом требований разумности и справедливости суд приходит к выводу об определении срока для исполнения ответчиком возложенного на него обязательства в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 235, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░8 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ «░.░░░░░░-░░░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░ ░ 09204 ░.░.░. № 44 ░ ░░ ░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░» - ░░░░░░░░ ░░░░4235-32 ░.░.░.№ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░