Дело №2а-2853/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2019 года г. Йошкар-Ола
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Порфирьевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Федотовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по размещению специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта,
УСТАНОВИЛ:
Марийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным иском к Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл о признании незаконным бездействия, выразившегося в не установлении на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки <данные изъяты> посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан, возложении на административного ответчика в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу обязанности по размещению на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.
В обосновании административных исковых требований отмечено, что Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Республики Марий Эл законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов. В результате прокурорской проверки было установлено бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, выразившееся в не установлении границ водоохраной зоны и прибрежной полосы водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании помощник Марийского межрайонного природоохранного прокурора Скрябнева Е.В. административный иск полностью поддержала, просила его удовлетворить.
Административный ответчик Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения административного истца, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов Республики Марий Эл, в ходе которой установлено бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, выразившееся в не установлении на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохраной зоны и границ прибрежных защитных полос реки Арка специальных информационных знаков.
При этом выявленные нарушения могут повлечь за собой принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от требований законодательства.
По правилам статей 84 и 164 КАС РФ судом подробно исследованы доводы административного истца, которыми обоснованы административные исковые требования.
В соответствии частями 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ограничения и запреты на использование земель в пределах границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов изложены в частях 15-17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 (далее – Правила), установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
По смыслу пункта 4 Правил в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:
а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;
б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Судом установлено, что Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным в пределах своей компетенции на территории Республики Марий Эл осуществлять полномочия в области природопользования, недропользования и охраны окружающей среды.
Административный ответчик осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти Республики Марий Эл, в области лесных отношений, в области охраны и использования объектов животного мира, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области водных биологических ресурсов, в области водных отношений и в области экологической экспертизы, в соответствии с законодательством Республики Марий Эл.
Из приложенных к административному иску документов следует, что на территории Республики Марий Эл расположена река <данные изъяты>, фактическая протяженность береговой линии реки Арка по двум берегам в пределах Республики Марий Эл составляет №.
Границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы указанного водного объекта посредством размещения специальных информационных знаков административным ответчиком не установлены.
Прокурорской проверкой установлено бездействие административного ответчика по не установлению границ водоохранных зон и границ прибрежной защитной полосы водного объекта реки Арка, в том числе не размещение специальных информационных знаков.
Разрешая требования Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что отсутствие специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта реки Арка нарушает права неопределенного круга лиц, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком вверенных Российской Федерацией полномочий по охране водного объекта.
Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл возражений по административному иску в суд не направило; предложенный срок для исполнения требований в течение 3 лет с момента вступления решения суда в законную силу, не оспорили.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Согласно статье 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, конкретные обстоятельства дела, суд приходит к итоговому выводу об удовлетворении административного иска Марийского межрайонного природоохранного прокурора.
Принимая во внимание объем работ, которые необходимо провести в целях устранения выявленных нарушений, суд считает целесообразным установить срок для проведение указанных выше мероприятий в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Марийского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, выразившееся в не установлении на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки <данные изъяты> посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.
Возложить на Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл в течение 3 (трех) лет со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по размещению на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Арка специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Порфирьева
Мотивированное решение составлено 24 мая 2019 года.