Дело № 2-1202/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
р.п. Старая Кулатка 09 ноября 2017 года
Радищевский районный суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Арзамасовой Л.В.,
при секретаре Аввясовой И.Р.,
с участием исполняющего обязанности прокурора Старокулаткинского район Ульяновской области – Берникова Ю.А.,
истца Авхадиева Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области в интересах Авхадиева Эльдара Вячеславовича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области об обязании включить Авхадиева Э.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, и обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории г. Ульяновска,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области обратился в интересах Авхадиева Э.В. суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области об обязании включить Авхадиева Э.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда (далее по тексту также - Список), и обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории г. Ульяновска.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что прокуратурой Старокулаткинского района по обращению Авхадиева Э.В. проведена проверка исполнения законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прокурорской проверкой установлено, что Авхадиев Э.В., хххх 1986 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одинокая мать Авхадиева Э.В. – А., 1941 года рождения, решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08.05.2001 лишена родительских прав в отношении сына - Авхадиева Э.В.
С 05.06.1992 по 05.07.1992 на основании Постановления администрации Засвияжского района г. Ульяновска «Об определении несовершеннолетнего Авхадиева Э.В. в детский дом» № от 08.06.1992 Авхадиев Э.В. находился на полном государственном обеспечении в специальном (коррекционном) детском доме для детей с ограниченными возможностями «Дом детства», без закрепления за ним какого-либо жилого помещения.
В период с 05.07.1992 по 17.10.2000 Авхадиев Э.В. воспитывался в приемной семье Д. в ...
На основании постановления Главы Старокулаткинского района «Об определении несовершеннолетнего Авхадиева Э.В. в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № от 18.09.2000 в период с 01.09.2001 по 30.06.2003 Авхадиев Э.В. находился в Областном государственном бюджетном образовательном училище № 23 с. Скугареевка Теренгульского района.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Авхадиев Э.В. собственником объектов недвижимости не является.
В период с 31.01.2005 по 28.09.2007 Авхадиев Э.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области, а с 23.07.2008 по 11.03.2016 – в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ульяновской области.
05 октября 2016 года Авхадиев Э.В. через своего бывшего опекуна обращался в органы опеки и попечительства по вопросу включения в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, однако не был включен из-за отсутствия необходимых документов.
17.03.2017 Авхадиев Э.В. обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по вопросу включения в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, однако получил отказ, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», он не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с достижением возраста 23 лет.
При этом должностными лицами Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не было учтено, что Авхадиев Э.В. до достижения 23 лет не мог обратиться в уполномоченные органы по вопросу включения в указанный Список, в связи с отбыванием наказания.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 года № 185-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Авхадиев Э.В. на момент прокурорской проверки достиг совершеннолетия, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области не включен, в связи с чем до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.
Исполняющий обязанности прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области Берников Ю.А. в судебном заседании поддержав заявленные требования в полном объёме, привел доводы, аналогичные по содержанию иска.
Истец Авхадиев Э.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме, дополнительно суду пояснил, что с 05.06.1992 по 05.07.1992 воспитывался в специальном (коррекционном) детском доме для детей с ограниченными возможностями «Дом детства», затем в период с 05.07.1992 по 17.10.2000 воспитывался в приемной семье Д. в р.п. ..., затем с 01.09.2001 по 30.06.2003 обучался в профессиональном училище в с. Скугаревка Теренгульского района Ульяновской области. В 2005 году обращался в органы опеки и попечительства администрации г. Ульяновска по вопросу признания его нуждающимся в жилье с последующим включением в список лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако документы были утеряны. Затем, в связи с осуждением к лишению свободы, не имел возможности собрать необходимый пакет документов. И только после освобождения из мест лишения свободы, в 2017 году он обратился с заявлением на включение в Список в Министерство здравоохранения, семьи и благополучия Ульяновской области. Не является ни собственником жилья, ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя жилого помещения, закрепленного жилья либо иного жилья он не имеет. В настоящее время он нигде не зарегистрирован, работает и снимает жилье в р.п. ....
Представители ответчиков: Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области в судебном заседании не участвовали, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представители ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, просили о рассмотрении дела без их участия.
В отзыве на иск представитель указывает, что Авхадиев Э.В., хххх 1986 года рождения, обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением на включение в Список 17.03.2017, до указанной даты с заявлением на включение в Список в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних не обращался. В ходе рассмотрения документов на Координационном совете было установлено, что Авхадиев Э.В. относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его одинокая мать А. решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08.05.2001 лишена родительских прав. Решением Исполнительного комитета Засвияжского районного совета народных депутатов от 05.12.1991 № Авхадиев Э.В. был определен в государственное детское учреждение. На основании постановления главы администрации Засвияжского района г. Ульяновска от 08.06.1992 № Авхадиев Э.В. вновь определен в детское государственное учреждение.
К заявлению на включение в Список Авхадиев Э.В. представил ответ, направленный в его адрес Министерством образования Ульяновской области от 15.11.2012 № хххх, из которого следует, что заявитель в 2007 году обращался в отдел по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска по вопросу признания его нуждающимся в жилье, однако пакет документов им представлен не был. До рассмотрения вопроса о признании нуждающимся в жилом помещении Авхадиеву Э.В. было предоставлено жилое помещение по договору найма жилого помещения маневренного фонда по адресу: .... С 01.03.2017 по 01.09.2017 Авхадиев Э.В. был временно зарегистрирован и проживал по адресу: .... Жилых помещений в собственности не имеет.
На основании решения Координационного совета от 07.04.2017 Авхадиеву Э.В. отказано во включении в Список, так как в соответствии с Федеральным законом он не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с достижением возраста 23 лет.
Представители ответчиков - Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области о причинах неявки суду не сообщили.
Определением суда от 27.09.2017 Правительство Ульяновской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
От представителя Правительства Ульяновской области – Евдокимовой Е.Н. на исковые требования исполняющего обязанности прокурора Старокулаткинского района в защиту прав и законных интересов Авхадиева Э.В. поступил отзыв.
В представленном отзыве на иск представитель Правительства Ульяновской области указала, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Но обязательное условие – постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста.
На территории Ульяновской области отношения, связанные с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договорам найма специализированных жилых помещений, регулируются Законом Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, осуществляются органом опеки и попечительства.
Решение о включении в список либо об отказе во включение в список принимается органом опеки и попечительства в месячный срок со дня подачи заявления с документами.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.05.2010 № 165-П «Об уполномоченном органе» Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области.
Таким образом, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии со списком, сформированным органами опеки и попечительства.
В отзыве Евдокимова Е.Н. просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей Правительства Ульяновской области.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав и.о. прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области Берникова Ю.А., истца Авхадиева Э.В., исследовав представленные сторонами по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Главном управлении труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 07.04.2017 Авхадиеву Э.В., хххх1986 года рождения, отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Вступившим в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ), устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
Так, в силу статьи 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (ч. 2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч. 3).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8).
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным статьёй 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 6 Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, осуществляется органом опеки и попечительства (ч.1).
В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет (ч.2).
Для включения в список дети-сироты лично или их законные представители представляют в орган опеки и попечительства:
1) заявление в письменной форме о включении в список;
2) копию документа, удостоверяющего личность ребенка-сироты и (или) его законного представителя;
3) копии документов, подтверждающих принадлежность ребенка к числу детей-сирот (копии вступившего в законную силу решения суда о лишении родителей ребенка родительских прав; вступившего в законную силу решения суда о признании родителей ребенка недееспособными; свидетельства о смерти родителей ребенка; иных документов, подтверждающих факт отсутствия над ребенком родительского попечения).
Орган опеки и попечительства не вправе требовать от ребенка-сироты представления документов, необходимых для включения в список, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в перечень документов, определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Если ребенок-сирота по собственной инициативе не представил в орган опеки и попечительства документы (сведения, содержащиеся в них), в таком случае орган опеки и попечительства самостоятельно запрашивает в соответствующих органах и организациях:
1) выписку из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющую отсутствие государственной регистрации в нем права собственности ребенка-сироты на жилые помещения;
2) решение комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях.
Заявление и документы могут быть представлены ребенком-сиротой в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ч. 3).
Решение о включении в список либо об отказе во включении в список принимается органом опеки и попечительства в месячный срок со дня подачи заявления с документами, указанными в части 3 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что Авхадиев Э.В., хххх1986 года рождения, относился к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: одинокая мать А. решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08.05.2001 лишена родительских прав.
Согласно свидетельству о рождении Авхадиева Э.В., хххх1986 года рождения, следует, что его матерью является – А., сведения об отце А. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Решением Председателя исполкома Засвияжского районного совета народных депутатов № от 05.12.1991 «Об определении несовершеннолетнего Авхадиева Эльдара в детский дом», несовершеннолетний Авхадиев Э.В. определен в государственное детское учреждение.
Постановлением Главы администрации Засвияжского района г. Ульяновска № от 08.06.1992 Авхадиев Э.В. определен в детское государственное учреждение.
Из справки от 06.10.2010, выданной образовательным государственным казенным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства», следует, что несовершеннолетний Авхадиев Э.В. воспитывался на полном обеспечении в специальном (коррекционном) детском доме для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» с 04.06.1992 до выбытия в семейный детский дом Д. (р.п. ...).
Из справки № от 03.10.2016, выданной начальником управления образования администрации МО «Старокулаткинский район» следует, что Авхадиев Э.В. с 05.07.1992 по 17.10.2000 воспитывался в приемной семье Д. в р.п. ...
Постановлением Главы Старокулаткинского района № от 18.09.2000 несовершеннолетний Авхадиев Э.В. определен в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из справки № от 12.12.2016, выданной ОГКОУ «Барановская школа-интернат» следует, что Авхадиев Э.В., хххх1986 года рождения, поступил в данную школу-интернат 17.10.2000 из р.п. ... на основании Постановления Главы Старокулаткинского района «Об определении несовершеннолетнего Авхадиева Э.В. в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и выбыл 07.09.2001 для дальнейшего обучения в ПУ № 23 с. Скугареевка Теренгульского района.
Согласно справке от 16.12.2016 №, выданной ОГБОУ НПО ПУ № 23, с. Скугареевка Теренгульского района, Авхадиев Э.В., хххх1986 года рождения, обучался в Профессионально-техническом училище № 23 с. Скугареевка Теренгульского района с 01.09.2001 по 30.06.2003.
Согласно ксерокопии справки № от 13.01.2017, выданной начальником ФКУ ИК-16, Авхадиев Э.В. был осужден по ст. ст. 158 ч. 2 п.п. «а,в», 158 ч. 2 п.п. «а, в», 161 УК РФ на 2 года 6 месяцев лишения свободы. Начало срока: 31.03.2005, освобожден 28.09.2007 по отбытию срока.
Также в судебном заседании установлено, что Авхадиев Э.В. в настоящее время проживает без регистрации по адресу: .... Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Авхадиев Э.В. в срок с 01.03.2017 по 01.09.2017 был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ....
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» Авхадиев Э.В. собственником объектов недвижимости не является.
Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития и спорта Ульяновской области от 07.04.2017 на основании заявления Авхадиева Э.В. ему отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, так как в установленный законом срок с заявлением о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения в орган местного самоуправления до достижения 23 возраста он не обращался.
В настоящее время истец достиг возраста 30 лет, на момент обращения истца в Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями 17.03.2017 истцу исполнилось 30 лет.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суду необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, заявленные истцом требования об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма, подлежат удовлетворению.
Причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являются следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте). Предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан.
Как следует, из письма Министерства образования Ульяновской области от 15.11.2012 № хххх, направленного в адрес Авхадиева Э.В., последний в 2007 году обращался в отдел по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска по вопросу признания его нуждающимся в жилье, однако пакет документов им представлен не был. До рассмотрения вопроса о признании нуждающимся в жилом помещении Авхадиеву Э.В. было предоставлено жилое помещение по договору найма жилого помещения маневренного фонда по адресу: .... С 01.03.2017 по 01.09.2017 Авхадиев Э.В. был временно зарегистрирован и проживал по адресу: .... Жилых помещений в собственности не имеет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в период с 18 до 23 лет истец обращался в органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органом, по вопросу признания его нуждающимся в жилье, то есть предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не был поставлен на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
При этом доводы ответчика о том, что истец не реализовал свое право до достижения возраста 23 лет, и следовательно, право истца на обеспечение жилым помещением утрачено, суд находит несостоятельными.
01.01.2013 вступил в силу Закон Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».
В соответствии со ст. 2 указанного Закона право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями (далее - список), осуществляется органом опеки и попечительства. В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели областным бюджетом Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период.
Согласно п.2 ст. 4 данного Закона дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области;
2) по месту окончания пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания населения;
3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области;
4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье;
5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» (в редакции от 02.12.2013) определен порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу ст. 9 указанного закона жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской области. Жилые помещения предоставляются в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 №644-П утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 08.04.2011 №151-П «О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 19.05.2010 № 165-П от 19.05.2010 «Об уполномоченном органе» в качестве исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области указано Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (в настоящее время Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области).
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 №644-П «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» специализированные жилые помещения по договорам найма предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области по их письменному заявлению.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области (Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области) принимает решение о предоставлении им жилых помещений по договору найма.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.05.2010 года № 165-П «Об уполномоченном органе» Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области.
Для предоставления специализированных жилых помещений граждане из указанной категории лиц, обращаются с заявлением в письменной форме в Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. Договор найма специализированного жилого помещения заключается сроком на пять лет и является основанием для вселения граждан из указанной категории лиц в предоставленные жилые помещения.
Истец повторно 17.03.2017 обратился с заявлением о включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области в уполномоченный орган, то есть в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Ульяновской области.
Авхадиев Э.В. не имеет жилья в собственности, нигде не зарегистрирован, желает, чтобы жилое помещение было предоставлено по месту его первичного выявления и определения в государственное детское учреждение – в г. Ульяновске. Установление сроков для предоставления жилого помещения законодательством не предусмотрено.
На основании изложенного, принимая во внимание, что в 2007 году Авхадиев Э.В. предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок, оставшийся без попечения родителей, однако до достижения возраста 23 лет жилым помещением не был обеспечен, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные исполняющим обязанности прокурора требования к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Ульяновской области в части возложения обязанности - включить Авхадиева Э.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Кроме того, суд приходит к выводу, что исковые требования к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, в части возложения обязанности - обеспечить Авхадиева Э.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории г. Ульяновска, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из изложенного, суд находит, что требования исполняющего обязанности прокурора Старокулаткинского района, заявленные в интересах Авхадиева Э.В., к администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области удовлетворению не подлежат, поскольку указанная администрация не является надлежащим ответчиком по делу.
Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.
Частью 3 статьи 196 ГПК РФ установлено, что суд принимает решение по заявленным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ 1986 ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ 1986 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
14 ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░