Решение по делу № 2-1202/2018 ~ М-1084/2018 от 01.10.2018

Дело № 2-1202/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2018 года                                                                           г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

Председательствующего судьи                                              Терновой Ю.В.,

при секретаре                                                                           Батоболотовой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора в интересах Антонова ВС к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «<адрес>», Министерству сельского хозяйства <адрес>, Министерству труда и социальной защиты населения <адрес>, Министерству финансов <адрес> об установлении факта владения земельным участком, обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве, обязании выплатить финансовую помощь,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с 2002 года и по 08 июля 2018 года Антонов В.С. фактически пользовался земельным участком, расположенным по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, г.Шилка, ул. Толстого, д.79. Жилой дом, расположенный на данном земельном участке принадлежит истцу на праве собственности. С момента принятия в собственность жилого дома, он постоянно пользовался земельным участком, общая площадь которого составляет 0,1000 га, собственником которого являлась Антонова Е.М.. 08 июля 2018 года на территории г.Шилка муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края произошло наводнение, в результате чего его земельный участок попал в зону затопления, урожай погиб. В выплате компенсации ему было отказано ввиду отсутствия документов, подтверждающих право собственности на земельный участок, а также выписка из похозяйственной книги для личных подсобных хозяйств. Просит установить факт открытого и долговременного владения земельным участком, расположенным по адресу: Забайкальский край, г.Шилка, ул. Толстого, д.79 с 12.02.2002 года до момента произошедшего наводнения, то есть до 08 июля 2018 года. Признать Антонова В.С. пострадавшим от чрезвычайной ситуации, произошедшей 08.07.2018 года на территории Шилкинского района. Обязать Администрацию МР «Шилкинский район» включить его в списки граждан, имеющих право по получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Обязать Министерство сельского хозяйства Забайкальского края выплатить ему компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве в результате паводка произошедшего 08 июля 2018 года на территории Шилкинского района.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник Шилкинского межрайонного прокурора Зоц К.С. исковые требования поддержал в полном объеме.

Материальный истец Антонов В.С. исковые требования поддержал, суду пояснил, что дом, расположенный по адресу: г.Шилка, ул. Толстого, д.79 является наследственным имуществом его отца. Земельный участок, расположенный по этому адресу принадлежал на праве собственности его мачехи. С 2002 года он проживает по указанному адресу. На земельном участке разводит огород, сажает овощные культуры – картофель, смородину, малину. В результате наводнения на его земельном участке уничтожен урожай картофеля. Акт обследования земельного участка после паводка не составлялся. С заявлением в Администрацию о выплате компенсации вследствие утраты урожая он обращался, предоставлял фотографии земельного участка, затопленного водой. Выписку из похозяйственной книги ему не выдали. Право собственности на земельный участок не оформлено. Площадь земельного участка составляет 0,1000 га.

Представитель ответчика Администрации ГП «Шилкинское» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации муниципального района «Шилкинский район» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому с исковыми требованиями не согласны, так как обязательным условием для выплат гражданам является предоставление выписки из похозяйственной книги для личных подсобных хозяйств на дату, предшествующую дате возникновения чрезвычайной ситуации природного характера и дату после возникновения чрезвычайной ситуации природного характера. Принятие решения оставили на усмотрение суда.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому в удовлетворении требований просят отказать, поскольку непредоставление полного пакета документов, предусмотренных Порядком №113, лишает заявителя права на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал, указав, что право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законом порядке. Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 года №502, в полномочия Министерства признание граждан пострадавшими от наводнения, включение в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи, включение в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой материальной помощи за частичную или полную утрату имущества первой необходимости не входит.

Представители ответчиков Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Пунктом "л" части 1 статьи 11 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2014 N 1441 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера" утверждены Правила (далее Правила №1441).

Компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется вследствие воздействия следующих природных явлений: атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, шторм, сильный ветер, сильный снегопад, раннее установление снежного покрова, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель, природный пожар, удар молнии, сильная метель, буран, наводнение, обвал, оползень (пункт 3 Правил №1441)

Оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Порядок осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 4 Правил №1441).

Приказом Минсельхоза России от 26.03.2015 N 113 утвержден Порядок осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера (далее Порядок №113).

В соответствии с п.3 Порядка №113 для проведения оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации следующие документы и сведения:

а) решение руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации;

б) сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, не застраховавших посевы сельскохозяйственных культур от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;

сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, застраховавших посевы сельскохозяйственных культур от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;

сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, не застраховавших сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;

сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, застраховавших сельскохозяйственных животных от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;

сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, не застраховавших площади многолетних насаждений от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;

сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, застраховавших площади многолетних насаждений от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;

сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, не застраховавших объекты аквакультуры от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;

сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, застраховавших объекты аквакультуры от чрезвычайных ситуаций природного характера и которым причинен ущерб в результате их гибели;

сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, которым причинен ущерб в результате повреждения (разрушения) сельскохозяйственных объектов и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций природного характера;

сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, которым причинен ущерб в результате повреждения ценностей, имеющих материально-вещественную форму (далее - материальные ценности) от чрезвычайных ситуаций природного характера;

в) информацию о стихийных гидрометеорологических явлениях, предоставляемую согласно Положению об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5410; 2008, N 13, ст. 1314);

г) выписку из похозяйственной книги для личных подсобных хозяйств на дату, предшествующую дате возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, и дату после возникновения чрезвычайной ситуации природного характера;

д) копию основного государственного регистрационного номера (ОГРН) для сельскохозяйственных товаропроизводителей и идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) для владельцев личных подсобных хозяйств;

е) акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления (далее - Комиссия) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к Порядку);

акт обследования многолетних насаждений, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Порядку);

акт обследования сельскохозяйственных животных (птицы), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Порядку);

акт обследования объектов аквакультуры, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Порядку);

акт обследования сельскохозяйственных объектов и объектов инфраструктуры сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к Порядку);

акт обследования материальных ценностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к Порядку);

ж) цветные фотографии с изображением повреждений пострадавших сельскохозяйственных культур, с указанием на обороте даты и времени съемки, вида чрезвычайной ситуации природного характера, наименования пострадавшего сельскохозяйственного товаропроизводителя, общей площади поля и площади гибели сельскохозяйственной культуры, полного наименования пострадавшей сельскохозяйственной культуры, которые должны быть заверены подписью и печатью руководителя Комиссии;

з) диагностическое заключение областной (краевой, окружной, республиканской, городской) ветеринарной лаборатории или соответствующего профильного научно-исследовательского института ветеринарии об установлении инфекционного заболевания или других причин гибели сельскохозяйственных животных (птицы) и/или объектов аквакультуры;

и) смету на восстановление (при повреждении или разрушении) сельскохозяйственных объектов и объектов инфраструктуры сельскохозяйственного товаропроизводителя (здания и сооружения).

В силу п.12 Порядка №113 в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 3 Порядка, оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера не проводится.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07 июля 2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

В силу ст.3 ФЗ №112-ФЗ право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.

В силу ст.8 ФЗ №112-ФЗ учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

В соответствии с п.1 Приказа Минсельхоза России от 11.10.2010 N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов" ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств (осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства.

Записи в книгу производятся должностными лицами,.. , на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств (п.7).

Судом установлено, что Антонову В.С. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: г.Шилка, ул. Толстого, д.79, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 21.06.2002 года.

Согласно решению мирового судьи судебного участка №27 Шилкинского района от 12.02.2002 года, жилой дом являлся наследственным имуществом отца Антонова В.С. – Антонова С.Ф.. Мачеха Антонова Е.М. умерла.

Земельный участок по адресу г.Шилка, ул. Толстого, д.79 площадью 0,1000 га принадлежал Антоновой Е.М. на основании свидетельства на право собственности на землю №421907.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 года №45 с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 года №299 на территории МР «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».

Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: г.Шилка, ул. Толстого, д.79 находился в зоне затопления 08 июля 2018 года.

Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 09.07.2018 года №293 создана межведомственная комиссия по оценке размера ущерба и последствий чрезвычайной ситуации.

Согласно ответу Администрации МР «Шилкинский район» от 25.07.2018 года, Антонов В.С. не включен в списки пострадавших на выплату компенсации причиненного ущерба, поскольку он не предоставил документы, подтверждающие право собственности на земельный участок, который подвергся затоплению в зоне ЧС, а также в представленных документах отсутствует выписка из похозяйственной книги для личных подсобных хозяйств на дату, предшествующую дате возникновения ЧС природного характера и дату после возникновения ЧС природного характера.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец на протяжении длительного времени проживает по адресу: г.Шилка, ул. Толстого, д.79 и на земельном участке, расположенном по этому же адресу ведет личное подсобное хозяйство. Вследствие паводка, произошедшего 08 июля 2018 года, указанный земельный участок был затоплен, в связи с чем, урожай, произрастающий на нем, полностью погиб. Таким образом, истец имеет право на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур. При этом, отсутствие у истца выписки из похозяйственной книги, непредоставление правоустанавливающих документов, при установленных судом обстоятельствах, не может нарушать его право на получение указанной компенсации.

В силу ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Поскольку обстоятельств, установленных указанной выше нормой судом не установлено, решение к немедленному исполнению обращению не подлежит.

Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст.194, 198, ГПК РФ, суд

                                                                  Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шилкинского межрайонного прокурора в интересах Антонова ВС к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «<адрес>», Министерству сельского хозяйства <адрес>, Министерству труда и социальной защиты населения <адрес>, Министерству финансов <адрес> об установлении факта владения земельным участком, обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве, обязании выплатить финансовую помощь удовлетворить частично.

Установить факт открытого и долговременного владения земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ до момента произошедшего наводнения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Признать Антонова ВС пострадавшим от чрезвычайной ситуации, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального района «<адрес>» включить Антонова ВС в списки граждан, имеющих право по получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.

Обязать Министерство сельского хозяйства <адрес> выплатить Антонова ВС компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве в результате паводка произошедшего 08 июля 2018 года на территории Шилкинского района.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шилкинский районный суд.

Судья                                                                               Терновая Ю.В.

Решение в законную силу не вступило.

Подлинник документа подшит в материалы гражданского дела №2-1202/2018 Шилкинского районного суда Забайкальского края.

2-1202/2018 ~ М-1084/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Антонов Валерий Сергеевич
Шилкинский межрайонный прокурор
Ответчики
администрация МР Шилкинский район
админисрация Гп Шилкинское
Министрерство финансов Забайкальского края
Минисрерство сельского хозяйства Забайкальского края
Суд
Шилкинский районный суд
Судья
Терновая Ю.В.
01.10.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2018[И] Передача материалов судье
05.10.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2018[И] Судебное заседание
30.10.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2019[И] Дело оформлено
12.03.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее