Дело № 2-5499/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров                            15 декабря 2014 года

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

судьи Бронниковой О.П.

при секретаре Ереминой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Китаевой М. С. к Кировскому областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Кирова о признании решения незаконным, обязании выдать предложение о досрочном назначении пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

    Китаева М.С. обратилась в суд с иском к КОГКУ «Центр занятости населения г. Кирова» об обязании выдать предложение о досрочном назначении пенсии по старости. В обоснование исковых требований указано, что {Дата изъята} была уволена из ООО { ... } в связи с сокращением штата. {Дата изъята} обратилась в Кировское областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Кирова, в дальнейшем Центр занятости, была признана безработной и поставлена на учет, на котором состоит по настоящее время. 24 июля 2014 года обратилась письменно в Центр занятости с заявлением о выдаче предложения о досрочном назначении пенсии по старости, так как ей исполнилось { ... } года; уволена с последнего места работы в связи с сокращением штата; имеется трудовой стаж, дающий право выхода на пенсию; отсутствие у Центра занятости возможности для трудоустройства (подтверждается выпиской из карточки персонального учета) и согласно п.2 ст.32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» возникли условия для досрочного оформления пенсии. На заявление получила отказ от Центра занятости {Номер изъят} от {Дата изъята} Центр занятости сообщил, что выдача предложения гражданам на оформление досрочной пенсии является правом, а не обязанностью органов службы занятости. Данные доводы не могут быть признаны обоснованными, так как по смыслу ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в РФ» право безработному гражданину на указанную меру социальной защиты связана только с наличием выше названных условий, при которых безработному гражданину может назначаться досрочная пенсия по старости. Доводы Центра занятости о том, что выносить предложение о назначении досрочной пенсии по старости является правом, а не обязанностью также противоречит определению Конституционного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 400-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ч. на нарушение ее конституционных прав положениями ст. 4 и 32 Закона РФ «О занятости населения в РФ», в котором указано, что из содержания п. 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в РФ» не следует, что органы службы занятости, осуществляя свои полномочия могут действовать произвольно, а законность и обоснованность их действий и решений не подлежит судебному контролю». Доводы центра занятости о том, что они не использовали все меры для моего трудоустройства принять нельзя, так как с момента постановки на учет в качестве безработного, т.е. с {Дата изъята} по настоящее время подачи заявления в Ленинский районный суд она не трудоустроена и ей не предложена ни одна вакансия подходящей работы. По поводу заявления центра занятости, что она категорически отказывается от государственных услуг сообщает, что она мотивировано отказалась от учебы, так как уже проходила, курсы повышения квалификации по сметным программам, в т.ч. программе А0, но не работала на ней и у нее нет опыта работы на программе А0. При самостоятельном поиске работы на этом основании ей отказывали в работе. При обучении по направлению от Центра занятости статус ею не поменялся бы, он остался бы «нет опыта работы», но согласно п.2 ст. 35 Закона о занятости в РФ выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях: прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии. И единственного источника получения средств к существованию она бы была лишена, а в Центре занятости сняли ее с учета. По поводу отказа от общественных работ заявляет, что общественные работы не являются подходящими и это ее право участвовать в них или нет. Она со своей стороны активно принимает меры для трудоустройства на работу: ходит по строительным организациям на собеседование, просматривает интернет-предложения, высылает резюме, но проблема вся в ее предпенсионном возрасте, который не востребован на рынке труда. Просит признать решение Кировского областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кирова {Номер изъят} от {Дата изъята}. об отказе в выдаче предложения о назначении пенсии по старости досрочно Китаевой М.С. незаконным. Обязать КОГКУ Центр занятости населения города Кирова выдать Китаевой М.С. предложение о досрочном назначении пенсии по старости.

    До судебного заседании истец уточнила исковые требования, просит признать решение Кировского областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кирова {Номер изъят} от {Дата изъята} об отказе в выдаче предложения о назначении пенсии по старости досрочно Китаевой М.С. незаконным и обязать КОГКУ Центр занятости населения города Кирова выдать Китаевой М.С. предложение о досрочном назначении пенсии по старости с {Дата изъята} г.

    В судебном заседании Китаева М.С. изменила требования: просит признать решение КОГКУ Центр занятости населения города Кирова от {Дата изъята} недействительным. Обязать КОГКУ Центр занятости населения города Кирова выдать Китаевой М.С. предложение о досрочном назначении пенсии по старости.

    Китаева М.С. пояснила, что когда вставала на учет в центр занятости, все документы у нее имеющиеся она представила, а также сообщила, что имеет опыт работы по программе АРОС. У нее есть документ по повышении квалификации, но если бы она пошла на учебу по направлению от центра занятости, то с учета ее бы сняли.

    Представитель истца Китаев В.В. в судебном заседании поддержал изложенное в исковом заявлении, а также пояснения истца, просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика КОГКУ «Центр занятости населения г. Кирова» Посаженникова Е.Г. иск не признала, суду пояснила, что Китаева М.С. зарегистрирована в Центре занятости в качестве безработной с {Дата изъята}, пособие по безработице назначено на период с {Дата изъята} по {Дата изъята}. В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» по предложению органов службы занятости безработному гражданину может быть выдано предложение о назначении досрочной пенсии при определенных условиях. Вместе с тем, данной статьей Закона о занятости не предусмотрена прямая обязанность органов службы занятости по выдаче безработному гражданину предложения о назначении досрочной пенсии, то есть норма, закрепленная в статье 32 Закона о занятости, для органов службы занятости не носит обязательный характер. Установлено, что Китаева М.С. достигла предпенсионного возраста ({ ... } года); уволена с последнего места работы (из ООО { ... }») в связи с сокращением численности штата работников организации; имеет страховой стаж более 20 лет; согласна на оформление пенсии досрочно. Однако законодатель предполагает еще одно необходимое условие для выхода на досрочную пенсию по предложению органов службы занятости: отсутствие возможности трудоустройства безработного. С целью трудоустройства Китаевой М.С. Центром занятости предложен следующий объем государственных услуг: возможность получения государственных услуг по социальной адаптации: отказалась (11.03.2014); возможность получения государственных услуг по профориентации: отказалась (11.03.2014); возможность получения государственных услуг по психологической поддержке: отказалась (03.04.2014); возможность участия в общественных работах: отказалась (21.03.2014; 07.05.2014; 08.07.2014; 11.08.2014; 09.09.2014). Свой отказ от участия в общественных работах истец мотивирует «состоянием здоровья», однако каких-либо медицинских документов, подтверждающих ограничения в труде, она в Центр занятости не представила до настоящего времени; возможность прохождения профессионального обучения (с выплатой стипендии и материальной помощи). Так, Центром занятости неоднократно предлагалось Китаевой М.С. пройти профессиональное обучение по специальности { ... } с освоением программы А0. В настоящее время работодатели заявляют вакансии по специальности { ... } со знанием программы А0. Китаева М.С. такой программой не владеет. В случае прохождения обучения по направлению органов службы занятости она сразу имела бы возможность трудоустроиться на должность { ... } так как в базе данных Центра занятости постоянно имеются указанные вакансии (в период с октября 2013 года по настоящее время поступила 31 вакансия с заработной платой от 18 000 до 30 000 рублей): от профессионального обучения отказалась (14.10.2013, 11.03.2014, 23.07.2014, 13.10.2014). В соответствии со ст. 29 Закона о занятости гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия. При этом ее размер у Китаевой М.С. составлял бы получаемый ею размер пособия по безработице, что не явилось бы для нее ухудшением ее материального положения. Кроме того, в соответствии со ст. 36 Закона о занятости гражданам в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, Центром занятости может быть оказана материальная помощь. С учетом имеющегося образования Китаевой М.С. было предложено трудоустройство в Центр занятости на должность { ... }, а также в { ... } на должность { ... } с заработной платой, значительно превышающей ее размер пособия по безработице – отказалась (21.03.2014); 28.10.2014 в 11.00 в отделе трудоустройства Октябрьского района было организовано гарантированное собеседование безработных граждан с работодателем: { ... } города Кирова на должность { ... } (заработная плата от { ... } до { ... } руб., образование высшее { ... }, график работы по договоренности). На собеседование с работодателем приходила также Китаева М.С. По итогам собеседования работодатель был готов заключить с Китаевой трудовой договор, однако от трудоустройства она в очередной раз отказалась по причине «наличия ночных смен в графике работы { ... }, работа является для нее не подходящей». Однако таких условий трудового договора как ночные смены, работодатель не заявлял; в соответствии со ст. 4 Закона о занятости работа в должности { ... } является для Китаевой подходящей (имеет высшее { ... } образование). Центром занятости регулярно проводятся ярмарки вакансий для категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы (с приглашением работодателей города). На многочисленные ярмарки, в том числе состоявшиеся 25.08.2014, 23.09.2014, 28.10.2014 Китаева М.С. приглашалась, однако на них не явилась. Китаевой было предложено организовать собственное дело, при этом органы службы занятости ей окажут финансовую безвозмездную помощь в размере двенадцатикратной максимальной величины пособия по безработице, т.е. { ... } рублей. От предоставления государственной услуги по содействию самозанятости Китаева М.С. отказалась (25.08.2014). В ходе оказания государственных услуг, связанных с трудоустройством Китаевой М.С, складывается впечатление, что со дня регистрации в качестве безработной она нацелена не на трудоустройство, а исключительно на получение от Центра занятости предложения на назначение ей досрочной пенсии. 20.10.2014 из информации, размещенной в сети «ИНТЕРНЕТ», Центром занятости было установлено, что истец оказывает услуги по составлению { ... } за вознаграждение. Граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в соответствии со ст. 2 Закона о занятости не могут быть признаны безработными, получать пособие по безработице, и тем более, получить от Центра занятости предложение на назначение досрочной пенсии досрочную пенсию. Возможность трудоустройства Китаевой М.С. Центром занятости не исчерпана. Решение было построено на том, что истец не знала программу А0.Когда она вставала на учет, она пояснила, что не знает данную программу, поэтому было предложено пройти обучение. В настоящее время имеются вакансии, они имеют возможность её трудоустроить. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

    Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуальною предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, и том числе, досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее, чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Указанная норма наделяет органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии.

Установлено, что Китаева М.С.,{Дата изъята} года рождения, с {Дата изъята} состоит на учете в качестве безработной в КОГКУ «Центр занятости населения г.Кирова». До этого была уволена ООО { ... } по сокращению штата.

24.07.2014 года Китаева М.С. обратилась в Центр занятости с заявлением о выдаче предложения для вывода на досрочную трудовую пенсию по старости, так как у нее статус безработного гражданина, не достигшего 55 лет, страховой стаж более 30 лет, уволена в связи с сокращением численности, менее двух лет до наступления возраста 55 лет, у службы занятости отсутствует возможность для трудоустройства.

Центром занятости Китаевой М.С. было отказано в выдаче предложения о назначении пенсии, о чем 15.08.2014 года дан письменный ответ. В ответе Центр занятости указал, что в соответствии с частью 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выдача безработному гражданину предложения о назначении досрочной пенсии является правом, а не обязанностью органов службы занятости. Центром занятости принимаются все меры к ее трудоустройству, однако от получения государственных услуг в сфере занятости населения она категорически отказывается. Так как все возможности для трудоустройства Центром не были исчерпаны, поэтому в настоящее время нецелесообразно выдавать ей предложение о назначении досрочной пенсии.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и устанавливает гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации прав на свободно избранные род деятельности и профессию, защиту от безработицы, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации. Реализуя свою компетенцию по определению параметров государственной защиты от безработицы, федеральный законодатель закрепил в данном Законе условия и порядок признания граждан безработными (статья 3), а также установил критерии, в соответствии с которыми предлагаемая безработному гражданину работа считается подходящей (статья 4), исходя, в частности, из необходимости сокращения периода безработицы и особенностей отдельных категорий граждан, ищущих работу.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан, отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице.

    Как установлено в судебном заседании Китаева М.С. имеет высшее образование и профессию { ... } По последнему месту работы работала { ... }. Последнее обучение по повышению квалификации проходила в 2008 году, что подтверждается соответствующим удостоверением.

    Свидетель К. пояснила, что она ставила в центр занятости как безработную Китаеву, при этом на ее вопрос знает ли она программу А0, Китаева пояснила, что нет. Китаева сказала, что знает программу АРОС. В связи с чем, ей было предложено пройти обучение по программе А0, т.к. большинство вакансий по ее квалификации, требует знаний программы А0. Китаевой давались направления для трудоустройства в тех случаях, где работодатель не требовал знаний по программе А0. Если бы знали, что Китаева прошла обучение по этой программе, то возможность трудоустроить у них была бы.

С целью трудоустройства Китаевой М.С. Центром занятости предложен следующий объем государственных услуг: возможность получения государственных услуг по социальной адаптации: отказалась (11.03.2014); возможность получения государственных услуг по профориентации: отказалась (11.03.2014); возможность получения государственных услуг по психологической поддержке: отказалась (03.04.2014); возможность участия в общественных работах: отказалась (21.03.2014; 07.05.2014; 08.07.2014; 11.08.2014; 09.09.2014).

С учетом имеющегося образования Китаевой М.С. было предложено трудоустройство в Центр занятости на должность { ... }, а также в КОГБУК { ... } на должность { ... } с заработной платой, значительно превышающей ее размер пособия по безработице – отказалась (21.03.2014); 28.10.2014 в 11.00 в отделе трудоустройства Октябрьского района было организовано гарантированное собеседование безработных граждан с работодателем: { ... } города Кирова на должность { ... } (заработная плата от { ... } до { ... } руб., образование высшее { ... }, график работы по договоренности). На собеседование приходила также Китаева М.С. По итогам собеседования работодатель был готов заключить с Китаевой трудовой договор, однако от трудоустройства она отказалась по причине «наличия ночных смен в графике работы { ... }, работа является для нее не подходящей». Однако таких условий трудового договора как ночные смены, работодатель не заявлял. Китаева М.С. приглашалась на многочисленные ярмарки, в том числе состоявшиеся 25.08.2014, 23.09.2014, 28.10.2014 Китаева М.С. приглашалась, однако на них не явилась.

Кроме того, 11.11.2014 Китаевой М.С. во время перерегистрации в качестве безработной было предложено посетить 15.11.2014 в 10.00 час. ярмарку вакансий, организованную на базе Центра занятости по адресу: {Адрес изъят}. 11.11.2014. На указанной ярмарке присутствовали такие работодатели как ООО { ... }, ООО { ... }, которым необходимы работники на должность { ... }. Китаева М.С. ярмарку вакансий посетить отказалась, о чем свидетельствует ее подпись в отказе от государственной услуги по организации ярмарок вакансий.

Отказ от вышеперечисленных предложений Китаева М.С. не оспаривает. Истцом не представлены доказательства, в том числе медицинского характера, свидетельствующие о невозможности выполнения ею предлагаемой работы в силу возрастных особенностей.

Кроме того, как пояснила свидетель К. Китаева М.С. сказала, что не знает программу А0. Однако, согласно представленной справке от 06.11.2014г. { ... } Китаева М.С. обучалась по программе А0, прошла теоретический и практический курс.

Представителем ответчика представлен перечень вариантов работы по профессии – { ... }.

Основной целью службы занятости населения является оказание гражданам государственных услуг в сфере содействия занятости населения.

Оформление досрочной пенсии является одной из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства. Достижение возраста, выработка страхового стажа, основание увольнения являются недостаточными условиям для досрочного назначения безработному лицу трудовой пенсии по старости. Кроме того, выдача органом занятости подтверждения на получение пенсии досрочно, в соответствии с действующим законодательством о занятости является правом, а не обязанностью ответчика.

На дату вынесения Центром занятости отказа Китаевой М.С. в выдаче предложения о досрочном назначении пенсии и в настоящее время не исчерпаны возможности ее трудоустройства, что подтверждается списком вакансий. Поэтому суд не усматривает оснований для признания незаконным бездействия ответчика и возложения на него обязанности выдать предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Доводы истца о том, что ей не была предложена работа, не свидетельствуют об отсутствии возможности её трудоустройства.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.12.2014░.

░░░░░                            ░.░. ░░░░░░░░░░

2-5499/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Китаева М.С.
Ответчики
КОГКУ Центр занятости населения города Кирова
Суд
Ленинский районный суд г. Кирова
Дело на сайте суда
leninsky.kir.sudrf.ru
08.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2014Передача материалов судье
13.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2014Судебное заседание
26.11.2014Судебное заседание
15.12.2014Судебное заседание
18.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2014Дело оформлено
19.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее