Дело № 2-485/2018
64RS0002-01-2018-000663-25
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 ноября 2018 года город Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой С.В.,
при секретаре судебного заседания Костаевой Е.Л.,
с участием представителя административных ответчиков – УФНС России по Саратовской области, межрайонной ИФНС России № по Саратовской области - Эльдарова С.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Худяковой ФИО5 к Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Саратовской области о признании действий незаконными,
установил:
Худякова В.Н. обратилась в Аткарский городской суд Саратовской области с указанным административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Саратовской области (далее по тексту – УФНС России по Саратовской области, Межрайонная ИФНС России № по Саратовской области).
Административные исковые требования обоснованы Худяковой В.Н. тем, что Межрайонной ИФНС России № по Саратовской области ей незаконно начислен транспортный налог. Она являлась собственником транспортного средства – автомобиля <данные изъяты>, с государственным регистрационным знаком №, идентификационный номер отсутствует, год выпуска <данные изъяты>, двигатель №, кузов №, мощность двигателя <данные изъяты>, ПТС серии <адрес> с 15 ноября 1996 года на основании свидетельства о праве на наследство № от 25 сентября 1996 года. Данное транспортное средство было ею продано и в 1996 - 1998 годах документы сданы в отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения <адрес> отдела полиции. С указанного времени транспортное средство выбыло из ее (Худяковой В.Н.) владения, пользования и распоряжения, информацией о судьбе данного транспортного средства она не обладает. По сведениям, полученным в результате обращения в Межрайонную ИФНС России № по Саратовской области, спустя 17 лет в 2005 году налоговой инспекцией осуществляется расчет и начисление ей транспортного налога. Так, по информации Межрайонной ИФНС России № по Саратовской области, 17 апреля 2015 года ей был произведен расчет транспортного налога в сумме 2625 рублей, в том числе за 2012 год – 525 рублей, за 2013 год – 1050 рублей, за 2014 год - 1050 рублей. По информации налоговой инспекции ей направлено налоговое уведомление № от 17 апреля 2015 года по адресу регистрации по месту жительства, а также требование об уплате транспортного налога № от 10 ноября 2015 года на сумму 2632 рубля 22 копейки. В соответствии со ст. 363 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. В нарушение указанных норм фактически вышеуказанное налоговое уведомление № от 17 апреля 2015 года Межрайонной ИФНС России № по Саратовской области ей не направлялось, в результате чего она была лишена возможности его оспорить. Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В нарушение указанных норм, вышеуказанное требование об уплате транспортного налога № от 10 ноября 2015 года Межрайонной ИФНС России № по Саратовской области ей не направлялось, в результате она была лишена возможности оспорить данное требование. Кроме того, по информации Межрайонной ИФНС России № по Саратовской области, налоговыми органами ей (Худяковой В.Н.) 29 июля 2016 года произведен расчет транспортного налога за 2015 год в сумме 1050 рублей, налоговое уведомление № от 29 июля 2016 года направлено ей по месту регистрации по месту жительства 12 августа 2016 года, требование об уплате налога № направлено 22 декабря 2016 года. Вместе с тем, в нарушение статей 363 и 69 НК РФ вышеуказанные налоговое уведомление № от 29 июля 2016 года и требование об уплате транспортного налога № от 22 декабря 2016 года ей налоговыми органами не направлялись, в результате чего она была лишена возможности оспорить данные решения. Помимо этого, 4 июля 2017 года по информации Межрайонной ИФНС России № по Саратовской области ей (Худяковой В.Н.) произведен расчет транспортного налога за 2016 год в сумме 1050 рублей, налоговое уведомление № направлено ей по месту регистрации 4 июля 2017 года, требование об уплате транспортного налога № направлено 12 февраля 2018 года. Однако, в нарушение статей 363 и 69 НК РФ вышеуказанные налоговое уведомление № от 4 июля 2017 года и требование об уплате транспортного налога № от 12 февраля 2018 года ей налоговыми органами не направлялись, в результате чего она была лишена возможности оспорить данные решения. Таким образом, Межрайонной ИФНС России № по Саратовской области не соблюден установленный законом порядок взыскания транспортного налога, налоговые уведомления ей не направлялись, требования об уплате транспортного налога ей также не направлялись, что повлекло грубые нарушения ее налоговых прав. Налоговый Кодекс РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации. Учитывая то, что транспортное средство выбыло из ее законного владения, пользования и распоряжения в 1996-1998 годах, фактическое отсутствие данного транспортного средства, дальнейшие действия Межрайонной ИФНС России № по Саратовской области по начислению ей транспортного налога на указанное выше транспортное средство и его взысканию спустя 17 лет после его выбытия из законного владения, пользования и распоряжения, а также спустя 19 лет после регистрации данного транспортного средства, являются незаконными, поскольку в данном случае имеет место взыскание налоговых платежей, не отвечающее сути и смыслу налогового законодательства. В связи с неправомерным начислением транспортного налога она обращалась в Межрайонную ИФНС России № по Саратовской области. Просит признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области, а также Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Саратовской области по начислению ей (Худяковой В.Н.) транспортного налога на автомобиль <данные изъяты>, н/з №, идентификационный номер отсутствует, год выпуска <данные изъяты>, двигатель №, кузов №, мощность двигателя <данные изъяты>, ПТС серии № с 15 ноября 1996 года; обязать Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, а также Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 13 по Саратовской области произвести перерасчет начисленного транспортного налога на автомобиль <данные изъяты>, н/з №, идентификационный номер отсутствует, год выпуска <данные изъяты> двигатель №, кузов №, мощность двигателя <данные изъяты>, ПТС серии №, с 15 ноября 1996 года.
В судебное заседание административный истец Худякова В.Н. не явилась, просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административных ответчиков - УФНС России по Саратовской области, Межрайонной ИФНС России № по Саратовской области - Эльдаров С.Ш., действующий на основании доверенностей, просил административное исковое заявление Худяковой В.Н. оставить без рассмотрения, поскольку административным истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования административного спора, установленный статьей 138 Налогового кодекса РФ, предусматривающей, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Изучив административное исковое заявление, выслушав представителя административных ответчиков – Эльдарова С.Ш., исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах административного дела, суд в процессе рассмотрения административного дела установил следующие обстоятельства.
В силу части 3 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
Согласно пункту 1 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном данным Кодексом (пункт 2 статьи 138 НК РФ).
Порядок и сроки подачи жалобы предусмотрен статьей 139 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Доказательств, подтверждающих соблюдение административным истцом Худяковой В.Н. обязательного досудебного порядка урегулирования возникшего административного спора, установленного пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, - обжалования действий Межрайонной ИФНС России № по Саратовской области в вышестоящий налоговый орган, а также обжалования действий УФНС России по Саратовской области в вышестоящий налоговый орган, материалы дела не содержат. Несоблюдение вышеуказанных требований влечет правовые последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таком положении административное исковое заявление Худяковой ФИО6 к Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Саратовской области о признании действий незаконными, подлежит оставлению без рассмотрения.
Согласно части 3 статьи 197 КАС РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
административное исковое заявление Худяковой ФИО7 к Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Саратовской области о признании действий незаконными, - оставить без рассмотрения в связи с несоблюдением административным истцом досудебного порядка урегулирования административного спора, установленного федеральным законом для данной категории административных дел.
Разъяснить административному истцу Худяковой В.Н., что согласно части 3 статьи 197 КАС РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На определение может быть подана частная жалоба в Саратовский областной суд через Аткарский городской суд Саратовской области в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья: С.В. Васильева