№ 2-2844/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23.06.2016 г. г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Наседкиной Е.В., при секретаре Таратыновой И.А., с участием помощника прокурора Воробьевской А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Воронежа, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Плюс» об обязании устранить нарушения пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Воронежа, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Плюс» об обязании устранить нарушения пожарной безопасности, указав, что Прокуратурой Советского района г. Воронежа с привлечением в качестве специалиста сотрудника отдела надзорной деятельности по Ленинскому и Советскому районам городского округа город Воронеж проведена проверка соблюдения норм пожарной безопасности в месте массового пребывания людей - кафе «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, эксплуатируемым ООО «Плюс» на основании договора аренды нежилого помещения от 01.08.2015. Собственником указанного нежилого помещения является ИП ФИО1 По состоянию на 19.05.2016 выявлены следующие нарушения:
не представлена (отсутствует) исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г.№ 390 (далее - Правила);
не ориентированы точечные дымовые пожарные извещатели таким образом, чтобы индикаторы были направлены в сторону двери, ведущей к выходу из помещения (ст.ст. 83, 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 13.3.17 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Автоматические нормы и правила проектирования»);
допускается отделка стен и потолка в обеденных залах материалами (деревянные панели, обои, текстильные материалы, натяжные потолки) с неопределенной пожарной опасностью (не представлены сертификаты пожарной опасности) (ст.ст. 134, 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; ст.2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);
не вывешены знаки пожарной безопасности на путях эвакуации, соответствующие требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, выполненные с внешним или внутренним освещением (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или (и) с применением фотолюминесцентных материалов (ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 33, п. 43 Правил; п. 1.1, п. 1.3. НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования»; п. 6.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная»);
не размещены огнетушители на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м. либо на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии (п. 480 Правил, п. 6.1, 6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 31.12.1997 № 84, п. 4.2.1 СП 09.13130.2009, п. 2.3.4. ГОСТ 12.4.009-83*);
не определено на объекте лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей (п. 5.33 НПБ 166-97);
не ведется на объекте учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, специальный журнал не заполнен (п. 478, п. 475 Правил);
не оформлены в организации инструкции по применению и техническому обслуживанию огнетушителей, заряженных одним видом огнетушащего вещества (далее - ОТВ), согласованные с местным органом Государственной противопожарной службы (ст.ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 5.35. НПБ 166-97);
не утверждена в отношении объекта инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил (п. 2 Правил);
не разработаны на объекте и не согласованы в соответствующих территориальных органах МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, специальные программы вводного и первичного противопожарного инструктажа для работников организации (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.п. 6, 14, 18, 51, 53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации», утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645).
Согласно договору аренды от 01.08.2015 и дополнительному соглашению № 2, указанное помещение находится в аренде ООО «Плюс», которое отвечает за соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.
Кроме того, в марте 2016 года прокуратурой района проводилась аналогичная проверка в указанном кафе, однако нарушения норм пожарной безопасности в полном объеме до настоящего времени не устранены.
Просит запретить ООО «Плюс» эксплуатировать нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, до устранения нарушений норм пожарной безопасности, указанных в исковом заявлении; обязать ООО «Плюс» в нежилом помещении по адресу: <адрес> устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:
обеспечить наличие исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты объекта;
ориентировать точечные дымовые пожарные извещатели таким образом, чтобы индикаторы были направлены в сторону двери, ведущей к выходу из помещения;
не допускать отделку стен и потолка в обеденных залах материалами (деревянные панели, обои, текстильные материалы, натяжные потолки) с неопределенной пожарной опасностью;
- разместить знаки пожарной безопасности на путях эвакуации, соответствующие требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, выполненные с внешним или внутренним освещением (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или (и) с применением фотолюминесцентных материалов;
разместить огнетушители на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м. либо на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии;
определить на объекте лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей;
вести на объекте учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, специального журнала, обеспечить наличие огнетушителей с порядковым номером;
оформить в организации инструкции по применению и техническому обслуживанию огнетушителей, заряженных одним видом огнетушащего вещества (далее - ОТВ), согласованные с местным органом Государственной противопожарной службы;
утвердить в отношении объекта инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил;
- разработать на объекте и согласовать в соответствующих территориальных органах МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, специальные программы вводного и первичного противопожарного инструктажа для работников организации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Воронежа Воробьевская А.О. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Плюс» в судебное заседание не явился, судом при рассмотрении дела были предприняты исчерпывающие меры по уведомлению ответчика о дне и времени судебного заседания, о чем свидетельствуют почтовые отправления на адрес ООО «Плюс», которые были возвращены в суд по истечении срока хранения. Получение почтовых извещений суда, в том числе о явке в заседание 23.06.2016г., игнорировались ответчиком. Риск неблагоприятных последствий, вызванных нежеланием ответчика являться в отделение почтовой связи за получением почтовой корреспонденции, в т.ч. и судебных уведомлений, несет сам ответчик. Применительно к правилам п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. № 221, и ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, неявка ответчика за получением заказных писем с судебными повестками, следует считать отказом от получения судебных извещений. С учетом изложенного, суд находит возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие ответчика ООО «Плюс» с согласия истца в порядке заочного производства.
В судебном заседании представитель третьего лица государственный инспектор Ленинского и Советского районов по пожарному надзору – Азаров И.Н. просил удовлетворить исковые требования прокуратуры Советского района в полном объеме.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Прокуратурой Советского района г. Воронежа с привлечением в качестве специалиста сотрудника отдела надзорной деятельности по Ленинскому и Советскому районам городского округа город Воронеж была проведена проверка соблюдения норм пожарной безопасности в месте массового пребывания людей - кафе «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, эксплуатируемым ООО «Плюс» на основании договора аренды нежилого помещения от 01.08.2015. Собственником указанного нежилого помещения является ИП ФИО1(л.д.8-10,11-15,18-21).
По состоянию на 19.05.2016 выявлены следующие нарушения:
не представлена (отсутствует) исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г.№ 390 (далее - Правила);
не ориентированы точечные дымовые пожарные извещатели таким образом, чтобы индикаторы были направлены в сторону двери, ведущей к выходу из помещения (ст.ст. 83, 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 13.3.17 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Автоматические нормы и правила проектирования»);
допускается отделка стен и потолка в обеденных залах материалами (деревянные панели, обои, текстильные материалы, натяжные потолки) с неопределенной пожарной опасностью (не представлены сертификаты пожарной опасности) (ст.ст. 134, 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);
не вывешены знаки пожарной безопасности на путях эвакуации, соответствующие требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, выполненные с внешним или внутренним освещением (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или (и) с применением фотолюминесцентных материалов (ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 33, п. 43 Правил; п. 1.1, п. 1.3. НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования»; п. 6.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная»);
не размещены огнетушители на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м. либо на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии (п. 480 Правил, п. 6.1, 6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 31.12.1997 № 84, п. 4.2.1 СП 09.13130.2009, п. 2.3.4. ГОСТ 12.4.009-83*);
не определено на объекте лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей (п. 5.33 НПБ 166-97);
не ведется на объекте учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, специальный журнал не заполнен (п. 478, п. 475 Правил);
не оформлены в организации инструкции по применению и техническому обслуживанию огнетушителей, заряженных одним видом огнетушащего вещества (далее - ОТВ), согласованные с местным органом Государственной противопожарной службы (ст.ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 5.35. НПБ 166-97);
не утверждена в отношении объекта инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил (п. 2 Правил);
не разработаны на объекте и не согласованы в соответствующих территориальных органах МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, специальные программы вводного и первичного противопожарного инструктажа для работников организации (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.п. 6, 14, 18, 51, 53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации», утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645) (л.д.8-10).
Как видно из договора аренды от 01.08.2015 и дополнительного соглашения № 2, указанное помещение находится в аренде ООО «Плюс», которое отвечает за соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (л.д.11-21).
Кроме того, в мае 2016 года прокуратурой района проводилась аналогичная проверка в указанном кафе, однако нарушения норм пожарной безопасности в полном объеме до настоящего времени не устранены (л.д.22-25).
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем" под правилами пожарной безопасности следует понимать комплекс положений, устанавливающих обязательные требования пожарной безопасности, содержащиеся в Федеральном законе "О пожарной безопасности", в принимаемых в соответствии с ним федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актах, нормативных документах уполномоченных государственных органов, в частности, стандартах, нормах и отраслевых правилах пожарной безопасности, инструкциях и других документах, направленных на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности людей и объектов в случае возникновения пожара.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Закрепленное указанной нормой правило выполняет превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав граждан и организаций.
Наличие указанных нарушений способно в случае возникновения пожара в помещениях кафе привести к человеческим жертвам неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Кроме того, на основании ст. 103 ГПК РФ суд считает, что с ООО «Плюс» необходимо взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233-238 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокуратуры Советского района г. Воронежа, действующей в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Плюс» об обязании устранить нарушения пожарной безопасности – удовлетворить.
Запретить ООО «Плюс» эксплуатировать нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, до устранения нарушений норм пожарной безопасности, указанных в исковом заявлении.
Обязать ООО «Плюс» в нежилом помещении по адресу: <адрес> устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:
обеспечить наличие исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты объекта;
ориентировать точечные дымовые пожарные извещатели таким образом, чтобы индикаторы были направлены в сторону двери, ведущей к выходу из помещения;
не допускать отделку стен и потолка в обеденных залах материалами (деревянные панели, обои, текстильные материалы, натяжные потолки) с неопределенной пожарной опасностью;
- разместить знаки пожарной безопасности на путях эвакуации, соответствующие требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, выполненные с внешним или внутренним освещением (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или (и) с применением фотолюминесцентных материалов;
разместить огнетушители на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м. либо на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии;
определить на объекте лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей;
вести на объекте учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, специального журнала, обеспечить наличие огнетушителей с порядковым номером;
оформить в организации инструкции по применению и техническому обслуживанию огнетушителей, заряженных одним видом огнетушащего вещества (далее - ОТВ), согласованные с местным органом Государственной противопожарной службы;
утвердить в отношении объекта инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил;
- разработать на объекте и согласовать в соответствующих территориальных органах МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, специальные программы вводного и первичного противопожарного инструктажа для работников организации.
Взыскать с ООО «Плюс» государственную пошлину в размере <данные изъяты> в доход государства.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
В окончательной форме заочное решение изготовлено 23.06.2016 г.
Судья Е.В. Наседкина