Дело № 2-1035/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Урюпинск 18 декабря 2019 года
Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Данилова А.А.,
при секретаре судебного заседания Топилиной Т.А.,
с участием истца Ермолова А.В.,
представителя истца Максимова М.М.,
представителя ответчика Сухоруковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермолова А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области о признании решения незаконным в части, возложении обязанности включить периоды в специальный трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Ермолов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области о признании решения незаконным в части и возложении обязанности включить периоды в специальный трудовой стаж. В обоснование заявленных требований указал, что 19 октября 2019 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии, в связи с наличием 25-летнего специального стажа педагогической деятельности. Решением ответчика №224 от 6 ноября 2019 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия 25-летнего специального стажа, в его специальный стаж педагогической деятельности было засчитано 20 лет 2 месяца. В его специальный педагогический стаж не был включен период обучения в Волгоградском государственном педагогическом институте <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 лет 8 месяцев 15 дней. Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку его обучению в высшем педагогическом учебном учреждении предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, кроме того на момент его обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии им было выработано более 2/3 требуемого стажа.
На основании изложенного просил признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода обучения в Волгоградском государственном педагогическом институте им. ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, незаконным и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период обучения в Волгоградском государственном педагогическом институте им. ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебном заседании уточнил заявленные требования и просил признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода обучения в Волгоградском государственном педагогическом институте им. ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, незаконным и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период обучения в Волгоградском государственном педагогическом институте им. ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную страховую пенсию с момента возникновения права.
Истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме и пояснил, что обучению истца в высшем педагогическом учебном учреждении предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в удовлетворении иска отказать и пояснила, что спорные период обучения не подлежит включению в специальный стаж, поскольку обучение истца закончилось после 1 октября 1993 года. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
На основании ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, назначается независимо от их возраста при наличии стажа такой работы не менее 25 лет.
В силу частей 2 и 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Из постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" следует, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ к лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, могут применяться Списки должностей и учреждений, работа на которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.; постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно, а также постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 для учета соответствующей деятельности, имевшей место с 1 января 2002 года.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, 19 октября 2019 года Ермолов А.В. обратился в ГУ УПФР в г. Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ УПФР в г. Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области от 6 ноября 2019 года № 224 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия специального трудового стажа. В специальный трудовой стаж истца составил 20 лет 2 месяца, вместе с тем специальный стаж не был включен период обучения истца в Волгоградском государственном педагогическом институте им. ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 года 9 месяцев 23 дня, поскольку период обучения истца протекал позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Поскольку период обучения истца в высшем учебном учреждении протекал с 1 декабря 1989 года по 15 августа 1995 года, то суд приходит к выводу, что при разрешении возникшего спора подлежат применению постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
В соответствии с абз. 5 п. 2 и п. 4 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Время работы, указанной в п. 1, 2 и 3 настоящего положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 20.08.1969 N 681 впервые при высших учебных заведениях были созданы подготовительные отделения. При организации подготовительных отделений были предусмотрены учебные занятия по дневной, вечерней и заочной формам обучения слушателей, обучающихся с отрывом и без отрыва от производства. Слушателям подготовительных отделений, зачисленным на обучение с отрывом от производства, выплачивалась стипендия в размере, установленном для студентов первого курса высших учебных заведений, на слушателей распространялись льготы, предоставляемые студентам дневных отделений вузов. Лица, окончившие подготовительные отделения и успешно выдержавшие выпускные экзамены, зачислялись на 1 курс высших учебных заведений без сдачи вступительных экзаменов. На слушателей подготовительного отделения распространяются права и обязанности, установленные для студентов данного высшего учебного заведения (п. 10 Положения о подготовительном отделении при высшем учебном заведении, утвержденного приказ Минвуза СССР от 14.07.1987 N 504). Следовательно, статус слушателей учреждений системы высшего профессионального образования в части получения образовательных услуг приравнивался к статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения.
Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм материального права следует, что подготовительный период относится к периоду обучения в учебном заведении, следовательно, также как период обучения в учебном учреждении подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если ему (времени обучения) непосредственно предшествовала педагогическая деятельность и если таковая следовала за ним и на момент обращения заявителя за назначением пенсии, его специальный стаж составляет не менее 16 лет 8 месяцев.
В соответствии с постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", с 1 октября 1993 года постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 утратило силу и на территории РФ применению не подлежит. Принятыми впоследствии Законом РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не предусмотрена возможность включения в специальный стаж периода обучения.
Как следует из трудовой книжки истца, Ермолов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности <данные изъяты> школе. ДД.ММ.ГГГГ Ермолов А.В. был зачислен на подготовительное отделение института, ДД.ММ.ГГГГ на первый курс Волгоградского государственного педагогического института ФИО7, который окончил ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ был принят на должность учителя химии МБОУ Салтынской средней школы, где проработал в указанной должности до 1997 года (л.д. 9-17).
Таким образом, в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец осуществлял педагогическую деятельность в среднем общеобразовательном учреждении для детей в должности, поименованном Списком, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 и Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 463, профиль которого не изменялся. Указанные периоды были включены ответчиком в специальный педагогический стаж.
Поскольку периоду обучения истца в высшем учебном учреждении предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, которая была включена ответчиком в специальный педагогический стаж, то суд приходит к выводу о законности исковых требований истца и наличии оснований для их удовлетворения, с признанием решения незаконным в части и возложения на ответчика обязанности по включению истцу в специальный стаж периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика о том, что поскольку окончание истцом ВУЗа и последующая педагогическая деятельность имели место после утраты силы постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, то обучение в учебном заведении не подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, несостоятельны. Из материалов дела действительно следует, что период обучения истца в ВУЗе после 1993 года и работа, следовавшая за ним, не охватываются периодом действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, вместе с тем, соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (ч. 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция изложена в абз. 7 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в соответствии с которой, при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Поступая в учебное заведение, осуществляющее подготовку педагогических работников, истец вправе был рассчитывать на предоставление ему в дальнейшем гарантий и льгот в сфере пенсионного обеспечения, установленных действовавшим на тот момент пенсионным законодательством. Таким образом, изменения в процессе обучения истца правового регулирования в части подсчета специального стажа, не является основанием для умаления его пенсионных прав.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Как следует из обжалуемого решения, истцу включено в специальный трудовой стаж ответчиком 20 лет 2 месяца. С учетом включения судом в специальный стаж истца спорных периодов, педагогический стаж истца на момент обращения с заявлением – 19 октября 2019 года, составлял более 25 лет, следовательно, право на назначение досрочной страховой пенсии возникло у истца в 2019 году.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно Приложение 7 к закону N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при возникновении права на пенсию в 2019 года она назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Частью 3 ст. 10 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. С учетом вышеприведенных норм, суд считает возможным назначить истцу досрочную страховую пенсию через шесть месяцев, с момента обращения с заявлением к ответчику, поскольку истец имел требуемый специальный стаж на момент обращения с заявлением.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковое заявление Ермолова А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области о признании решения незаконным в части, возложении обязанности включить периоды в специальный трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии, удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области №224 от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить Ермолову А.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода обучения в Волгоградском государственном педагогическом институте им. ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии Ермолову А.В., период обучения в Волгоградском государственном педагогическом институте им. ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на указанную пенсию, т.е. с 19 апреля 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда, через Урюпинский городской суд Волгоградской области, в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.А. Данилов