Дело № 2-30/2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 февраля 2016 года пос. Пристень
Пристенский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Воробьевой Е.Н.,
при секретаре Суриной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устиновой Н.А. к Воробьевой Т.А., администрации пос. Пристень Пристенского района Курской области о признании права собственности на наследственное имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Устинова Н.А. обратилась в суд с иском к Воробьевой Т.А., администрации пос. Пристень Пристенского района Курской области о признании права собственности на наследственное имущество, ссылаясь на то, что она является родной дочерью умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, а также наследником по закону и завещанию открывшегося наследства, состоящего из 3/12 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. После смерти матери она не обращалась к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Однако фактически наследство матери приняла, поскольку распорядилась личными вещами матери, проживает в её доме, который содержит в надлежащем состоянии, оплачивает коммунальные услуги и налог,
Она и её сестра - Воробьева Т.А. являются наследниками первой очереди, её сестра наследство не принимала. Просит признать право собственности на наследственное имущество, состоящее из 3/12 доли жилого дома, расположенного по <адрес>.
В судебном заседании истец Устинова Н.А. иск поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, пояснив, что постоянно проживает в указанном жилом доме с <данные изъяты> года, вместе с ней проживает также её сын – ФИО11, первоначально спорному объекту недвижимости был присвоен №, именно под этим номером он значится по данным инвентаризации и зарегистрирован за матерью, в то же время ей завещано 3/12 домовладения, расположенного по <адрес>, однако, это один и тот же объект недвижимости. Данный номер указан в связи с изменением нумерации дома местной администрацией и соответствует её регистрации по месту жительства, а также матери. К нотариусу по вопросу вступления в наследство она обращалась в устной форме, однако наследство в нотариальном порядке не принимала из-за путаницы в нумерации дома в завещании, в то же время её матери принадлежит 3/12 доли жилого дома, ? доля зарегистрирована за ФИО4, 1/3 находится в собственности ФИО7 ФИО4 проживал и умер в <адрес>, наследницами первой очереди к его имуществу являются его дочери ФИО12 и ФИО13
Ответчик Воробьева Т.А. в судебном заседании исковые требования Устиновой Н.А. признала в полном объеме, указав, что она и истец являются родными сестрами и наследниками к имуществу умершей матери. Её сестра Устинова Н.А. постоянно и на день смерти проживала совместно с матерью и по месту наследования проживает до настоящего времени. Она – ответчик об открывшемся наследстве знала, при жизни помогала также ухаживать за матерью, однако, к нотариусу по вопросу вступления в наследство не обращалась, наследство не принимала, группы инвалидности ни на день смерти, ни в настоящее время не имеет, завещание матери, составленное в пользу истца, оспаривать не намерена.
Представитель ответчика – Администрации пос. Пристень Пристенского района Курской области в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен заранее, надлежащим образом. Ходатайств и возражений относительно иска не представлено.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – нотариус Пристенского нотариального округа Курской области ФИО14 в судебное заседание не явилась. О слушании дела извещена заранее, надлежащим образом, представила заявление, в котором просит дело рассмотреть в её отсутствие по причине занятости на работе и отсутствия у неё представителя, возражений против иска не имеет.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – ФИО7 в судебное заседание не явилась. О слушании дела извещена заранее, надлежащим образом.
Третьи лица ФИО13 и ФИО12 в судебное заседание не явились. О слушании дела извещены заранее, надлежащим образом по месту жительства, указанному истцом.
Выслушав пояснения истца и ответчика, допросив свидетеля ФИО15, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В суде установлено, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> наступила смерть ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 5).
Как усматривается из справки Пристенского ПУ Солнцевского отделения Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано за ФИО3 на основании договора дарения домовладения от ДД.ММ.ГГГГ в размере 3/12 доли.
Таким образом, в день смерти ФИО3 открылось наследство, состоящее из 3/12 доли жилого дома, расположенного в <адрес>.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 26.11.2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" часть третья ГК РФ введена в действие с 01.03.2002 года.
Статьей 5 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что по гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Кодекса, раздел V "Наследственное право" применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
В соответствии со ст. 6 указанного Закона применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей Кодекса, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Кодекса, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Кодекса либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Кодекса наследство не было принято никем из наследников, указанных в ст. ст. 532 и 548 ГК РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами ГК РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей Кодекса (ст. ст. 1142 - 1148), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса.
В силу ст. 527 ГК РСФСР (действовавшего на момент смерти наследодателя) наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследование по закону имело место, когда и поскольку оно не было изменено завещанием. В силу ст. 528 ГК РСФСР временем открытия наследства признавался день смерти наследодателя.
В соответствии с договором дарения домовладения от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному Пристенским Поселковым Советом Трудящихся по реестру №, ФИО2 подарил своей жене ФИО3 3/12 части домовладения, находящегося в <адрес>, жилой площадью <данные изъяты>., принадлежащее ему на праве личной собственности, согласно регистрационного удостоверения, выданного Пристенским поселковым Советом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
В суде установлено, что ФИО3 согласно завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному ФИО23 - секретарем Пристенского поссовета и зарегистрированному за №, все своё имущество, в том числе 3/12 доли домовладения, находящегося в <адрес>, завещала своей дочери - Устиновой Н.А.. Данное завещание не отменено и не изменено по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Согласно ст. 532 ГК РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти. Внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником.
Из положений п. 1 ст. 1142 ГК РФ следует, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В свидетельстве о рождении истца ФИО16 родителями указаны: ФИО2 и ФИО3 (л.д.6).
Согласно свидетельству о заключении брака, ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 заключила брак с ФИО11, после заключения брака ей присвоена фамилия «Устинова» (л.д.7).
Как усматривается из записи акта о рождении №, матерью ФИО24 ФИО9 является ФИО3, отцом – ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО17 заключила брак с ФИО18, после заключения брака ей присвоена фамилия «Воробьева», что подтверждается свидетельством о браке.
Таким образом, наследниками первой очереди к имуществу ФИО3 являются её дочери – Устинова Н.А. и Воробьева Т.А.
Других наследников, предусмотренных ст.ст. 1142, 1148 п. 2, 1149 ГК РФ, судом не установлено.
Принятие наследства, согласно п. 1 ст. 1153 ГК РФ, осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно сообщению нотариусов Пристенского и Солнцевского нотариальных округов, в делах данных нотариальных контор наследственного дела к имуществу ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
Таким образом, наследственное имущество после смерти ФИО3 никем из наследников в нотариальном порядке не принято.
Из справки заместителя главы администрации поселка Пристень № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 постоянно и на день смерти проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Совместно с ней проживали Устинова Н.А. и ФИО11, которые продолжают проживать по месту наследования.
Также из справок заместителя главы администрации поселка Пристень от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что истец Устинова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирована и проживает в указанном доме.
Как указано в статье 546 Гражданского кодекса РСФСР, для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом, или, когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 01.07.1966 года N 6 "О судебной практике по делам о наследовании" было разъяснено, что фактическое вступление во владение частью наследственного имущества должно рассматриваться как принятие всего наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Аналогичное положение закреплено в действующей в настоящее время статье 1112 ГК РФ.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании", под фактическим вступлением во владение наследственным имуществом, подтверждающим принятие наследства (ст. 546 ГК РСФСР), следует иметь в виду любые действия наследника по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии и т.п.
В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 36 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, могут выступать: вселение наследника в принадлежащее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства, обработка наследником земельного участка.. .
Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
Согласно ст. 546 ГК РСФСР, п. 4 ст. 1152 ГК РФ, п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 года N 9, наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Исходя из указанных норм само по себе отсутствие Свидетельства о праве на наследство не свидетельствует об отсутствии наследственных прав.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, из исследованных документов, в том числе из паспортных данных следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и фактически проживает по месту наследования соответствующему завещанию – <адрес> (л.д.4).
Обстоятельства принятия истцом наследства подтвердила допрошенная в качестве свидетеля ФИО15, которая указала, что хорошо знала семью наследодателя, истец Устинова Н.А. вступила в наследство после смерти своей матери, так как постоянно и на день смерти проживала в части дома, принадлежавшей матери, ответчика Воробьеву Т.А. она видела, когда та посещала мать, ухаживала за ней, однако, наследство после смерти не принимала, имуществом наследодателя не пользовалась. О наличии каких-либо споров и правопритязаний на наследство ФИО19 ей неизвестно.
Согласно выписки № из технического паспорта на дату обследования ДД.ММ.ГГГГ и кадастровому паспорту жилого дома право собственности на жилой дом, <данные изъяты> года постройки, общей площадью <данные изъяты>., в том числе жилой площадью <данные изъяты>., расположенный по <адрес>, зарегистрировано за ФИО3 (3/12 доли, основание – договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ №); ФИО4 (1/4 доля, основание – свидетельство о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ. Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №); ФИО7 (1/3 доля, основание - свидетельство о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ., Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, запись о регистрации №) (л.д. 12-14).
Суд учитывает, что в соответствии с сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области право собственности на жилой <адрес>, расположенный по <адрес>, указанный в завещании наследодателя, не зарегистрировано; в то же время право собственности на жилой <адрес>, расположенный по <адрес>, зарегистрировано: за ФИО4 – ? доля, за ФИО7 – 1/3 доля, о чем указано выше.
Начальник отдела ЗАГС администрации Пристенского района Курской области ФИО20 суду сообщила, что запись акта о смерти в отношении ФИО4 в архиве отсутствует. Администрация п. Пристень сведениями о составе семьи ФИО4 не располагает.
Как следует из справки заместителя главы администрации поселка Пристень В.В. Катыхина, при уточнении нумерации домовладений и административных зданий по <адрес>, домовладение №, принадлежащее ФИО3, перенумеровано в домовладение №, что подтверждается также постановлением администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении адреса жилому дому по <адрес>».
Таким образом, номер жилого дома в договоре дарения не соответствует почтовому номеру данного недвижимого объекта, указанному в завещании.
Однако, учитывая технические характеристики, суд считает, что спор касается одного и того же объекта недвижимости, подлежащего наследованию.
В настоящее время истец претендует на наследственное имущество, состоящее из 3/12 доли жилого дома, расположенного по <адрес>, несмотря на произведенную нумерацию местной администрацией, суд считает необходимым признать право собственности именно на объект недвижимости под данным номером, поскольку инвентаризационных данных на объект недвижимости под номером 41 не имеется, остальные собственники спорного объекта также зарегистрировали право собственности на данный объект под номером 44 в долевом порядке, что подтверждено соответствующими сведениями, в том числе данными технических паспортов, инвентаризационных дел.
В то же время суд учитывает, что ответчик фактически признал исковые требования истца, подтвердил принятие наследства, в то же доказательств принятия наследства от своего имени не представил.
Таким образом, суд, признав истца принявшим наследство, признает за ним также право собственности на указанное выше наследственное имущество, ранее принадлежавшее умершей ФИО3
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Устиновой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на наследственное имущество, состоящее из 3/12 доли жилого <адрес>, расположенного по <адрес>, принадлежавшее её матери – ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Пристенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено: 24 февраля 2016 года.
Председательствующий Е.Н. Воробьева