№ 3а-69/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18.06.2018 г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
судьи Данилова О.И.,
при секретаре Макаршиной А.А.,
с участием прокурора Иовлева Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карповой Т. Е. о признании не действующим установления санитарно-защитных зон ПО1 (промбаза по переработке лома черных металлов), ПС2 (бетонный завод), ПХ7 (склад угля), санитарного разрыва ТЖ2 (железнодорожные пути прочие) в карте градостроительного зонирования территории г. Кемь Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения, утвержденных решением Совета Кемского городского поселения от 26.04.2013 № 38-2/216 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения»,
установил:
22.03.2018 Карпова Т.Е. обратилась с административным иском по тем основаниям, что в ее пользовании на основании договора аренды находится земельный участок с кадастровым номером (...), площадью 1411 кв.м, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Кемь, пер. Дорожный, для ведения личного подсобного хозяйства. 21.06.2017 административный истец обратился в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с заявлением о перераспределении земель в кадастровом квартале 10:02:0080125, площадью 1250 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером (...) для личного подсобного хозяйства, в чем Карповой Т.Е. было отказано по причине расположения испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне предприятий и железной дороги. Полагает, что установление в карте градостроительного зонирования территории (.....) санитарно-защитных зон ПО1 (промбаза по переработке лома черных металлов), ПХ1 (склады), ПС2 (бетонный завод), ПХ7 (склад угля), санитарного разрыва ТЖ2 (железнодорожные пути прочие) противоречит положениям статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пунктам 2.1, 4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», поскольку полномочия по установлению и изменению санитарно-защитных зон для объектов 3-5 классов опасности отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъекта.
Указанное административное исковое заявление принято к производству суда после устранения недостатков, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения, 20.04.2018.
Определением Верховного Суда Республики Карелия от 06.06.2018 принят отказ Карповой Т.Е. от административного искового заявления в части признания не действующим установления санитарно-защитной зоны ПХ1 (склады) в карте градостроительного зонирования территории г.Кемь Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения, утвержденных решением Совета Кемского городского поселения от 26.04.2013 № 38-2/216 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения», производство по делу в указанной части прекращено.
В отзыве на административное исковое заявление административный ответчик - Совет Кемского городского поселения, заинтересованное лицо – администрация Кемского муниципального района разрешение исковых требований оставляют на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо – администрация Кемского городского поселения позицию по делу не выразила.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Иовлева Д.С., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Решением Совета Кемского городского поселения от 26.04.2013 № 38-2/216 утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Кемского городского поселения.
Решением Совета Кемского городского поселения от 21.02.2017 № 4-5/24 «О внесении изменений в решение Совета Кемского городского поселения от 26.04.2013 №38-2/216» внесены изменения в раздел 2 «Градостроительные регламенты территориальных зон» части 3 Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения.
При этом в приложение к Правилам землепользования и застройки Кемского городского поселения, к которому относится и карта градостроительного зонирования г.Кемь, изменения не вносились.
Процедура подготовки проекта Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения и его утверждения соблюдена. Муниципальный правовой акт без приложений опубликован в газете «Советское Беломорье», текст Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения размещен на сайте администрации Кемского муниципального района, которая в настоящее время выполняет функции администрации Кемского городского поселения, по адресу: http://www.kemrk.ru/zemlepolzovanie/pravila_zemlepolzovaniya_i_zastroiki/kemskoe_gorodskoe_poselenie, а также на официальном портале федеральной государственной информационной системы территориального планирования. В оспариваемой части муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением порядка принятия нормативных правовых актов, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
21.06.2017 административный истец обратился в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с заявлением о перераспределении земель в кадастровом квартале 10:02:0080125, площадью 1250 кв.м и земельного участка с кадастровым номером (...) для личного подсобного хозяйства.
Решением Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 10.07.2017, оформленным письмом № (...), в удовлетворении заявления было отказано по основанию нахождения испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне предприятий и железной дороги.
Как указано выше, приложением к Правилам землепользования и застройки Кемского городского поселения является карта градостроительного зонирования г.Кемь, на которой, в том числе, обозначены территориальные зоны и зоны ограничений градостроительной и хозяйственной деятельности – санитарно-защитная зона (санитарный разрыв) от объекта капитального строительства (...).
Согласно указанной карте испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 – жилая зона малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами, одновременно с этим испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне ПО1 (промбаза по переработке лома черных металлов), ПС2 (бетонный завод), ПХ7 (склад угля), санитарном разрыве линейных объектов железнодорожного транспорта ТЖ2.
В силу части 3 оспариваемых Правил в санитарно-защитных зонах запрещается размещение, в том числе, зданий для проживания людей, коллективных и индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
При этом, как следует из материалов дела (договор аренды земельного участка от (.....) (.....)), земельный участок предоставлен административному истцу для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГрК РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Линейные объекты – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 10.1 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно статье 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – Санитарные правила).
Санитарные правила определяют класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству (пункт 1.4).
В силу пункта 2.1 Санитарных правил в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Как следует из письма администрации Кемского муниципального района от 03.05.2018 (.....) (...), в районе улиц Машинистов, Шоссе 1 Мая и переулка Дорожного в городе Кеми расположены склады, в том числе, склады угля, подъездные железнодорожные пути к ним, база по переработке лома черных металлов, бывший бетонный завод.
Между тем, согласно ответам Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 07.05.2018 (.....) (...), Октябрьского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 25.05.2018 (.....) (...) санитарно-защитные зоны или санитарные разрывы в кадастровом квартале 10:02:0080125 не установлены, проекты санитарно-защитных зон или санитарных разрывов для получения санитарно-эпидемиологических заключений не предоставлялись.
Данное обстоятельство так же подтверждается ответом Петрозаводского территориального управления Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от 31.05.2018 (.....) (...)
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Санитарных правил установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Таким образом, установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для объектов III, IV и V классов опасности относятся к компетенции Главного государственного санитарного врача Республики Карелия.
Между тем решений Главного государственного санитарного врача Республики Карелия об установлении санитарно-защитных зон ПО1 (промбаза по переработке лома черных металлов), ПС2 (бетонный завод), ПХ7 (склад угля) в материалы дела не представлено.
Следовательно, при принятии Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения Совет Кемского городского поселения вышел за пределы компетенции в части установления санитарно-защитных зон ПО1 (промбаза по переработке лома черных металлов), ПС2 (бетонный завод), ПХ7 (склад угля).
Из раздела 3 Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения следует, что для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются санитарно-защитные зоны, а для линейных объектов – санитарные разрывы.
Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения). Рекомендуемые минимальные размеры санитарных разрывов приведены в приложениях 1 - 6 (пункты 2.6, 2.7 Санитарных правил).
При этом согласно письму Роспотребнадзора от 25.06.2013 № 01/7199-13-31 «О рассмотрении обращения» выдача санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарного разрыва от опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Таким образом, для установления санитарного разрыва от железнодорожных путей отсутствует необходимость предоставления санитарно-эпидемиологического заключения, вместе с тем необходим проект санитарного разрыва, который в материалы дела не представлен.
Следовательно, при принятии Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения Совет Кемского городского поселения вышел за пределы компетенции в части установления санитарного разрыва ТЖ2 (железнодорожные пути прочие).
С учетом изложенных обстоятельств отображение в карте градостроительного зонирования территории г. Кемь Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения санитарно-защитных зон и санитарного разрыва, не утвержденных в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части принимается судом, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку из материалов дела усматривается, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на его основе реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
Пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Суд полагает достаточным возложение на административного ответчика обязанности по публикации сообщения о принятии настоящего решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь статьей 111 КАС РФ, взыскивает в пользу административного истца с Совета Кемского городского поселения понесенные административным истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в силу решения суда установление санитарно-защитных зон ПО1 (промбаза по переработке лома черных металлов), ПС2 (бетонный завод), ПХ7 (склад угля), санитарного разрыва ТЖ2 (железнодорожные пути прочие) в карте градостроительного зонирования территории г. Кемь Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения, утвержденных решением Совета Кемского городского поселения от 26.04.2013 № 38-2/216 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Кемского городского поселения».
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Совета Кемского городского поселения.
Взыскать с Совета Кемского городского поселения в пользу Карповой Т. Е. судебные расходы в размере 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья О.И. Данилов
Мотивированное решение изготовлено в порядке части 2 статьи 177 КАС РФ 25.06.2018, последний день подачи апелляционной жалобы 25.07.2018.