Дело № 2-366/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Навля Брянской области 30 октября 2017 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи – Горбарчука С.А.
при секретаре – Икусовой Е.Н.,
с участием помощника прокурора Навлинского района Брянской области Мурзакова И.С. по доверенности,
представителя администрации Навлинского района Брянской области Сторожук А.И. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Навлинского района Брянской области к администрации Навлинского района Брянской области об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйных источников водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Навлинского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором с учетом уточнения ссылается на то, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что в с. Гремячее по ул. Центральной около домов №№ 16, 28, 36, 42 расположены четыре бесхозяйных источника водоснабжения – общественных колодца. Данные объекты в реестре муниципальной собственности не значатся, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах на указанные объекты недвижимого имущества также отсутствуют.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос водоснабжения населения сельских поселений передан в ведение органов местного самоуправления муниципального района, которые, в том числе, обязаны обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, заниматься предупреждением возникновения чрезвычайных ситуаций.
Отсутствие надлежащего контроля за техническим состоянием колодцев и их надлежащей эксплуатации создает угрозу распространения инфекционных заболеваний либо отравлений, и, как следствие, создает угрозу жизни и здоровью населения. Кроме того, независимо от наличия либо отсутствия в населенных пунктах сельских поселений централизованного водоснабжения, бесхозяйный статус колодцев затрудняет их нормальное и безопасное содержание.
Учитывая, что под угрозой нарушения находятся права граждан на благоприятную окружающую среду, а также защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации, просит суд обязать ответчика принять меры по постановке бесхозяйных колодцев на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В судебном заседании помощник прокурора Навлинского района Брянской области Мурзаков И.С., действующий по доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель администрации Навлинского района Брянской области по доверенности Сторожук А.И. исковые требования не признала, суду пояснила, что администрация Навлинского района Брянской области является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, поскольку в силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи должны принимаются на учет соответствующими органами по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В связи с этим, полагала, надлежащим ответчиком по данному делу является Соколовская сельская администрация, так как спорные бесхозяйные колодцы находятся на территории Соколовского сельского поселения.
Также представила суду информацию Главы администрации Навлинского района о том, что межбюджетных трансфертов из областного бюджета на проведение мероприятий по оформлению бесхозяйных объектов в муниципальную собственность в районный бюджет не поступало. Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение указанных мероприятий в бюджете муниципального образования «Навлинский район» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов не предусмотрены.
Глава Соколовской сельской администрации Навлинского района Ефремина Н.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заедание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Также представила суду информацию, согласно которой на землях населенного пункта Соколовского сельского поселения – в с. Гремячее по ул. Центральной около домов №№ 16, 28, 36, 42 расположены четыре действующих шахтных колодца. Денежные средств на оформление колодцев из бюджета муниципального образования «Навлинский район» не выделялись.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Соколовской сельской администрации Навлинского района.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3 статьи 225 ГК РФ).
Частью 1 статьи 43 Водного кодекса РФ предусмотрено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В силу ст. 2, 18 и 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 вышеуказанного закона, с января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Навлинского района Брянской области была проведена проверка исполнения законодательства в сфере организации питьевого водоснабжения на территории Навлинского района Брянской области.
В результате проверки установлено, что четыре общественных колодца, расположенных на землях населенного пункта Соколовского сельского поселения – в с. Гремячее по ул. Центральной около домов №№ 16, 28, 36, 42, являются бесхозяйным имуществом, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании и подтверждается сообщением Соколовской сельской администрации от 20 октября 2017 года № 224, выпиской из ЕГРН от 10 марта 2017 года.
Отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию объекта водоснабжения, как следствие, влечет отсутствие надлежащего материального обеспечения, а также должного контроля за его состоянием и нормальной работой, что не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций, может явиться причиной загрязнения подземных вод, возникновения угрозы санитарному благополучию жителей.
Таким образом, администрация Навлинского района Брянской области как орган местного самоуправления муниципального района в пределах своих полномочий не только вправе, но и обязан принять меры по учету бесхозяйного имущества с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения. В данном случае бездействие администрации Навлинского района Брянской области свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления муниципального района возложенной на него обязанности, вытекающей из положения п. 3 ст. 225 ГК РФ.
Доводы представителя администрации Навлинского района Брянской области о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, суд полагает необоснованными, поскольку они противоречат положениям ст. 225 ч. 3 ГК РФ и ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом суд учитывает, что администрацией Навлинского района Брянской области соглашений с Соколовской сельской администрацией о передаче им осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения (в частности, организации водоснабжения населения в границах сельских поселений) за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет сельского поселения, не заключалось, межбюджетные трансферты на эти цели не осуществлялись.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Навлинского района подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Администрации Навлинского района Брянской области принять меры по постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в качестве бесхозяйного имущества объектов водоснабжения – общественных колодцев, расположенных по адресу:
- Брянская область, Навлинский район, с. Гремячее, ул. Центральная вблизи дома № 16;
- Брянская область, Навлинский район, с. Гремячее, ул. Центральная вблизи дома № 28;
- Брянская область, Навлинский район, с. Гремячее, ул. Центральная вблизи дома № 36;
- Брянская область, Навлинский район, с. Гремячее, ул. Центральная вблизи дома № 42.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Навлинский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Горбарчук
Мотивированное решение изготовлено 6 ноября 2017 года.