Решение по делу № 2-544/2019 ~ М-478/2019 от 11.09.2019

Дело 2-1-544/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Тришкиной Н.А.

при секретаре Новиковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове Калужской области

09 октября 2019 г.

дело по иску Ломакина М.С. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

установил:

11 сентября 2019 г. Ломакин М.С. обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру в доме <адрес>. В обоснование иска указал, что в сентябре 1992 года на основании ордера ему была предоставлена вышеуказанная квартира, на состав семь из пяти человек. Данная квартира предоставлялась ему в период прохождения военной службы, откуда он был уволен 30.05.1998. В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают: он, его бывшая супруга Ломакина Н.А., сын Ломакин Д.М. и дочь Комарова Н.М. Спорное жилое помещение не отнесено к служебным жилым помещениям, договор найма служебного жилого помещения с ним не заключался. Ранее в приватизации жилищного фонда он не участвовал. Он проживает в спорной квартире на условиях договора социального найма, поддерживает ее надлежащее состояние, своевременно вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, проводит ее текущий ремонт. От Министерства обороны РФ он не обеспечивался иным жилым помещениям либо ГЖС. Другие проживающие в квартире лица не возражают против передачи данной квартиры в собственность одному ему. Он обращался к ответчикам с заявлением о передачи спорной квартиры ему в собственность в порядке приватизации, однако в этом ему отказано.

Определением судьи от 13.09.2019 к участию в деле привлечены: в качестве соответчиков: ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, Департамент жилищного обеспечения МО РФ; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Ломакина Н.А., Ломакин Д.М., Комарова Н.М., процессуальное положение ответчика ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в лице отделения по Калужской области изменено на третье лицо.

В судебном заседании истец Ломакин М.С. и его представитель по устному заявлению Клевин А.И. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, обосновывая доводами, указанными в иске.

В судебное заседание представители ответчиков: Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений МО РФ, Департамента жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Центральное ТУИО» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, причины неявки суду не сообщили.

В судебном заседании третьи лица Ломакина Н.А., Ломакин Д.М. не возражали против удовлетворения исковых требований и передачи только истцу спорной квартиры в собственность в порядке приватизации, от своего права на участие в приватизации спорной квартиры отказались.

Третье лицо Комарова Н.М. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, также указала, что в спорной квартире она не проживает с февраля 2018 г., с этого времени она, забрав все свои вещи, переехала на другое постоянное место жительства вместе с мужем и ребенком, там же она зарегистрировалась по месту жительства, право пользования спорной квартирой она не сохранила.

Представитель третьего лица ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в лице отделения территориального г. Калуга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, согласно заявлению просил дело рассмотреть в их отсутствие, в удовлетворении требований отказать.

Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся: представителей ответчиков и третьего лица.

Выслушав объяснения истца и его представителя, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В судебном заседании установлено, что Ломакину М.С. на основании ордера была предоставлена для проживания трехкомнатная квартира в доме <адрес> на состав семьи: Ломакин М.С. – основной квартиросъемщик, Ломакина Н.А. – жена, Ломакина С. – дочь, Ломакин Д. - сын, Ломакина Н. - дочь, что подтверждается ордером (л.д. 5).

Подлинность представленного ордера у суда не вызывает сомнения, поскольку он подписан уполномоченным лицом - начальником Калужской КЭЧ, имеется печать, неоговоренных исправлений не имеется, отсутствие указания в ордере даты его выдачи, даты и номера решения жилищной комиссии не влечет недействительность ордера, на основании которого истец и члены его семьи вселились и проживали в спорной квартире.

Согласно выписке из домовой книги от 10.07.2019 истец Ломакин М.С. и его супруга были зарегистрированы в спорной квартире по месту жительства 14.10.1992 (л.д. 6).

В судебном заседании установлено, что на момент предоставления спорной квартиры Ломакин М.С. являлся военнослужащим, 01 апреля 1998 г. он был уволен с военной службы в запас по ст. 49 ч.2 п. «а» (в связи с организационно-штатными мероприятиями) и зачислен в запас, что подтверждается послужным списком истца, выписками из приказов от 01.04.1998 от 10.04.1998 (л.д. 12-17, 18, 19).

Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 года N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, согласно которому <адрес> включен в данный Перечень.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 1470-р <адрес> исключен из указанного Перечня.

В судебном заседании установлено, что Ломакин М.С. государственным жилищным сертификатом не обеспечивался, финансовая помощь (ссуда) на строительство или приобретение жилья ему не выплачивалась, что подтверждается объяснениями истца, справкой военного комиссариата Калужской области от 18.06.2019, ответом ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 сентября 2019 г. (л.д. 11, 63).

В настоящее время в квартире дома <адрес>, принадлежащей Министерству обороны РФ, зарегистрированы и проживают Ломакин М.С., его бывшая супруга Ломакина Н.А. и сын Ломакин Д.М., что подтверждается выпиской из финансового лицевого счета от 07.10.2019 (л.д. 65).

На основании решения суда от 06.03.2007 между Ломакиным М.С. и Ломакиной Н.А., Ломакиным Д.М., Ломакиной Н.М. был определен порядок пользования спорной квартирой, а также порядок оплаты за квартиру (л.д. 21). В связи с принятием указанного решения на Ломакина М.С. был открыт отдельный лицевой счет общей площадью 26,5 кв.м (л.д. 10), на его бывшую супругу Ломакину Н.А. был открыт другой лицевой счет по квартире.

В судебном заседании установлено, что с 01.09.2019 по спорной квартире открыт один лицевой счет на имя Ломакина М.С., что подтверждается справкой ООО «ГУЖФ» от 02.10.2019 и квитанциями об оплате коммунальных платежей за сентябрь 2019 г. (л.д. 64, 66-69).

Сведения, содержащие в выписке из домовой книги от 10.07.2019 (л.д. 6), о регистрации в спорной квартире помимо вышеуказанных лиц также Комаровой Н.М. не соответствуют действительности, так как согласно паспорту Комарова Н.М. 15.02.2018 снялась с учета по адресу спорной квартиры и зарегистрировалась по месту жительства в <адрес> (л.д. 52-53). Это же было подтверждено Комаровой Н.М. и в судебном заседании.

Таким образом, право пользования спорной квартирой имеют истец Ломакин М.С., а также Ломакина Н.А. и Ломакин Д.М., Комарова Н.М. это право утратила.

Из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного суда РФ №4 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41).

Поскольку правоотношения по предоставлению спорной квартиры и вселению в нее истца и членов его семьи возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть до 01 марта 2005 г., в силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к данным отношениям применимы нормы Жилищного кодекса РСФСР, действующего с 01.01.1984 по 01.03.2005.

Согласно статье 7 Жилищного кодекса РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.

В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование.

Согласно статье 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 этого же Кодекса служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

В судебном заседании установлено, что соответствующего решения о включении спорного жилого помещения, предоставленного истцу и его семье, в состав служебных жилых помещений не издавалось, сведения о предоставлении спорного жилого помещения в качестве служебного в ордере не указаны, договор найма служебного жилого помещения на указанную квартиру не заключался.

Согласно ответу Кировской районной администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район» от 20.06.2019 администрация не располагает сведениями о включении спорной квартиры в состав служебных жилых помещений, расположенных в <адрес> (л.д. 24). В полном перечне квартир, включенных в состав служебного жилищного фонда <адрес>, спорная квартира не значится (л.д. 41-43).

Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

В силу пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 г. №405 « О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Таким образом, квартирно-эксплуатационные органы Министерства обороны были уполномочены выдавать ордера не только на служебные жилые помещения, но на жилые помещения, не относящиеся к служебным.

Статьей 51 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

В судебном заседании установлено, что договор найма жилого помещения в отношении спорной квартиры с истцом не заключался. Однако, сам по себе факт незаключения письменного договора социального найма жилого помещения, предоставленного истцу на основании ордера без отметки «служебная», не может свидетельствовать о том, что данное жилое помещение являлось служебным на момент его предоставления и не могло использоваться на условиях социального найма.

В настоящее время спорная квартира не находится в закрытом военном городке, кроме того, квартира была предоставлена в 1992 году, то есть до того, как <адрес> был включен в Перечень закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации.

С учетом установленных обстоятельств у суда не имеется оснований считать, что спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения, следовательно, доводы истца и его представителя о возникновении у него и членов его семьи отношений по пользованию спорной квартирой на условиях социального найма являются обоснованными.

Согласно статье 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно статье 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со статьей 11 вышеуказанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В судебном заседании установлено, что истец 10.07.2019 обращался к ответчикам с заявлением о передаче ему занимаемой квартиры в собственность бесплатно в порядке приватизации (л.д. 25).

Из ответа Департамента имущественных отношений МО РФ от 15.08.2019 следует, что балансодержателем жилого дома в <адрес> является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, решение о признании за гражданами права собственности на жилое помещение в порядке приватизации может быть принято в рамках гражданского судопроизводства (л.д. 26).

Согласно уведомлению филиала ФГБУ «ФКП Росрестра» по Калужской области от 03.09.2019 в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости за период с 01.09.1999 по 03.09.2019 на территории Российской Федерации за Ломакиным М.С. (л.д. 27).

Право собственности на спорную квартиру ни за кем не зарегистрировано, что следует из уведомления филиала ФГБУ «ФКП Росрестра» по <адрес> об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 18.06.2019 (л.д. 23).

Справкой Кировского филиала КП «Бюро технической инвентаризации» от 14.06.2019 подтверждается, что за Ломакиным М.С. право собственности на жилые помещения на территории г. Кирова и Кировского района не зарегистрировано, в том числе в порядке приватизации (л.д. 22).

Согласно справке ООО «ГУЖФ» от 10.07.2019 задолженности по оплате квартплаты и коммунальных платежей по спорной квартире не имеется (л.д. 9).

При указанных выше обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что истец пользуется спорной квартирой, находящейся в государственной собственности, на условиях социального найма, квартира не находится в закрытом военном городке, отсутствуют обстоятельства, препятствующие в соответствии со статье 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизации спорной квартиры, принимая во внимание, что истец право на приватизацию жилья не использовал, Ломакина Н.А. и Ломакин Д.М., имеющие право на приватизацию данного жилого помещения, дали согласие на приватизацию жилого помещения только истцом и от своего права на участие в приватизации отказались, суд считает, что имеются правовые основания для признания за истцом права собственности в порядке приватизации на спорную квартиру.

Руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2019 ░.

2-544/2019 ~ М-478/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ломакин М.С.
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ
Департамент имущественных отношений МО РФ
Министерство обороны РФ в лице ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" МО РФ
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Другие
Клевин А.И.
Ломакин Д.М.
ТО в Калужской области ФГКУ "Западрегионжильё" МО РФ
Комарова Н.М.
Ломакина Н.А.
Суд
Кировский районный суд
Судья
Тришкина Надежда Анатольевна
11.09.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2019[И] Передача материалов судье
13.09.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2019[И] Судебное заседание
09.10.2019[И] Судебное заседание
16.10.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее