Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2015 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи – Турановой Н.В.,
с участием помощника прокурора – Самусевой Т.А.,
при секретаре – Калининой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котельниковой Ольги Викторовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л :
Котельникова О.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее по тексту Управление Росреестра), в котором просила признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ года № № об увольнении ее с должности государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ года в связи с сокращением должности, признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ года № № об увольнении ее с должности государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ года в связи с сокращением должности, восстановить ее в должности заместителя начальника отдела государственной службы и кадров, взыскать в ее пользу заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда, мотивируя тем, что работала у ответчика в должности заместителя начальника отдела государственной службы и кадров, была уволена в связи с сокращением должности, считает, что ее увольнение произведено с нарушением процедуры увольнения – не были предложены все имеющиеся у ответчика вакантные должности, не рассмотрен вопрос о преимущественном праве оставления на работе, не было реального сокращения, с начальником отдела государственной службы и кадров Фроловой Т.Н. были неприязненные отношения, ответчик не сообщил о высвобождении работника в службу занятости (с учетом уточнений, дополнений к исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ года), в связи с чем обратилась в суд (т.1 л.д. 4-6, т.2 л.д. 66-68).
В судебном заседании истица Котельникова О.В., ее представитель Черкашина Л.В. (по доверенности) исковые требования поддержали в полном объеме с учетом уточнений.
Представители ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Зоркина И.В., Кузик Е.С., Фролова Т.Н. (по доверенностям) с иском не согласны.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Самусевой Т.А., полагавшей в удовлетворении иска отказать, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как установлено в судебном заседании, приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ года истица Котельникова О.В. назначена на должность начальника отдела кадрового обеспечения Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, с ней заключен служебный контракт № № от ДД.ММ.ГГГГ года (т.1 л.д.8-11).
Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ года Котельникова О.В. принята на государственную гражданскую службу в порядке перевода из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю и назначена на должность федеральной государственной службы заместителя начальника отдела государственной службы и кадров Управления Росреестра, с ней заключен служебный контракт № № от ДД.ММ.ГГГГ года (т.1 л.д. 55, 57-60).
ДД.ММ.ГГГГ года истицу Котельникову О.В. предупредили о том, что в связи с изменением структуры и штатного расписания, замещаемая ею должность федеральной гражданской службы заместителя начальника отдела государственной службы и кадров сокращена, ей предложена должность главного специалиста-эксперта отдела государственной службы и кадров, разъяснено, что в случае не согласия с предложенной должностью в течение двух месяцев ей будут предлагаться другие вакантные должности, в случае отказа от предложенных должностей, по истечение двух месяцев она будет уволена (т. 1 л.д.12-13).
Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ года прекращено действие служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ года № № с Котельниковой О.В., она уволена с федеральной государственной службы ДД.ММ.ГГГГ года в связи с сокращением должности гражданской службы (т.1 л.д. 61).
Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ года отменен приказ от ДД.ММ.ГГГГ года № № об увольнении Котельниковой О.В. на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ года (т.1 л.д. 62).
ДД.ММ.ГГГГ года приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ года Котельникова О.В. освобождена от занимаемой должности и уволена с федеральной государственной службы ДД.ММ.ГГГГ года в связи с сокращением штата (т.1 л.д.63)
Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ года внесены изменения в приказ № № от ДД.ММ.ГГГГ года в части даты увольнения – ДД.ММ.ГГГГ года (т.1 л.д. 64), с данным приказом Котельникова О.В. ознакомлена в этот же день.
ДД.ММ.ГГГГ года Котельниковой О.В. выдана трудовая книжка (т.3 л.д.53).
В судебном заседании истица Котельникова О.В. пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ года была принята на федеральную государственную гражданскую службу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ДД.ММ.ГГГГ года переведена в Управление Росреестра на должность заместителя начальника отдела государственной службы и кадров. В связи с изменением структуры и штатного расписания Управления ДД.ММ.ГГГГ года ей было вручено уведомление о сокращении замещаемой должности. В уведомлении была предложена только одна должность, однако она ее не устроила. ДД.ММ.ГГГГ года ей вручили приказ об увольнение с ДД.ММ.ГГГГ года, пояснив, что других вакансий нет. В это же день она написала заявление о возможности предложения иных вакантных должностей, в связи с чем ей ДД.ММ.ГГГГ года было вручено письмо с предложенным перечнем должностей. Ею была выбрана должность ведущего специалиста-эксперта отдела по защите государственной тайны и мобилизационной подготовки Управления, она собрала все документы для проведения в отношении нее проверки, результаты которой позволяют оформить допуск для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. ДД.ММ.ГГГГ года Фроловой Т.Н. ей было вручено письмо, которым ей предлагались к замещению три вакантных должности и разъяснено, что в случае отказа от замещения какой-либо из предложенных должностей она будет уволена. ДД.ММ.ГГГГ года ей было вручено письмо, в котором сообщалось об отказе направления в Росреестр представления на согласование ее кандидатуры на должность. ДД.ММ.ГГГГ года предложили имеющиеся вакансии, но среди них не было вакансии на должность ведущего специалиста-эксперта отдела по защите государственной тайны и мобилизационной подготовки Управления. ДД.ММ.ГГГГ года она подтвердила свое согласие на замещение должности ведущего специалиста-эксперта отдела по защите государственной тайны и мобилизационной подготовки Управления, но однако в это же день была освобождена от замещаемой должности заместителя начальника отдела государственной службы и кадров Управления и уволена, в связи с сокращением должности. Считает, увольнение незаконным поскольку, не была соблюдена процедура увольнения, ей не были предложены все вакантные должности, которые имелись у ответчика со дня уведомления ее об увольнении в связи с сокращением и по день увольнения, соответствовали ее категории и группе, наличие дисциплинарного взыскания и решения комиссии не являются основанием для отказа в предоставлении должности. Считает, что ее должность сократили из-за сложившихся неприязненных отношений с начальником отдела кадров. Не было соблюдено ее преимущественное право на оставление в должности заместителя начальника отдела перед ФИО15., хотя ее общий стаж государственной службы больше. Считает, что одной из причин ее увольнения стали неприязненные отношения с начальником отдела гражданкой службы и кадров Фроловой Т.Н. Также не было направлено уведомление о сокращении работников в Центр занятости. Просит признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ года № № об увольнении ее с должности государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ года в связи с сокращением должности, признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ года № № об увольнении ее с должности государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ года в связи с сокращением должности, восстановить ее в должности заместителя начальника отдела государственной службы и кадров, взыскать в ее пользу заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда.
Представитель Черкашина Л.В., поддержав пояснения истицы Котельниковой О.В., суду пояснила, что ответчиком была нарушена процедура преимущественного права оставления истицы Котельниковой О.В. в занимаемой должности, так как истица имела больший стаж государственной гражданской службы. Кроме того, считает, что законом о государственной гражданской службе не предусмотрено привлечение к дисциплинарной ответственности в виде не оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну и согласовании кандидатуры, что повлекло сокращение истицы, тогда как ответчиком по отношению с Котельниковой О.В. были применены две меры ответственности: в виде отказа в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну и несогласовании ее кандидатуры на должность, хотя истица на тот момент уже была привлечена к дисциплинарной ответственности, а так же считает, что увольнение является незаконным поскольку, не была соблюдена процедура увольнения, не были предложены все вакантные должности, которые имелись на день увольнения и соответствовали ее категории и группе, наличие дисциплинарного взыскания и решения комиссии не являются основанием для отказа в предоставлении должности. Просила удовлетворить требования в полном объеме.
Представители ответчиков суду пояснили, что Управлением Росреестра по Красноярскому краю был реализован Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих работников федеральных государственных органов», а также Постановление Правительства РФ от 18.02.2013 года «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников», с ДД.ММ.ГГГГ года штатная численность работников была сокращена на 87 единиц, утверждены новые структура и штатное расписание. Процедура сокращения длилась более полугода, список вакантных должностей постоянно менялся. Был создана комиссия по проведению организационно-штатных мероприятий, которая решала вопрос о том, кто подлежит увольнению связи с сокращением численности штата, преимущественное право на оставление на работе на основании служебных записок начальников отделов. Должность, занимаемая Котельниковой О.В., была сокращена. Порядок и процедура увольнения Котельниковой О.В. в связи с сокращением, предусмотренные законом, не были нарушены. Котельниковой О.В. были предложены все имеющиеся вакантные должности, которые истица Котельникова О.В. с учетом его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы могла замещать. Истица выразила согласие на замещение должности ведущего специалиста-эксперта отдела по защите государственной тайны и мобилизационной подготовки Управления, от других вакансий отказалась. Замещения данной должности требуется оформление допуска к государственной тайне, до его оформления истица на данную должность не могла быть назначена. Пока шла процедура проверки и оформления допуска, в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, в отношении истицы была проведена проверка, по результатам которой Котельникова О.В. была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания, комиссией по соблюдению требований к служебному поведению в отношении истицы было вынесено моральное осуждение за нарушение требований к служебному поведению гражданских служащих, выразившееся в грубом и некорректном поведении в отношении председателя комиссии. В связи с чем, руководителем Управления было принято решение не назначать Котельникову О.В. на должность ведущего специалиста-эксперта отдела по защите государственной тайны и мобилизационной подготовки Управления, о чем ДД.ММ.ГГГГ года истица была уведомлена. Истице предлагались вакантные должности с учетом категории и группы замещаемой ею должности гражданской службы, уровня ее квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы и работы по специальности, направлению подготовки, от всех должностей истица отказалась, и приказом от ДД.ММ.ГГГГ года Котельникова О.В. была уволена с ДД.ММ.ГГГГ года, но поскольку, истица находилась на больничном, приказом от ДД.ММ.ГГГГ года была изменена дата увольнения на ДД.ММ.ГГГГ года, в этот же день истице была выдана трудовая книжка. Вопрос о преимущественном праве на замещение должности рассматривался на комиссии, а не единолично начальником отдела государственной службы и кадров Фроловой Т.Н. Также указанной комиссией разрешался вопрос о том кому предложить должность заместителя Руководителя Управления Росреестра по Красноярскому краю, принято решение указанную должность никому не предлагать. Должность начальника отдела по защите государственной тайны и мобилизационной подготовки Управления освободилась после того, как истица дала согласие на замещение должности ведущего специалиста-эксперта отдела по защите государственной тайны и мобилизационной подготовки, должность начальника по защите государственной тайны и мобилизационной подготовки была предложена ФИО16., должность помощника руководителя Управления была предложена ФИО17., которая выразила согласие с замещением указанной должности, ДД.ММ.ГГГГ года с ней был заключен служебный контракт. Кроме того, закон о госслужбе определяет, что имеющиеся вакантные должности должны предлагаться в течение двух месяцев со дня уведомления, но закон не содержит обязанности ежедневно уведомлять обо всех появляющихся вакантных должностях. Центр занятости был уведомлен о высвобождающихся работниках. Считают, что процедура увольнения была соблюдена полностью. Просят в удовлетворении требований отказать.
Оценивая имеющиеся по делу доказательства, суд принимает во внимание, что частью 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно ст. 3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", государственная гражданская служба Российской Федерации - Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 5 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации"; настоящим Федеральным законом; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.11.2011 N 25-П, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются специальным законодательством, а положения законодательства о труде применяются к ним субсидиарно - в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе.
Статьей 33 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулируются общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
Как следует из п. 8.2 <данные изъяты> ст. 37 (с изменениями и дополнениями, внесенными 05.04.2013 года Федеральным законом N 57-ФЗ) вышеназванного Закона, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Порядок расторжения служебного контракта с гражданским служащим в связи с сокращением должностей гражданской службы регламентирован ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, согласно которому при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
В целях реализации Указа Президента РФ от 31.12.2010 года № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных органов» и Постановления Правительства РФ от 18.02.2013 года № 137 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников замещающих должности…» Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии 15.10.2014 года утвержден Приказ № 323-к «О численности федеральных государственных служащих… территориальных органов», которым с 01.01.2015 года утверждена предельная численность должностей федеральной государственной службы территориального органа в размере 781 единицы (т.1 л.д. 135, 137).
При этом, на ДД.ММ.ГГГГ года предельная численность сотрудников Управления Росреестра по Красноярскому краю составляла 868 (т.1 л.д.133-134), следовательно, всего по Управлению Росресстра подлежало сокращению 87 штатных единиц.
ДД.ММ.ГГГГ года приказом № № «Об утверждении структуры и штатного расписания Управления Росреестра по Красноярскому краю» ответчик утвердил и ввел в действие с 01.01.2015 года новую структуру и штатное расписание (т.1 л.д.177, 178-215), согласно которым сокращена одна должность заместителя начальника отдела государственной службы и кадров с окладом <данные изъяты> рублей, введена должность главного специалиста-эксперта отдела государственной службы и кадров с окладом <данные изъяты> рублей.
Таким образом, совокупность указанных выше приказов подтверждает факт реального сокращения должностей государственной гражданской службы, в целях оптимизации структуры и штатной численности подлежала сокращения численность госслужащих в целом по Управлению Росреестра Красноярского края, а не в отдельном взятом отделе, штатная численность Управления Росреестра по Красноярскому краю уменьшилась с 868 сотрудников до 781.
В связи с чем, довод истицы о том, что сокращения должностей государственной гражданской службы не было является несостоятельным.
Тот факт, что в отделе гражданской службы и кадров, в котором работала истица, сократили должность заместителя начальника отдела, и ввели должность главного специалиста-эксперта отдела государственной службы и кадров не свидетельствует об отсутствии сокращения, поскольку, сокращению подлежала численность государственных служащих в целом по Управлению Росреестра.
Ссылка истицы Котельниковой О.В. и ее представителя о том, что была нарушена процедура увольнения и истице не предложили все имеющиеся в Управлении Росреестра вакантные должности необоснованна по следующим основаниям.
В соответствии п. 5 ст. 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
По настоящему делу усматривается, что при уведомлении работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата ДД.ММ.ГГГГ года истице Котельниковой О.В. была предложена должность главного специалиста-эксперта отдела государственной службы и кадров. В день увольнения ДД.ММ.ГГГГ года истице вновь были предложены вакантные должности (т.1 л.д. 104), от предложенных должностей Котельниковой О.В. отказалась, согласившись занять должность ведущего специалиста-эксперта отдела по защите государственной тайны и мобилизационной подготовки (после оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну по 2 форме).
С указанного дня началась процедура оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну по 2 форме.
Учитывая, что истица согласилась на замещение вакантной должности, у представителя нанимателя нет обязанности в период проведения проверочных мероприятий необходимых для замещения вакантной должности на замещение которой согласился работник, предлагать ему иные вакантные должности.
ДД.ММ.ГГГГ года состоялось заседание Комиссии по рассмотрению вопроса о нарушении истицей Котельниковой О.В. основных принципов и правил служебного поведения, определенных Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих (т.1 л.д.106-108), поведение Котельниковой О.В. подвергнуто моральному осуждению. Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ года Управления Росреестра на истицу наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
В связи с чем, Управлением Росреестра принято решение не направлять в Росреестр представление на согласование кандидатуры Котельниковой О.В. на должность ведущего специалиста-эксперта отдела по защите государственной тайны и мобилизационной подготовки, о чем истице сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ года.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года истице Котельниковой О.В. предложены вакантные должности (т.1 л.д.109), письмом от ДД.ММ.ГГГГ года истице дополнительно были предложены вакантные должности (т.1 л.д.112-113).
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года истице Котельниковой О.В. вновь были предложены вакантные должности (т. 1 л.д.114-119). От предложенных вакантных должностей истица отказалась (т. 1 л.д.33, 38).
Таким образом, ссылка истицы и ее представителя о том, что истцу не предложили все вакантные должности является несостоятельным.
В соответствии с п.10 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственный служащий имеет право на должностной рост на конкурсной основе.
Как следует из ч. 1 ст. 22 указанного Закона замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящейся к группе должностей гражданской службы.
Пункт 4 части 2 названной статьи устанавливает, что конкурс не проводится при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28 и частями 1, 2 и 3 ст. 31 настоящего Федерального Закона.
При этом только части 1 и 2 ст. 31 Закона предоставляют государственному служащему право в случае сокращения должностей государственной гражданской службы при реорганизации или изменении структуры государственного органа замещать государственные должности с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы.
Вместе с этим вышеуказанные нормы не предоставляют государственному служащему возможности вне конкурса замещать вышестоящие вакантные должности.
В случае сокращения должностей государственной гражданской службы при реорганизации или изменении структуры государственного органа, государственному служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы вне конкурса предоставляется возможность замещать только равнозначные или нижестоящие вакантные должности.
Суд считает, что должности заместителя руководителя Управления Росреестра, помощника Управления Росреестра, начальника отдела по защите государственной тайны и мобилизационной подготовки Управления, которые, как утверждает истица Котельникова О.В., не были ей предложены и которые она вправе претендовать, не являются равнозначными или нижестоящими вакантными должностями, в связи с чем, указанные должности не могли быть ей предложены.
Довод истицы Котельниковой О.В. о том, что она имела преимущественное право на оставление в должности перед вторым заместителем начальника ФИО18. суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
В силу п. 4 ст. 31 Закона N 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что положения законодательства, регламентирующие вопросы преимущественного права на оставление на работе (службе) закрепляют основанное на объективных критериях правило отбора работников для оставления на работе при сокращении их численности или штата. Устанавливая в качестве таких критериев квалификацию, уровень подготовки, опыт и т.д. работника, законодатель исходил как из необходимости предоставления дополнительных мер защиты трудовых прав работников, имеющих профессиональные качества более высокого уровня, так и из интереса работодателя, направленного на продолжение трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками. Правильность применения работодателем указанных критериев при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников может быть проверена по заявлению работника в судебном порядке (Определения от 21 декабря 2006 года N 581-О, от 16 апреля 2009 года N 538-О-О, от 17 июня 2010 года N 916-О-О и 917-О-О).
Таким образом, возможность реализации преимущественного права на оставление на работе зависит от конкретного состава лиц, подлежащих сокращению и занимающих аналогичные по квалификационным требованиям должности.
В данном рассматриваемом случае, для решения вопроса о преимущественном праве государственных служащих на замещение существующих должностей при реорганизации и сокращении ответчиком создана комиссия по проведению организационно-штатных мероприятий в Управлении Росреестра, которая на заседании ДД.ММ.ГГГГ года рассмотрела служебные записки начальников структурных подразделений аппарата Управления по кандидатурам гражданских служащих для замещения вакантных должностей гражданской службы, и приняла решение о сокращение должности заместителя начальника отдела государственной службы и кадров, занимаемой истицей Котельниковой О.В.
При этом, служебная записка начальника отдела государственной службы и кадров объективно характеризует обоих заместителей начальника и Котельниковой О.В. и ФИО19. по всем критериям, указанным в п. 4 указанной статьи.
По смыслу действующего законодательства преимущественное право на замещение должности гражданской службы исследуется работодателем, если подлежит сокращению одна из одинаковых должностей определенного структурного подразделения, т.е. между служащими, занимающими одинаковые должности, часть из которых подлежит сокращению, поскольку степень квалификации служащих и результатов профессиональной служебной деятельности возможно сравнить, лишь оценив выполнение ими одинаковых функций. В данном случае, из должностных регламентов заместителей начальника отдела гражданской службы и кадров следует, что круг должностных обязанностей ФИО20. несколько шире, чем у истицы Котельниковой О.В.
Таким образом, вопрос о преимущественном замещении должности заместителя начальника отдела был разрешен на заседании комиссии по проведению организационно-штатных мероприятий, и принято решение о сокращение должности заместителя начальника отдела государственной службы и кадров, занимаемой истицей Котельниковой О.В.
Утверждение истицы о том, что ее профессиональное образование соответствует направлению деятельности отдела, что она имеет большую продолжительность стажа гражданской службы не свидетельствует о том, что квалификация истицы выше, чем у ФИО21.
Ссылка истицы на то, что между начальником отдела Фроловой Т.Н. и ею сложились неприязненные отношения, что послужило основаниям для принятия решения для сокращения ее должности, суд находит необоснованным, поскольку, решение о том кого из заместителей начальника отдела оставить на работе, а кого уволить в связи с сокращением принадлежало не Фроловой Т.Н., а комиссии по проведению организационно-штатных мероприятий в Управлении Росреестра, неприязненные отношения истицы с начальником отдела не могли повлиять на решение комиссии.
Довод истицы о том, что работодателем не было сообщено в Центр занятости об освобождении работника, не состоятелен, поскольку, как следует из представленных суду документов, данные сведения были направлены в Центр занятости (т.3 л.д.54-58).
Кроме того, не сообщение представителем нанимателя сведений в органы службы занятости населения о проведении мероприятий по сокращению штатов с нарушением установленных статьей 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" сроков не является основанием для признания нарушенным порядка увольнения и не влечет восстановление работника на службе.
Учитывая, что истица Котельникова О.В. находилась на больничном листе, приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ года была изменена дата увольнения истицы Котельниковой О.В. с федеральной государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ года на ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, порядок увольнения истицы Котельниковой О.В. с должности государственной гражданской службы не нарушен, оснований для признания приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ года, приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ года незаконными, восстановлении Котельниковой О.В в должности заместителя начальника отдела, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда не имеется, в удовлетворении требований надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ 14.10.2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░