Решение по делу № 12|1|-11/2015 (12|1|-221/2014;) от 29.12.2014

№12(1)-11/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Бузулук 27 февраля 2015г.

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Дегтяревой И.В.

при секретаре Кирьяновой Д.А.

с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ОАО «Оренбургнефть» Паниной М.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Открытого акционерного общества «Оренбургнефть» о признании незаконным постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ** ** ****.

УСТАНОВИЛ:

    ** ** ****. государственным инспектором по охране природы Управления Росприроднадзора по Оренбургской области вынесено постановление о признании ОАО «Оренбургнефть» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

    Не согласившись с вынесенным постановлением ОАО «Оренбургнефть» обратилось с соответствующим заявлением о признании незаконным и отмене постановление от ** ** ****. о назначении административного наказания. В обоснование жалобы указывают, что привлечение Общества к административной ответственности по факту несоблюдения уровня утилизации в ** ** ****. неправомерно на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Определённая пунктом 3.2.2 дополнения к лицензионному соглашению обязанность Общества о соблюдении уровня утилизации в <данные изъяты>% в ** ** ****. привязана к календарному году и её исполнение привязано к наступлению отчетной даты - ** ** ****. Таким образом, правонарушение не может считаться состоявшимся (событие правонарушения не может наступить) по отношению к ** ** **** до истечения указанной даты. Вместе с тем на дату выявления правонарушения (** ** ****г.) ни на дату привлечения к административной ответственности, календарный ** ** ****. не закончился, указанная дата ** ** **** не наступила, в том числе и по состоянию на дату подачи настоящего заявления. Таким образом, привлечение к ответственности до наступления срока исполнения обязанности (в середине срока) не допустимо.

Привлечение Общества к административной ответственности по факту несоблюдения уровня утилизации газа за ** ** ****. также является неправомерным. Вменяемое Обществу нарушение является оконченным по завершению ** ** ****. в связи с тем, что лицензией и проектом разработки месторождения предусмотрена обязанность обеспечить уровень утилизации (использования) попутного нефтяного газа ежегодно. Определённая пунктом 3.2.2 дополнения к лицензионному соглашению обязанность общества о соблюдении уровня утилизации в <данные изъяты>% в ** ** **** году прекращается с наступлением отчётной даты - ** ** ****., поскольку факт невыполнения данной обязанности в установленный срок уже имеет место и в дальнейшем невозможно устранить такое нарушение условий лицензии, увеличив фактически достигнутый в ** ** ****. уровень утилизации попутного нефтяного газа в последующие периоды. С учётом изложенного, поскольку событие правонарушения распространяется только на ** ** **** год, данное правонарушение не является длящимся. В этой связи привлечение Общества к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ выходит за рамки двухмесячного срока давности, исчисляемого начиная с ** ** ****., что является нарушением ст.4.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ОАО "Оренбургнефть" Панина М.П., действующая по доверенности от ** ** ****. доводы жалобы поддержала, просила признать незаконным и отменить постановление Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от ** ** ****. .

    Представитель Управления Росприроднадзора по Оренбургской области в судебное заседание не явился, в ранее представленном письменном отзыве по существу предъявленного заявления возражает, считает постановление от ** ** ****. . законным и обоснованным. Наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц подтверждается материалами дела. С доводами заявителя о пропуске срока привлечения к административной ответственности не согласны, указывают, что нарушение, предусмотренное ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, состоит не в нарушении сроков совершения действия либо представления документации, а в осуществлении пользования недрами без исполнения обязанностей, возложенных на недропользователя лицензионным соглашением, после истечения установленного лицензионным соглашением срока исполнения такой обязанности. Указывают, что срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению со дня обнаружения административного правонарушения. Поскольку пользование недрами с нарушением условий лицензии представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на недропользователя, правонарушение является длящимся и срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, подлежит исчислению со дня обнаружения административного правонарушения.

    Заслушав в судебном заседании представителя ОАО "Оренбургнефть", с учетом позиции административного органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка по соблюдению требований законодательства о недрах в отношении ОАО "Оренбургнефть".

По результатам проверки ** ** ****. прокурором принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, на основании которого Росприроднадзором ** ** ****. вынесено постановление о назначении ОАО "Оренбургнефть" административного наказания, согласно которому общество привлечено к ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в сумме <данные изъяты> рублей. Копия постановления вручена представителю заявителя А., действующему на основании доверенности от ** ** ****., в тот же день.

На основании ФЗ РФ - "О недрах" от 21.02.1992г. №2395-1 (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (ст. 9 Закона о недрах).

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона о недрах).

В силу ст. 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (ст.12 Закона №2395-1).

При исследовании обстоятельств по делу суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ОАО "Оренбургнефть" является недропользователем Бобровского нефтяного месторождения в соответствии с лицензией <данные изъяты>, зарегистрированной ** ** ****., с целевым назначением - добыча нефти и газа на Бобровском месторождении. Из раздела 1. Сведения о лицензии на пользование недрами срок действия лицензии установлен до ** ** ****. Разработка Бобровского месторождения осуществляется в соответствии с "Дополнением к проекту разработки Бобровского газонефтянного месторождения <адрес>", утвержденного Протоколом заседания Московской нефтяной секции ЦКР Роснедр по УВР от ** ** ****. , по второму суммарному варианту таблицы 8-8.38).

Пунктом 3.2.2 Дополнительного соглашения к лицензии <данные изъяты>, пунктом 61 таблицы 8.6 проектного документа "Дополнением к проекту разработки Бобровского газонефтянного месторождения <адрес>" установлено, объем утилизации попутного нефтяного газа (далее – ПНГ) определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения. Нижний предельный уровень утилизации должен быть в объеме не ниже <данные изъяты>% начиная с ** ** ****.    

Материалами дела подтверждено, вместо <данные изъяты> % утилизация ПНГ за ** ** ****. составила 52,1% от всего добываемого объема ПНГ; в ** ** ****. утилизация ПНГ составила <данные изъяты>%, ** ** ****. – <данные изъяты> %, ** ** ****. – <данные изъяты> %.

На момент проведения проверки деятельность общества по недропользованию не прекращена, условия, содержащиеся в лицензии <данные изъяты> и дополнение к лицензии, обществом не соблюдены.

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 Кодекса, с наложением административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Для квалификации правонарушения в соответствии с ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий - это непосредственно пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных ст. 6 Закона о недрах) и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

    С учетом того, что уровень (объем) утилизации ПНГ для общества установлен ежегодно в объеме <данные изъяты>%. а также, руководствуясь положениями ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ, суд приходит к выводу о доказанности события правонарушения и вины в действиях общества в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса.

Доказательств, подтверждающих наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных законом действий, а также меры, которые предпринимались для изменения, исключения соответствующих условий и требований, обществом в материалы дела не представлено. Осуществляя лицензируемую деятельность и соглашаясь с ее условиями, а также с требованиями утвержденного в установленном порядке технического проекта, ОАО "Оренбургнефть" приняло на себя все, вытекающие из этого, обязательства.

Довод ОАО "Оренбургнефть" о том, что событие правонарушения распространяется только на ** ** ****. и не является длящимся, тем самым исключает привлечение к административной ответственности, отклоняется судом, как основанный на неверном толковании норм материального права, а также сводится к несогласию ОАО "Оренбургнефть" с оценкой доказательств и обстоятельств по делу.

В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (ч. 1). При длящемся административном правонарушения, сроки предусмотренные ч.1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2).

При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся административное правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

В рассматриваемом случае, срок привлечения ОАО "Оренбургнефть" к административной ответственности административным органом соблюден. Моментом обнаружения данного правонарушения является ** ** **** (дата вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении). Проверка проведена прокурором, самостоятельно выявившим событие административного правонарушения и материалы проверки, включая постановление от ** ** ****, переданы в Росприроднадзор.

Обязанность по предоставлению соответствующей ежегодной отчетности по уровню (объему) утилизации ПНГ возложена на лицензиата, который обязан заполнять и представлять форму установленного образца в соответствующий государственный орган.

Вмененное обществу нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся, по которым срок привлечения к административной ответственности, согласно ст. 4.5 Кодекса исчисляется с момента их обнаружения.

Объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, составляет не бездействие, выразившееся в невыполнении условий недропользования в срок, а действия, носящие длительный характер, заключающиеся в пользовании недрами с нарушением условий недропользования.

Нарушение уровня утилизации ПНГ, несмотря на то, что этот показатель является годовым с точки зрения предоставления отчетности о его соблюдении, является по своей сути длящимся правонарушением, моментом совершения которого является дата его обнаружения.

Таким образом, в соответствии с п.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности выполнения ОАО "Оренбургнефть" требований законодательства в области пользования недрами при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем в материалы дела не представлено.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, носит формальный характер, угроза общественным отношениям в данном случае заключается в неиспользовании обществом всех имеющихся у него возможностей для исполнения своих обязанностей в области недропользования в соответствии с условиями лицензионного соглашения, что свидетельствует о пренебрежительном отношении ОАО "Оренбургнефть" к своим публично-правовым обязанностям в указанной сфере деятельности.

Таким образом, Управление Росприроднадзора по Оренбургской области обоснованно пришло к выводу, что в действиях ОАО "Оренбургнефть" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ и у управления имелись основания для привлечения заявителя к административной ответственности.

    Административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей назначено административным органом правонарушителю в соответствии с требованиями ст.3.5, 4.1 КоАП РФ и санкции ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, с учетом принципа дифференцированности, соразмерности и справедливости, при наличии смягчающего (совершение правонарушения впервые) и при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Штраф назначен в пределах минимальной санкции, предусмотренной ч.2 ст.7.3 КоАП РФ для юридических лиц. Оснований для снижения суммы административного штрафа ниже низшего предела (<данные изъяты> рублей), с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014г. №4-П, судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

    Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области от ** ** ****. в отношении Открытого акционерного общества "Оренбургнефть" по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу Открытого акционерного общества "Оренбургнефть" - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                             Дегтярева И.В.

12|1|-11/2015 (12|1|-221/2014;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
ОАО "Оренбургнефть"
Суд
Бузулукский районный суд Оренбургской области
Судья
Дегтярева И.В.
Статьи

7.3

Дело на странице суда
buzuluksky.orb.sudrf.ru
29.12.2014Материалы переданы в производство судье
22.01.2015Судебное заседание
26.01.2015Судебное заседание
12.02.2015Судебное заседание
27.02.2015Судебное заседание
30.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее