2а-6824/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 29 декабря 2015 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Савиновой Н. М., при секретаре Култаевой Е. Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пономарева В. С. к Призывной комиссии Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, Военному комиссариату Свердловской области в лице Отдела военного комиссариата Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным решения о призыве на военную службу,
У С Т А Н О В И Л:
Пономарев В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, Военному комиссариату Свердловской области в лице Отдела военного комиссариата Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным решения о призыве на военную службу.
В обоснование требований Пономарев В. С. указал, что заключением врача, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности «< данные изъяты >», в связи с чем, 07.10.2015 решением призывной комиссии Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга был призван на военную службу. Им 11.12.2015 была получена повестка в отдел Военного комиссариата Орджоникидзевского района для отправки по месту прохождения военной службы.
С принятым решением истец не согласен. Указанным решением, считает административный истец, нарушено его право на объективное независимое медицинское освидетельствование категории годности к прохождению военной службы. Врачи - специалисты призывной комиссии освидетельствовали его без изучения необходимых результатов клинико - инструментального исследования. Таким образом, не могли вынести обоснованное решение о действительном состоянии его здоровья, так как решение было принято до предоставления результатов анализов, что противоречит п. 7 Приказа Министра обороны РФ № 240, Минздрава РФ № 168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе».
Направления на сдачу анализов, а также на электрокардиографическое и флюорографическое исследования в нарушение положений закона были выданы Пономареву В. С. уже после вынесения заключения о годности к военной службе. И на сегодняшний день обследование им до конца не пройдено, следовательно, результатов анализов нет в личном деле призывника.
Просит признать незаконным решение Призывной комиссии Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга.
Административный истец в судебное заседание не явился. О слушании извещен надлежащим образом. Просит рассмотреть дело без своего участия (л.д.21).
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Свердловской области Отдела военного комиссариата Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга, призывной комиссии Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в судебном заседании требования не признал. Суду пояснил, что15.01.2014 Пономарев B. C. после освидетельствования и определения годности к военной службе по состоянию здоровья, проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору для определения пригодности к подготовке по военно-учетной специальности на основании протокола от 15.01.2014 < № >, председателем комиссии по постановке граждан на воинский учёт Орджоникидзевского района города Екатеринбурга было принято решение об отсрочке призыва на срочную службу в связи с обучением в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней образовательной школе < № > < адрес > до < дд.мм.гггг >, то есть до прохождения аттестации успешно прошедшего государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, с отметкой в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». 07.10.2015 на основании протокола от 07.10.2015 < № > призывная комиссия Орджоникидзевского района города Екатеринбурга приняла решение в связи с успешной сдачей государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего общего образования Пономарева B. C. < дд.мм.гггг > и утратой права на отсрочку, установленную подпунктом «г» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» признать годным к военной службе категории «А-3». Жалоб при постановке на воинский учет и в период прохождения мероприятий по определению категории годности Пономарев B. C. не предъявлял, актов на обследование не получал. 11.12.2015 Пономарев B. C. не явился для отправки на областной сборный пункт, чем уклонился от очередного призыва на военную службу и имел цель совсем избежать возложенной на него обязанности несения военной службы по призыву. Деяние совершено путем неявки без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, хотя был должным образом уведомлен, что подтверждаются его личной подписью в повестке. Основания, которые истец указывает в своем заявлении, являются несостоятельными. В личном деле Пономарева В. С. имеются подписи каждого врача - специалиста, после этого штатный врач - терапевт определяет общее ограничение и выносит заключение о том, какую категорию годности принять. Терапевт коллегиально с другими специалистами принимает указанное заключение. Врачи - специалисты на медицинской комиссии Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга провели медицинское освидетельствование согласно представленных диспансерных списков из медицинских учреждений города. Пономарев B. C. на учёте не состоит, ни в одном из списков не значится. Учитывая все представленные медицинские исследования и рентгенологические снимки вынесено медицинское заключение признать годным к военной службе категории «< данные изъяты >». В связи с чем, решением призывной комиссии Орджоникидзевского района города Екатеринбурга Пономарев B. C. направлен для прохождения службы в < данные изъяты >. Просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 вышеуказанного Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно п. 4 гл. 1. «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Согласно п. 18 гл. 2. «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется медицинский показатель, предназначения для прохождения военной службы.
Согласно п. 3 гл. 1. «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013
№ 565 в случае, если заболевание органа или системы органов приводит к нарушению функции другого органа или системы органов, экспертное заключение о категории годности к военной службе выносится по соответствующим статьям расписания болезней.
Согласно п. 1 гл. 1. Приказа Министра обороны Российской Федерации и Минздрава Российской Федерации № 240/168 от 23.05.2001 ежегодно до 5 марта (5 сентября) военный комиссариат субъекта Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения разрабатывает план медицинского освидетельствования и обследования (лечения) призывников. В указанном плане должны быть предусмотрены следующие мероприятия:
изучение и подбор врачей-специалистов для включения их в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации;
привлечение к медицинскому освидетельствованию призывников врачей-специалистов, недостающих в районах;
проведение 2 - 3-дневного инструкторско-методического сбора с врачами -членами призывных комиссий;
оснащение кабинетов врачей-членов призывной комиссии субъекта Российской Федерации инструментарием, медицинским и хозяйственным имуществом, необходимым для медицинского осмотра и контрольного медицинского освидетельствования призывников;
оснащение медицинского отделения сборного пункта инструментарием, медицинским и хозяйственным имуществом, необходимым для проведения медицинского осмотра граждан, призванных на военную службу, и контрольного медицинского освидетельствования призывников на сборном пункте;
определение перечня медицинских учреждений, в которые будут направляться призывники, нуждающиеся в амбулаторном (стационарном) обследовании (лечении);
изучение обоснованности предоставления призывникам отсрочек и освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья;
проведение контрольного медицинского освидетельствования призывников, признанных призывными комиссиями районов, городов без районного деления, иных муниципальных образований (далее именуется - призывная комиссия) ограниченно годными к военной службе, негодными к военной службе и временно негодными к военной службе, а также призывников, заявивших о несогласии с заключениями, о категории их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;
проведение медицинского осмотра граждан, призванных на военную службу, перед направлением их к месту военной службы;
определение перечня медицинских учреждений в субъекте Российской Федерации, в которых будет осуществляться обследование (лечение) призывников, признанных призывными комиссиями временно негодными к военной службе;
составление плана-графика проверки врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации и главными медицинскими специалистами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения медицинских учреждений с целью контроля своевременности, полноценности обследования (лечения) призывников, качества оформления на них врачебно-экспертной документации и хода лечебно-оздоровительной работы среди них;
обобщение результатов медицинского освидетельствования и обследования (лечения) призывников.
Согласно п. 4 гл. 1. Приказа Министра обороны Российской Федерации и Минздрава Российской Федерации № 240/168 от 23.05.2001 ежегодно до 15 марта (15 сентября) военный комиссариат истребует:
из психоневрологических, наркологических, противотуберкулезных, кожно-венерологических и других диспансеров (кабинетов) - списки лиц, состоящих на учете;
из других медицинских учреждений - списки лиц, состоящих на диспансерном учете и переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, сведения о профилактических прививках и о непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ, а также медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывников;
из учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы населения - сведения о лицах, признанных инвалидами, а также медицинские документы, послужившие основанием для признания их инвалидами;
из школ (интернатов) для слабовидящих, слабослышащих, глухонемых, вспомогательных школ для умственно отсталых, а также учреждений для трудновоспитуемых детей - медико-педагогические характеристики и медицинские документы, характеризующие состояние их здоровья;
из органов внутренних дел - сведения о лицах, состоящих на учете за правонарушения, бродяжничество, употребление наркотических, токсических веществ, алкоголя и лекарственных препаратов в немедицинских целях.
Руководители организаций, независимо от форм собственности, обязаны представить указанные сведения и медицинские документы по запросам военных комиссариатов в 2-недельный срок.
По окончании медицинского освидетельствования призывников, признанных годными к военной службе и годными к военной службе с незначительными ограничениями, военные комиссариаты в 2-недельный срок обязаны возвратить медицинские документы в соответствующие организации. На призывников, признанных ограниченно годными к военной службе, временно негодными к военной службе и негодными к военной службе, медицинские документы возвращаются в 2-недельный срок после утверждения решения или контрольного медицинского освидетельствования призывника призывной комиссией субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 28 Приказа Минздрава Свердловской области № 678-п от 04.10.2004 на контрольное медицинское освидетельствование призывники, освобожденные от призыва и не согласные с решением комиссии, направляются с личным делом призывника, медицинской картой амбулаторного больного, другими медицинскими документами, характеризующими состояние их здоровья и подтверждающими установленный диагноз.
Согласно п. 22 гл. 2. «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путём изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.
Согласно п. 31 Приказа Министра обороны Российской Федерации № 240, Минздрава Российской Федерации № 168 от 23.05.2001 если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение не подтверждаются, то соответствующим врачом - членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации оформляется лист медицинского освидетельствования (приложение № 4 к Инструкции). Кроме того, им, как и другими врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации, делается запись в разделе II "Б" учетной карты призывника (приложение № 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).
Как следует из материалов дела, личного дела призывника, 15.01.2014 в отношении Пономарева B. C. после освидетельствования и определения годности к военной службе по состоянию здоровья, проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору для определения пригодности к подготовке по военно-учетной специальности на основании протокола от 15.01.2014 < № >, председателем комиссии по постановке граждан на воинский учёт Орджоникидзевского района города Екатеринбурга принято решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней образовательной школе < № > < адрес > до < дд.мм.гггг >, а именно до прохождения аттестации успешно прошедшего государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, с отметкой в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
07.10.2015 года на основании протокола от 07.10.2015 < № >, призывная комиссии Орджоникидзевского района города Екатеринбурга приняла решение: в связи с успешной сдачей государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего общего образования Пономаревым B. C. 03.07.2015 и утратой права на отсрочку, установленную подпунктом «г» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», признать годным к военной службе категории «< данные изъяты >» «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565.
Жалоб при постановке на воинский учет и в период прохождения мероприятий по определению категории годности Пономарев B. C. не предъявлял, актов на обследование не получал.
В связи с чем, в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Пономарев B. C. был призван на военную службу, в связи с чем обязан явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы.
Как пояснил представитель административного ответчика, 11.12.2015 Пономарев B. C. не явился для отправки на областной сборный пункт, хотя был должным образом уведомлен. Факт надлежащего оповещения Пономарева B. C. о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, подтверждаются его личной подписью в повестке.
Как указывает в заявлении Пономарев В. С., он полагает, что его права нарушены принятым решением, поскольку медицинское заключение сделано без учета всех результатов необходимых анализов и обследований.
Вместе с тем, в личном деле Пономарева В. С. имеются подписи каждого врача - специалиста, имеются результаты исследований анализов крови, мочи, кардиографии от < дд.мм.гггг >, которые проведены административным истцом в < данные изъяты >. На основании указанных результатов штатный врач - терапевт, определяет общее ограничение, и выносит заключение о том, какую категорию годности принять. Терапевт коллегиально с другими специалистами принял указанное заключение. Поэтому ссылки Пономарева В. С. на отсутствие анализов крови, мочи и электрокардиографического состояния несостоятельны.
Согласно п. 29 Приказа Минздрава Свердловской области № 678-п от 04.10.2004 к контрольному медицинскому освидетельствованию привлекаются врачи - члены призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей-специалистов военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации): терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, дерматовенеролог, а в случае необходимости -врачи других специальностей.
При контрольном медицинском освидетельствовании призывники, освобожденные от призыва и не согласные с решением комиссии, должны быть освидетельствованы всеми врачами-специалистами.
Контрольное медицинское освидетельствование призывника начинается с врача-специалиста, по профилю которого ему предоставлено освобождение, отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья или он заявил о несогласии с заключением, о категории его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Врачи - специалисты на медицинской комиссии Орджоникидзевского района города Екатеринбурга провели медицинское освидетельствование согласно представленных диспансерных списков из медицинских учреждений города. Пономарев B. C. на учёте не состоит, ни в одном из списков не значится.
Учитывая все представленные медицинские исследования и рентгенологические снимки, суд полагает, что было обоснованно вынесено медицинское заключение о признании Пономарева В. С. годным к военной службе категории «< данные изъяты >» «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года №565.
Суд при установленных обстоятельствах приходит к выводу, что решение призывной комиссии принято при правильном и точном соблюдении порядка проведения медицинского освидетельствования административного истца.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым решением призывной комиссии.
Оспариваемое решение призывной комиссии принято в соответствии с установленным законом порядком, основано на надлежащей оценке медицинских данных о состоянии здоровья административного истца.
При таких обстоятельствах суд полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 16, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Пономарева В. С. к Призывной комиссии Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, Военному комиссариату Свердловской области отделу военного комиссариата Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным решения о призыве на военную службу, отказать.
Определение о применении мер предварительной защиты по административному иску в виде приостановления действия оспариваемого решения Призывной комиссии Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от 16 декабря 2015 года при вступлении решения суда в законную силу, отменить.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 30.12.2015.
Судья