Решение по делу № 3а-892/2019 ~ М-889/2019 от 11.11.2019

Дело № 3а-892/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Архангельск 5 декабря 2019 г.

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Пукановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Подшиваловой Г.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости здания в размере его рыночной стоимости,

установил:

Подшивалова Г.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра), Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым , общей площадью 266,4 кв.м, расположенного по <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 декабря 2012 г. в размере 652 000 рублей на период с 1 января 2019 г.

В обоснование заявления указал, что является собственником спорного здания. Его кадастровая стоимость составляет 3 110 006 рублей 88 копеек. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость этого имущества составляет 652 000 рублей, которую просит установить. Установленная кадастровая стоимость здания не соответствует его рыночной стоимости, являясь завышенной, нарушает права и затрагивает интересы истца как плательщика налога.

Кроме того, просила взыскать с надлежащего ответчика судебные расходы: государственную пошлину в размере 300 рублей, за оказание юридических услуг в размере 15 000 рублей, за оценку объекта в размере 15000 рублей.

Подшивалова Г.В. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного истца Большаков Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Росреестра, Правительство Архангельской области извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, в письменных отзывах с иском не согласились.

Заинтересованное лицо Администрация муниципального образования «Котлас» в судебное заседание представителя не направило, о его времени и месте извещено.

В виду отсутствия препятствий для рассмотрения дела суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться, в том числе физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), статья 373 Налогового кодекса Российской Федерации).

Административный истец является собственником здания, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Сведения о кадастровой стоимости здания в размере 3 110 006 рублей 88 копеек определены по состоянию на 26 декабря 2012 г.

Основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости здания являлся акт определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №03-20/42790 от 30 декабря 2013 г., составленный ФГБУ «ФКП Росреестра».

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

В материалы дела административным истцом представлен отчет индивидуального предпринимателя Малыгиной Е.А. №429/19-Н от 14 октября 2019 г., согласно которому рыночная стоимость здания по состоянию на 26 декабря 2012 г. составляет 652 000 рублей.

Оценивая доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд исходит из того, что отчет об оценке предоставленный стороной истца соответствует установленным Законом об оценочной деятельности требованиям, составившее отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, индивидуальный предприниматель Малыгина Е.А. является членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет».

С учетом изложенного, суд принимает в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости здания предоставленный административным истцом отчет, поскольку доказательств иной рыночной стоимости здания административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено.

Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Истец обратилась в суд 11 ноября 2019 г.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости здания внесены в Единый государственный реестр недвижимости 30 декабря 2013 года.

Административный истец обратилась в суд с иском с пропуском пятилетнего срока.

По смыслу пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28, пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку до настоящего времени Правительством Архангельской области, в установленный Законом об оценочной деятельности срок, не проведена государственная кадастровая оценка в отношении указанной категории объектов недвижимости, то имеются основания для восстановления административному истцу срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Поскольку основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости являлся акт определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, составленный ФГБУ «ФКП Росреестра», суд считает его надлежащим административным ответчиком по делу. Другие административные ответчики кадастровую стоимость объекта недвижимости не определяли, а потому административный иск к ним удовлетворению не подлежит.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со статьей 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 постановления №28 с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

В то же время постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 г. №20-П положения статьи 111, части 5 статьи 247, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений административного ответчика на требования административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи административного иска.

Представленные материалы свидетельствуют о том, что установленная судом в качестве кадастровой стоимости величина рыночной стоимости здания (652 000) значительно (более чем на 50% и более чем в 4 раза) ниже величины кадастровой стоимости, определенной в ходе массовой государственной оценки (3 110 006 рублей 88 копеек), что с очевидностью свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание правовую позицию, выраженную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 11 июля 2017 г. №20-П, суд приходит к выводу о том, что административный истец имеет право на возмещение понесенных в связи с рассмотрением данного административного дела судебных расходов.

В силу части 1 статьи 103, пункта 3 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к судебным расходам относятся, в частности, расходы на оплату государственной пошлины, на оплату услуг представителей, иные признанные судом необходимыми расходы.

В связи с рассмотрением данного административного дела административным истцом понесены расходы: на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей, на составление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в сумме 15 000 рублей (квитанция от 1 октября 2019 г. на 15 000 рублей ИП Малыгиной Е.А.), расходы на оплату услуг представителя в сумме 15 000 рублей (договор от 21 октября 2019 г., квитанция от 29 октября 2019 г. на 15 000 рублей ООО «Северо-Западный юридический центр»).

Наличие отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в силу пункта 4 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являлось условием принятия административного искового заявления к производству суда.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек.

Следовательно, расходы на составление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в сумме 15 000 рублей подлежат взысканию.

Согласно статье 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 10, 12 и 13 постановления от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснил, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что представитель административного истца подготовил административное исковое заявление, принял участие в судебном заседании по данному административному делу, в ходе которого поддержал административное исковое заявление.

Вместе с тем судом учитывается, что определением судьи Архангельского областного суда от 11 ноября 2019 г. административное исковое заявление оставлялось без движения в связи с наличием в нем недостатков.

Учитывая характер и категорию спора, переданного на рассмотрение суда, общую продолжительность судебного разбирательства, объем выполненной представителем административного истца работы, кратковременность судебного заседания, принцип разумности и справедливости, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей. Оснований для их взыскания в полном объеме суд не находит.

Расходы административного истца на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей подлежат возмещению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Подшиваловой Г.В. об установлении кадастровой стоимости здания в размере его рыночной стоимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым , общей площадью 266,4 кв.м, расположенного по <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 декабря 2012 г. в размере 652 000 рублей на период с 01 января 2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 11 ноября 2019 г.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Подшиваловой Г.В. государственную пошлину в возврат в размере 300 рублей, расходы за составление отчета в размере 15 000 рублей, юридические услуги в размере 5000 рублей, всего в размере 20 300 (двадцать тысяч триста) рублей.

В удовлетворении административного искового заявления Подшиваловой Г.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости здания в размере его рыночной стоимости отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий: судья А.В. Вершинин

3а-892/2019 ~ М-889/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Подшивалова Галина Вениаминовна
Ответчики
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
ФГБУ ФКП Росреестра филиал по Архангельской области и НАО
Правительство Архангельской области
Другие
Администрация муниципального образования «Котлас»
Большаков Денис Викторович
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Вершинин Аркадий Владимирович
11.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
11.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.11.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2019[Адм.] Судебное заседание
19.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее