Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пенза 27 марта 2015 г.
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Твердого А.А.,
при секретаре Старинском А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пензенского района Пензенской области в интересах и защиту прав несовершеннолетних о возложении обязанности на МДОБУ детский сад с.Ермоловка и отдел образования Пензенского района Пензенской области оборудовать здание МДОБУ детский сад с.Ермоловка, здание филиала МДОБУ детский сад с.Ермоловка детский сад совхоза «Серп и Молот» пандусом либо пологим спуском либо другими средствами подъема,
установил:
Прокурор Пензенского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным иском, указывая на то, что в ходе проведения прокуратурой Пензенского района Пензенской области проверки исполнения законодательства об образовании, в части обеспечения доступности образования для детей-инвалидов МДОБУ детский сад с.Ермоловка было выявлено, что здание МДОБУ детский сад с.Ермоловка, расположенное по адресу: <...>, здание филиала МДОБУ детский сад с.Ермоловка детский сад совхоза «Серп и Молот», расположенное по адресу: <...> не оборудованы пандусом либо пологим спуском либо другими средствами подъема, тем самым дети-инвалиды, использующие кресла-коляски, а также другие маломобильные несовершеннолетние лишены возможности свободного беспрепятственного доступа в здания детских садов.
Согласно уставу МДОБУ детский сад с.Ермоловка учредителем детского сада является отдел образования Пензенского района Пензенской области, который является главным распорядителем средств бюджета Пензенского района по отрасли «образование», несет ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных в его распоряжение из бюджета Пензенского района.
Ссылаясь на нормы законодательства о социальной защите инвалидов в РФ просит возложить на МДОБУ детский сад с.Ермоловка и отдел образования Пензенского района Пензенской области обязанность оборудовать здание МДОБУ детский сад с.Ермоловка и здание филиала МДОБУ детский сад с.Ермоловка детский сад совхоза «Серп и Молот» пандусом либо пологим спуском либо другими средствами подъема.
В судебном заседании помощник прокурора Пензенского района Пензенской области Соболева Е.А. на заявленных требованиях настаивала, просила иск удовлетворить.
В судебное заседание ответчик МДОБУ детский сад с.Ермоловка не явился, в своем заявлении директор МДОБУ детский сад с.Ермоловка Колесникова Е.А. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные прокурором требования признала в полном объеме.
Ответчик отдел образования Пензенского района Пензенской области в судебное заседание не явился, в своем заявлении начальник отдела образования Баландина О.А. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные прокурором требования признала в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы прокурора, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что прокуратурой Пензенского района Пензенской области проведена проверка соблюдения на территории Пензенского района Пензенской области законодательства об образовании, в части обеспечения доступности образования детей-инвалидов в МДОБУ детский сад с.Ермоловка. В результате проверки установлено, что здание МДОБУ детский сад с.Ермоловка, расположенное по адресу: <...>, здание филиала МДОБУ детский сад с.Ермоловка детский сад совхоза «Серп и Молот», расположенное по адресу: <...> не оборудованы пандусом либо пологим спуском либо другими средствами подъема, что препятствует детям-инвалидам, использующим кресла-коляски, а также другим маломобильным несовершеннолетним свободному беспрепятственному доступу в здания указанных объектов социальной инфраструктуры.
В силу статьи 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006 №61/106 и ратифицированной Российской Федерацией) чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в том числе на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 ФЗ РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В силу ст. 19 указанного Закона государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно абз. 7 ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В силу п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Требования, предъявляемые к пандусам, закреплены в Своде правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее по тексту СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605, и введенных в действие с 1 января 2013 г.
Согласно пунктам 1.8, 1.11, 1.12 Устава МДОБУ детский сад с.Ермоловка данное дошкольное образовательное учреждение является некоммерческой организацией. Учредителем детского сада является отдел образования Пензенского района Пензенской области. Собственником имущества, закрепленного за детским садом на праве оперативного управления, является администрация Пензенского района Пензенской области.
Пунктами 1.16 Устава предусмотрено, что МДОБУ детский сад с.Ермоловка имеет филиал: МДОБУ детский сад с.Ермоловка детский сад совхоза «Серп и Молот», место нахождение: <...>.
Согласно п.4.6 Устава финансовое обеспечение бюджетного учреждения производится за счет средств бюджета Пензенской района и средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с п.1.1 Положения об отделе образования администрации Пензенского района, утвержденного решением собрания представителей Пензенского района от 19 ноября 2014 г. №48-4/3 отдел образования администрации Пензенского района является функциональным органом, входящим в структуру администрации Пензенского района, осуществляющим отдельные государственные полномочия в сфере образования, которыми органы местного самоуправления Пензенского района наделены Законом Пензенской области от 22 декабря 2006 г. №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями РФ, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области, а также иными полномочиями по вопросам местного значения».
В соответствии с п. 3.1, 3.5., 3.9., 3.16 Положения об отделе образования Пензенского района к компетенции отдела образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществление контроля над деятельностью муниципальных образовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством; осуществление контроля над соблюдением условий и выполнением мероприятий, направленных на охрану жизни и здоровья детей и сотрудников в муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно пункту 3.15. Положения отдел образования Пензенского
района является главным распорядителем средств бюджета Пензенского
района по отрасли «образование», несет ответственность за целевое и
эффективное использование бюджетных средств, выделенных в его
распоряжение из бюджета Пензенского района.
Ответчики не оспаривает требования истца и признают их в полном объеме.
Таким образом, обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание дошкольного образовательного учреждения и оборудования входа в здание специальными приспособлениями возложена указанными нормами закона на отдел образования администрации Пензенского района, как орган местного самоуправления, и МДОБУ детский сад с.Ермоловка, как бюджетное учреждение, у которого здание детского сада и находится на праве оперативного управления.
Материалами дела подтверждается, что здание МДОБУ детский сад с.Ермоловка, расположенное по адресу: <...>, здание филиала МДОБУ детский сад с.Ермоловка детский сад совхоза «Серп и Молот», расположенное по адресу: <...> не оборудованы пандусом либо пологим спуском либо другими средствами подъема.
Указанные обстоятельства подтверждаются ответом директора детского сада на требование прокурора, письмом отдела образования Пензенского района на требование прокурора, а также не оспариваются сторонами.
Таким образом, учитывая, что МДОБУ детский сад с.Ермоловка, филиал МДОБУ детский сад с.Ермоловка детский сад совхоза «Серп и Молот» являются объектами социальной инфраструктуры; ответчиками в нарушение требований действующего законодательства не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здания детских садов, чем существенно нарушены права данной категории лиц, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание дошкольных образовательных учреждений и оборудованию входов в здания специальными приспособлениями должна быть возложена на отдел образования администрации Пензенского района Пензенской области и МДОБУ детский сад с.Ермоловка.
Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Пензенского района Пензенской области в интересах и защиту прав несовершеннолетних о возложении обязанности на МДОБУ детский сад с.Ермоловка и отдел образования Пензенского района Пензенской области оборудовать здание МДОБУ детский сад с.Ермоловка, здание филиала МДОБУ детский сад с.Ермоловка детский сад совхоза «Серп и Молот» пандусом либо пологим спуском либо другими средствами подъема – удовлетворить.
Обязать МДОБУ детский сад с.Ермоловка и отдел образования Пензенского района Пензенской области оборудовать до 31 августа 2015 г. здание МДОБУ детский сад с.Ермоловка, здание филиала МДОБУ детский сад с.Ермоловка детский сад совхоза «Серп и Молот» пандусом либо пологим спуском либо другими средствами подъема.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 27 марта 2015 г.
Председательствующий: подпись. А.А. Твердой
<...>