дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Волоколамск 27 августа 2015 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,
с участием заместителя прокурора Бондаренко А.В.,
при секретаре судебного заседания Ногиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района <адрес> по одномандатному избирательному округу № 8 Малышевой И.Г. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Волоколамского муниципального района Московской области от 25.07.2015 года № 1540 «О регистрации Стрекалова П.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района <адрес> по одномандатному избирательному округу № 8»,
Установил:
Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 8 Малышева И.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области от 25.07.2015 года № 1540 «О регистрации Стрекалова П.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 8».
Свои требования мотивирует тем, что Советом депутатов Волоколамского муниципального района Московской области от 17.06.2015 принято решение о проведении 13 сентября 2015 года дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского муниципального района по одномандатным избирательным округам №№ 8, 15 и 16. Стрекалов П.В. выдвинут кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 8 в порядке самовыдвижения. 25.07.2015 года ТИК Волоколамского района приняла решение о регистрации Стрекалова П.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 8. Заявитель Малышева И.Г., являясь зарегистрированным кандидатом по данному округу, считает решение ТИК Волоколамского района от 25.07.2015 года № 1540 незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям: в силу пункта 5.6. Инструкции о порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств в избирательные фонды кандидатов, кандидат обязан предоставить на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет одновременно с представлением документов для регистрации кандидата. Пунктом 5.7 Инструкции предусмотрено, что финансовый отчет (первый и итоговый) составляется по форме, приведенной в приложении № 5 к Инструкции. Форма финансового отчета, приведенная в приложении № 5 к Инструкции, предусматривает помимо указания иных сведений также обязательное указание реквизитов специального избирательного счета. При этом, под реквизитами специального избирательного счета понимается номер специального избирательного счета, а также наименование и адрес филиала Сберегательного банка Российской Федерации. 15.07.2015 года Стрекалов П.В. представил в ТИК Волоколамского района документы для регистрации, а том числе и первый финансовый отчет на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, в котором не указаны полные реквизиты специального избирательного счета, а именно отсутствует наименование и адрес филиала Сберегательного банка Российской Федерации. Также, считает, что подписные листы изготовлены Стрекаловым П.В. не за счет средств избирательного фонда. В строе «5» первого финансового отчета отсутствуют сведения об остатке средств фонда на дату сдачи отчета. Также, кандидатом к первому финансовому отчету не приложена банковская справка, подтверждающая остаток средств фонда на дату его сдачи, то есть, на 15.07.2015 года. Считает, что несоблюдение кандидатом Стрекаловым П.В. требований закона по выдвижению кандидата и принятое ТИК Волоколамского района решение о его регистрации является существенным нарушением принципа равенства всех кандидатов и является основанием к отмене решения ТИК Волоколамского района.
Просит суд признать решение ТИК Волоколамского района от 25.07.2015 года № 1540 о регистрации Стрекалова П.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 8 незаконным и отменить его.
Заявитель Малышева И.Г. надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения данного дела, в суд не явилась.
В суде представитель заявителя по доверенности Куликова Ю.В. поддержала заявленные требования, пояснив, что кандидат Стрекалов П.В. не представил документы, подтверждающие оплату изготовления подписных листов из избирательного фонда кандидата, поэтому ТИК Волоколамского района должна была признать все подписи в подписных листах в поддержку кандидата не действительными. Также, кандидатом нарушен порядок оформления первого финансового отчета: не указаны полностью реквизиты специального счета, а именно не указан Банк, где открыт счет и его местонахождение; в строке «5» первого финансового отчета отсутствуют какие-либо значения об остатке средств фонда, не приложена банковская справка, подтверждающая остаток средств на дату сдачи отчета.
Представитель заинтересованного лица Территориальная Избирательная Комиссия Волоколамского района Московской области по доверенности Авраменко И.А. считает заявление Малышевой И.Г. не обоснованным. Кандидат Стрекалов П.В. для регистрации представил в ТИК все необходимые документы, в том числе, финансовый отчет, который содержит фамилию, имя и отчество кандидата, номер избирательного округа, номер специального избирательного счета, данные о поступлении и расходовании средств, подпись кандидата и дату ее внесения. Не обнаружив каких-либо не соответствий, ТИК зарегистрировала Стрекалова П.В. в качестве кандидата. Всем кандидатам выдавалось решение ТИК об открытии специального избирательного счета только в одном конкретном отделении Сбербанка России. В другом отделении Сбербанка кандидат счет открыть не мог. Представленная кандидатом справка из Сбербанка у ТИК не вызвала сомнений, поскольку в ней указана дата открытия счета, дата выдачи денежных средств, остаток по счету, который составил 0 рублей. Оснований, предусмотренных Законом, в отказе регистрации кандидату, у ТИК не было.
Представитель по доверенности зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области Стрекалова П.В. - Непорада Д.С. возражает против удовлетворения заявленных требований, считает, что оснований сомневаться в том, что подписные листы кандидата были изготовлены не из средств избирательного фонда не имеется. 07.07.2015 года кандидат Стрекалов П.В. открыл специальный избирательный счет в конкретном офисе Сбербанка России, положил на него 100 рублей. 07.07.2015 года при снятии денежных средств указал, что снятие производиться на изготовление подписных листов, что подтверждается справкой Сбербанка России, выданной 11.08.2015 года. Исходящий остаток на счете составляет 0 рублей. На справке, представленной к первому финансовому отчету нет даты, поскольку больше операций по счету не производилось. Отсутствие в строе «5» первого финансового отчета сведений об остатке средств на дату сдачи отчета является опиской. На момент предоставления отчета средств на специальном счете не было, что отражено в банковской справке.
Выслушав лиц, участвующих в данном деле; заместителя городского прокурора Бондаренко А.В., полагавшего, что заявление Малышевой И.Г. не подлежит удовлетворению; изучив заявление, материалы гражданского дела, суд находит заявление Малышевой И.Г. об отмене решения ТИК о регистрации кандидата Стрекалова П.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункта 1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 30 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-03 «О муниципальных выборах в Московской области».
В соответствии с подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является, в том числе, наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области от 17.06.2015 года № 220-45 на 13 сентября 2015 года назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов Волоколамского муниципального района по одномандатным избирательным округам №№ 8, 15 и 16. Решение опубликовано в газете «Волоколамский край» № 23 от 19.06.2015 года.
Решением территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области от 27.06.2015 года № 1483 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 8, возложены на ТИК Волоколамского района.
Решением ТИК Волоколамского района № 1546 от 25.07.2015 года кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 8 зарегистрирована заявитель Малышева И.Г.
Стрекалов П.В. выдвинут кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области по тому же избирательному округу в порядке самовыдвижения.
25 июля 2015 года ТИК Волоколамского района приняла решение № 1540 о регистрации Стрекалова П.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 8.
Согласно п. 9 статьи 59 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.20023 и ч.1 ст. 55 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-03 «О муниципальных выборах в Московской области», кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет.
В соответствии с ч.2 ст. 49 Закона Московской области порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
Решением избирательной комиссии Московской области от 16 января 2014 года N 149/2103-5 утверждена примерная Инструкция о порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении муниципальных выборов на территории Московской области.
Решением ТИК Волоколамского района Московской области № 1107 от 20.02.2014 года утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении муниципальных выборов на территории Волоколамского муниципального района, а также бланк первичного финансового отчета кандидата. Согласно п. 5.6. указанной Инструкции первый финансовый отчет представляется кандидатом на бумажном носителе и в машиночитаемом виде. Пунктом 5.7. Инструкции предусмотрено, что финансовый отчет (первый и итоговый) составляется по форме, приведенной в приложении № 5 к Инструкции.
15 июля 2015 года кандидат Стрекалов П.В. в ТИК Волоколамского района представил документы для регистрации, в том числе и первый финансовый отчет на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, который подписан лично кандидатом, содержит информацию о наименовании избирательного объединения, о номере специального избирательного счета, а также сведения о поступлении денежных средств в избирательный фонд, о расходовании средств, то есть, всю необходимую информацию, которая содержится в финансовом отчете, форма которого утверждена избирательной комиссией Волоколамского района.
Форма финансового отчета предусматривает обязательное указание реквизитов специального избирательного счета, который кандидат в своем отчете указал.
Вместе с тем, согласно доводов представителя заявителя, под реквизитами специального избирательного счета понимается не только номер специального избирательного счета, а также наименование и адрес филиала Сберегательного банка Российской Федерации. Кандидат Стрекалов П.В. представил в ТИК Волоколамского района первый финансовый отчет, в котором не указано наименование и адрес филиала Сберегательного банка Российской Федерации.
Вместе с тем, специальный избирательный счет кандидатом Стрекаловым П.В. мог быть открыт только в конкретном отделении ОАО «Сбербанка России», определенным решением ТИК Волоколамского района № 1513 от 04.07.2015 года «Об открытии специального избирательного счета кандидату Стрекалову П.В.», а именно: в ДО 9040\00300 Рузского отделения на правах Управления Западным отделением по Московской области Среднерусского банка ОАО «Сбербанка России», расположенного по адресу: <адрес> «А», что также подтверждается договором на открытие специального избирательного счета кандидата, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанком России» и кандидатом Стрекаловым П.В. и показаниями представителей ТИК Волоколамского района и Стрекалова П.В.
Не указание кандидатом в самом бланке финансового отчета наименование отделения Сбербанка и его местонахождение, суд находит не существенным, поскольку сомневаться в том, в каком конкретном отделении ОАО «Сбербанка России» кандидатом был открыт данный счет нет оснований.
Довод заявителя о незаконности принятого ТИК Волоколамского района решения, так как представленный кандидатом финансовый отчет составлен не по установленной форме, суд находит несостоятельными, поскольку ни в Федеральном законе N 67-ФЗ, ни в Законе Московской области форма этого отчета не установлена, в связи с чем, Стрекалов П.В. руководствовался формой отчета, которую ему выдал ТИК Волоколамского района, которая и утвердила эту форму.
Указанная форма не противоречит примерной форме отчета, указанной в Инструкции, утвержденной Решением избирательной комиссии Московской области от 16.01.2014 года N 149/2103-5, которая носит рекомендательный характер. При том, что все необходимые сведения относительно поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата в финансовом отчете отражены.
Отсутствие в строе «5» финансового отчета (остаток средств фонда на дату сдачи отчета) цифрового обозначения в виде цифры «0», суд расценивает как техническую описку, поскольку из самого финансового отчета следует, что в избирательный фонд кандидата поступило 100 рублей (п.1.1.1 собственные средства кандидата), израсходовано всего средств 100 рублей (п. 3.1 на организацию сбора подписей избирателей), следовательно, остаток средств на дату сдачи отчета составляет 0 рублей.
Наличие на специальном избирательном счете кандидата остатка в размере 0 рублей также подтверждается справкой ОАО «Сбербанка России», выданной кандидату 07.07.2015 года.
Данное обстоятельство также подтверждается справкой доп.офиса № 9040\00300 ОАО «Сбербанка России» от 11.08.2015 года, согласно которой за период с 07.07.2015 года по 11.08.2015 года какие либо операции по счету не проводились и остаток на счете составляет 0 рублей.
Суд считает, что представленный Стрекаловым П.В. в избирательную комиссию первый финансовый отчет соответствует форме финансового отчета, утвержденной решением ТИК Волоколамского района №1107 от 20.02.2014 года.
Суд находит несостоятельным довод заявителя о том, что поскольку к первому финансовому отчету не приложена банковская справка, заверяющая остаток средств фонда на дату сдачи отчета (15.07.2015 года), это является основанием для отказа в регистрации кандидата и свидетельствует о необходимости отмены решения избирательной комиссии, поскольку ни в Федеральном законе № 67-ФЗ, ни в Законе Московской области, ни в утвержденной ТИК Волоколамского района Инструкции не содержится обязательного требования о предоставлении вместе с первым финансовым отчетом соответствующей банковской справки. При этом, в форме финансового отчета в строке № действительно имеется упоминание, что остаток средств на дату сдачи отчета заверяется банковской справкой, однако это упоминание содержится в скобках после основного текста и нигде не конкретизируется необходимостью непосредственного представления банковской справки.
Суд считает, что заявитель Малышева И.Г. и ее представитель не представили надлежащих доказательств, позволяющих сделать вывод, что остаток неизрасходованных средств на дату сдачи отчета Стрекаловым П.В. банковской справкой заверен не был. Избирательная комиссия не поставила в известность кандидата о непредставлении им банковской справки, заверяющей остаток средств фонда на дату сдачи отчета, соответственно кандидат не имел возможности в срок, установленный избирательной комиссией, представить данную справку.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации пункт 11 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает право кандидата в течение срока, определенного в названной норме, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов (Определение от 1 июня 2010 года N 784-О-О).
Отсутствие среди документов, представленных на регистрацию кандидата банковской справки при наличии первого финансового отчета, не является основанием для отмены регистрации кандидата. Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" не предусмотрена обязанность кандидата представлять вместе с первым финансовым отчетом указанной справки.
Доводы заявителя о том, что подписные листы изготовлены кандидатом не на средства специального избирательного счета № №, суд находит не обоснованными.
07.07.2015 года кандидатом на специальный избирательный счет были внесены денежные средства в размере 100 рублей, 07.07.2015 года с данного счета снято 100 рублей, из которых 100 рублей были израсходованы на изготовление подписных листов. Расходы по оплате изготовления подписных листов были внесены в графу 3.1 шифр строки 200 - на организацию сбора подписей избирателей. Указанные расходы кандидата подтверждаются договором об оказании услуг по изготовлению подписных листов, товарным чеком, в котором указано, что данные средства пошли на изготовление подписных листов в количестве 10 штук, справкой отделения ОАО «Сбербанка России», в которой сотрудником Банка отражено, что при снятии средств 07.07.2015 года кандидат Стрекалов П.В. указал цель снятия- на изготовление подписных листов.
Таким образом, все подписные листы изготавливались только за счет средств избирательного фонда, что нашло свое отражение в первом финансовом отчете, соответственно отсутствуют основания для признания недействительными подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Следовательно, позиция заявителя по указанному вопросу противоречит фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что у ТИК Волоколамского района были все основания зарегистрировать Стрекалова П.В. кандидатом в депутаты.
Отказывая в удовлетворении заявления Малышевой И.Г., суд считает, что отсутствуют основания для отмены решения ТИК о регистрации кандидата Стрекалова П.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 8.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 8 ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ 25.07.2015 ░░░░ № 1540 «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 8» - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.