Решение по делу № 2а-568/2019 ~ М627/2019 от 04.12.2019

Дело №2а-568/2019

УИД 69RS0034-01-2019-001415-38

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2019 года                                                                         город Удомля

Удомельский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Мининой С.В.,

при секретаре Каграмановой А.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Удомельского городского округа Тверской области к начальнику отдела – старшему судебному приставу Удомельского РОСП УФССП России по Тверской области Веселовой Е.В. об уменьшении исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Удомельского городского округа Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела – старшему судебному приставу Удомельского РОСП УФССП России по Тверской области Веселовой Е.В. об уменьшении исполнительского сбора.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что 28 ноября 2018 года решением Удомельского городского суда на Администрацию Удомельского городского округа Тверской области возложена обязанность в срок до 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с подпунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» оборудовать территорию первого пояса зоны санитарной охраны водонапорной башни, расположенной в <адрес> ограждением, препятствующим доступу посторонних лиц, и дорожкой к данному сооружению, имеющей твердое покрытие.

27 мая 2019 года Удомельским РОСП УФССП России по Тверской области возбуждено исполнительное производство с установлением срока для добровольного исполнения до 10 июля 2019 года, что должником сделано не было ввиду тяжелого финансового положения. Дважды в адрес должника направлялись требования об исполнении с установленными 10 и 3 дневными сроками.

01 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.

У Администрации Удомельского городского округа отсутствовала возможность исполнить решение суда в установленные сроки в связи с тяжелым финансовым положением, а именно, по состоянию на 01 ноября 2019 года муниципальный долг Удомельского округа составляет 110357,2 тысяч рублей, в том числе, долг по бюджетному кредиту - 34245 тысяч рублей, со сроком погашения до 25 декабря 2019 года, просроченная кредиторская задолженность – 76112,2 тысяч рублей.

В настоящее время в отношении Администрации Удомельского городского округа имеется 296 исполнительных производств на общую сумму 34 миллиона рублей. Лимиты на уплату штрафов отсутствуют.

Административный истец просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением от 01 октября 2019 года старшего судебного пристава Удомельского РОСП УФССП России по Тверской области о взыскании исполнительского сбора с Администрации Удомельского городского округа Тверской области.

На стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству судом в качестве административного соответчика привлечено Управление федеральной службы судебных приставов по Тверской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены Прокуратура Тверской области и МКУ «Управление Административно-хозяйственного обеспечения».

В судебном заседании представитель административного истца Администрации Удомельского городского округа Тверской области, административный ответчик начальник отдела – старший судебный пристав Удомельского РОСП УФССП России по Тверской области Веселова Е.В., представитель административного соответчика Управления федеральной службы судебных приставов по Тверской области, заинтересованное лицо Удомельский межрайонный прокурор, представители заинтересованных лиц - Прокуратура Тверской области и МКУ «Управление Административно-хозяйственного обеспечения» не присутствуют. О дате и времени рассмотрения административного дела извещены судом своевременно и надлежащим образом.

Суд на основании статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства №15024\19\69034-ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно статье 112 этого же Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3).

В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Судом установлено, что решением Удомельского городского суда Тверской области от 28 ноября 2018 года признано незаконным бездействие Администрации Удомельского городского округа Тверской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение территории первого пояса зоны санитарной охраны водонапорной башни, расположенной в <адрес> ограждением и дорожкой к сооружению, имеющей твёрдое покрытие.

На Администрацию Удомельского городского округа Тверской области возложена обязанность в срок до 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с подпунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» оборудовать территорию первого пояса зоны санитарной охраны водонапорной башни, расположенной в <адрес> ограждением, препятствующим доступу посторонних лиц, и дорожкой к данному сооружению, имеющей твердое покрытие.

Указанное решение суда не обжаловано и вступило в законную силу 10 января 2019 года.

27 мая 2019 года Удомельским РОСП УФССП России по Тверской области возбуждено исполнительное производство №15024\19\69034-ИП.

Частью 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

15 августа и 09 сентября 2019 года в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Администрации Удомельского городского округа направлены требования исполнения решения суда с установлением 10 и 3 дневного срока такого исполнения. Копии требований, как и постановления о возбуждении исполнительного производства своевременно получено стороной должника.

В установленные сроки должником требования судебного акта не исполнены, в связи с чем, 01 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на трудное финансовое положение органа местного самоуправления, наличие большого количества возбужденных исполнительных производств.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, дополнительных письменных пояснений в адрес суда не направил.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм в совокупности с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, уменьшение его размера должно быть связано с отсутствием или незначительной степенью его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Обстоятельств, свидетельствующих о снижении степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа и, следовательно, являющихся основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, по делу не установлено.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзацем 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Сам факт того, что должник по исполнительному производству Администрация Удомельского городского округа находилась в затруднительном финансовом положении, не является безусловным основанием для уменьшения размера исполнительского сбора.

Административный истец не представил доказательств, свидетельствующих о реальных мерах, предпринимаемых в целях исполнения исполнительного документа, не поставил в известность судебного пристава-исполнителя о данных мерах, что свидетельствует об отсутствии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора.

При таких данных оснований для уменьшения судом размера исполнительского сбора на одну четверть не имеется.

На основании изложенного выше, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Администрации Удомельского городского округа Тверской области к начальнику отдела – старшему судебному приставу Удомельского РОСП УФССП России по Тверской области Веселовой Е.В., Управлению федеральной службы судебных приставов по Тверской области об уменьшении исполнительского сбора, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Удомельский городской суд Тверской области.

В окончательной форме решение суда изготовлено 27 декабря 2019 года.

Председательствующий                                                                      С.В. Минина

2а-568/2019 ~ М627/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Удомельского городского округа
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Тверской области
начальник отдела старший судебный пристав Удомельского РОСП УФССП России по Тверской области Веселова Елена Владимировна
Другие
Прокуратура Тверской области
МКУ "Управление Административно-хозяйственного обеспечения"
Удомельский межрайонный прокурор
Суд
Удомельский городской суд
Судья
Минина С.В.
04.12.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.12.2019[Адм.] Передача материалов судье
06.12.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2019[Адм.] Судебное заседание
27.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее