Дело №2-4303/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14августа 2017 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:
Председательствующего судьи Савченко Е.А.
При секретаре судебного заседания Бубиной А.С.
Представителя истца по доверенности: ФИО7
Представителя ответчика по доверенности ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительских сборов,
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства обратилось в суд с исковым заявлением к МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес>, УФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование исковых требований указано, что судебным приставом исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств вынесены постановления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, взыскатели ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО4, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО2, ФИО25,, ФИО26, ФИО27, ФИО1, ФИО21 о взыскании с министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> исполнительского сбора в размере <данные изъяты> в связи с отказом добровольно исполнить решение суда, длительным неисполнением исполнительного документа без наличия уважительных причин неисполнения. Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> своевременно направлены в министерство строительства <адрес> заявки на строительство (приобретение) жилых помещений для вышеуказанных взыскателей. Информация направлена в адрес судебного пристава-исполнителя по первому требованию. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что министерство, действуя в рамках своих полномочий, установленных краевым законодательством, добросовестно выполняет возложенные на него обязательства и вина министерства в непредставлении жилых помещений отсутствует. Жилые помещения по заявке министерства до настоящего времени уполномоченными органами исполнительной власти края не построены и не приобретены. Учитывая изложенное, решения Центрального районного суда <адрес> о предоставлении данным гражданам жилых помещений не исполняются министерством по объективным причинам. Отсутствие в краевом бюджете достаточных средств на строительство (приобретение) квартир для значительного количества граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, непроведение конкурсных мероприятий министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики края согласно требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является для министерства жилищно-коммунального хозяйства края чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами, исключающими возможность немедленного исполнения решений Центрального районного суда <адрес> в течение 5 суток после вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства. Об указанных обстоятельствах судебный пристав-исполнитель уведомлялся министерством неоднократно, в связи с чем, требования действующего законодательства министерством не нарушены, виновные действия министерства отсутствуют.
На основании изложенного просит суд освободить министерство от взыскания исполнительских сборов в связи с отсутствием вины министерства приостановить исполнительные производства.
В процессе рассмотрении дела от истца поступил отказ от исковых требований в части требований об освобождении от взыскании от уплаты исполнительских сборов по следующим исполнительным производствам: взыскатель ФИО10 №-ИП; взыскатель ФИО12 №-ИП; взыскатель ФИО4 №-ИП; взыскатель ФИО14 №-ИП; взыскатель ФИО15 №-ИП; взыскатель ФИО16 №-ИП; взыскатель ФИО19 №-ИП; взыскатель ФИО20 №-ИП; взыскатель ФИО24 №-ИП; взыскатель ФИО27 №-ИП; взыскатель ФИО1 Г1.Ю. №-ИП; взыскатель ФИО21 №-ИП, просит производство по делу в указанной части прекратить. Последствия отказа от иска разъяснены и понятны. Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. производство по делу в указанной части прекращено в связи с отказом истца от иска.
В судебное заседание представитель истца поддержал иск в полном объеме по основаниям указанным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, считает, что в случае освобождения должника от исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель в дальнейшем не сможет привлечь должника к административной ответственности за неисполнение решения суда, за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя. Просит суд в иске отказать.
Ответчик, 3-и лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Возражений на иск не представили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, неявка которых не препятствует рассмотрению дела по существу.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст. 2 Закона).
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 указанного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 112 указанного Федерального закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Исходя из содержания ст. ст. 1, 12, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи в частности по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В судебном заседании установлено, что в производстве МОСП по исполнению особых производств УФССП России по <адрес> находятся исполнительные производства: №№-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, возбужденные в отношении министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, взыскателями по которым являются: ФИО9, ФИО11, ФИО13, ФИО17, ФИО18, ФИО22, ФИО23, ФИО2, ФИО25,, ФИО26. Предметом исполнения по исполнительным производствам являются предоставление жилья детям-сиротам.
Копии постановлений о возбуждении исполнительных производств вручены должнику – министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, которому судебным приставом-исполнителем установлен 5-дневный срок с момента получения постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В указанный срок сведения об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, судебному приставу-исполнителю от должника не поступили. Сведения о невозможности исполнения данных требований с указанием этих причин либо сведения об исполнении требований в адрес судебного пристава-исполнителя также не поступали. Решение суда не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых производств УФССП России по <адрес> по вышеуказанным исполнительным производствам вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в отношении должника министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в размере <данные изъяты> по каждому.
Судебный пристав-исполнитель действовал в рамках Федерального закона «Об исполнительном производстве», Федерального закона «О судебных приставов», нарушений требований закона в действия судебного пристава-исполнителя не установлено.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и решении вопроса об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В судебном заседании судом установлено, что в данном случае виновные противоправные бездействия должника в неисполнении решений суда отсутствуют.
Как следует из материалов дела, министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> направлены в министерство строительства <адрес> заявки на строительство (приобретение) жилых помещений для взыскателей, по спорным исполнительным производствам. Жилые помещения по заявке министерства до настоящего времени уполномоченными органами исполнительной власти края не построены и не приобретены.
Формирование и проведение закупок за счет соответствующего бюджета осуществляется в строгом соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ» О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который устанавливает процедуру для обеспечения государственных и муниципальных нужд: планирование закупок, обоснование закупок, нормирование закупок, обязательное общественное обсуждение закупок, размещение извещения о закупках в единой информационной системе, определение подрядчика, заключение муниципального контракта на выполнение работ, выполнение работ в установленный контрактом срок.
Таким образом, указанная процедура в соответствии с положениями указанных ФЗ требует значительных временных затрат.
Порядок, установленный Законом и не зависящий от воли МЖКХ <адрес> не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.
Отсутствие вины МЖКХ <адрес> в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания с должника исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя не имелось. Контрактная система закупок, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
В данном случае обстоятельством, препятствующим своевременному исполнению, являются отсутствие свободных жилых помещений на территории края, приобретение жилья на конкурсной основе, требующей определенных временных затрат. Данное обстоятельство не требует доказывания в силу того, что такой порядок установлен законом.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что истцом (должником по исполнительным производствам) решения Центрального районного суда <адрес> о предоставлении жилых помещений не исполняются по объективным причинам.
Таким образом, заявленные исковые требования в части освобождения министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительных производств за №№-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, наложенных постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ., подлежат удовлетворению. Оснований для отказа в удовлетворении указанных требований не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительских сборов удовлетворить.
Освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП; постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП; постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП; постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП; постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП; постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП; постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП; постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП; постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП; постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП;
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия судом ДД.ММ.ГГГГ решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Копия верна:
Судья Е.А. Савченко