Подлинник Дело № 2-5511/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2018 года
Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе
председательствующего судьи Курбановой Р.Б.,
при секретаре судебного заседания Петряевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нуриева Р.А. к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г. Казани о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, возложении обязанности включения в специальный и страховой стаж периода работы и возложении обязанности назначения досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани (далее – УПФР) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включения в страховой и специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначения досрочной пенсии.
В обоснование иска указал, что 16 мая 2018г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Решением УПФР от 29 мая 2018г. в назначении досрочной пенсии было отказано в связи с отсутствием специального стажа, при этом в его специальный стаж не включены периоды его работы с 24 октября 1988г. по 08 августа 1990г. в качестве электросварщика в кооперативе «Эксперимент», с 17 февраля 1992г. по 01 марта 1993г. в качестве монтажника-электросварщика в ПСО «Татстрой», с 30 марта 1993г. по 22 июля 1996г., с 02 марта 2001г. по 18 июля 2001г. в качестве электросварщика в ТОО «Гермика».
Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим его права на пенсионное обеспечение
Ссылаясь на изложенное просит признать решение УПФР об отказе в назначении страховой пенсии незаконным и отменить его, обязат ответчика включить в его стаж периоды его работы с 24 октября 1988г. по 08 августа 1990г. в качестве электрогазосварщика в кооперативе «Эксперимент», с 17 февраля 1992г. по 01 марта 1993г. в качестве монтажника-электросварщика в ПСО «Татстрой», с 30 марта 1993г. по 22 июля 1996г., с 02 марта 2001г. по 18 июля 2001г. в качестве электросварщика в ТОО «Гермика», обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию и взыскать судебные расходы.
В ходе судебного разбирательства истец отказался от требований к ответчику в части возложения обязанности включения в его специальный стаж периодов работы с 17 февраля 1992г. по 01 марта 1993г. в качестве монтажника-электросварщика в ПСО «Татстрой», с 30 марта 1993г. по 22 июля 1996г., с 02 марта 2001г. по 18 июля 2001г. в качестве электросварщика в ТОО «Гермика».
Определением суда от 27 ноября 2018г. отказ истца от части исковых требований принят судом, производство по делу в указанной части исковых требований прекращено.
В судебном заседании истец, уточнив и увеличив свои исковые требования, просил признать право на досрочную страховую пенсию, обязать ответчика включить в специальный и страховой стаж оспариваемый им период его работы с 24 октября 1988г. по 08 августа 1990г. в качестве электрогазосварщика в кооперативе «Эксперимент», обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию со дня обращения с 16 мая 2018г. и взыскать судебные расходы в виде возврата уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.
Ответчик УПФР в Ново-Савиновском районе г.Казани о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился, представил письменный отзыв с отражением своей позиции по заявленным исковым требованиям, также представителем заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 указанного закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В судебном заседании установлено, что 03 января 2018г. истцу исполнилось 58 лет.
16 мая 2018г. истец обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Решением № 58\567562\18 УПФР в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» отказано истцу в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа 06 лет 03 месяца, при этом указано, что выработано 05 лет 05 месяцев 11 дней.
При этом в страховой стаж истца не включен оспариваемый истцом период его работы с 24 октября 1988г. по 08 августа 1990г. в качестве электрогазосварщика в кооперативе «Эксперимент», так как на основании архивной справки, выданной Муниципальным архивом г. Казани в документах по личному составу кооператива за 1988-1990г.г. сведения на истца не обнаружены.
В судебном заседании обозревалась трудовая книжка истца, в которой имеются сведения, согласно которым истец в оспариваемый период работала в качестве электросварщика в кооперативе «Эксперимент».
Суд не может согласиться с подобной позицией ответчика, поскольку, как следует из предыдущих и последующих записей в трудовой книжке истца, данные записи в трудовой книжке сомнений у ответчика не вызывают.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при решении вопроса о зачете оспариваемого периода работы в стаж является факт наличия трудовой деятельности в спорный период, подтвержденный записями в трудовой книжке истца.
Пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555 (ред. от 20.07.2011) установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Факт ненадлежащего исполнения обязанностей работодателем по сдаче сведений на работников в архивные фонды не может повлечь нарушение прав истца на получение страховой пенсии.
С учетом указанных обстоятельств, суд считает факт работы истца в оспариваемый период доказанным и подлежащими включению в страховой стаж.
Суд также приходит к выводу о том, что подтвердить факт работы в оспариваемый период иными доказательствами, кроме трудовой книжки, истец не имеет возможности.
Каких-либо сведений, опровергающих доводы истца о его работе в оспариваемый период, ответчиком не представлено.
Таким образом, требования истца о включении в его страховой стаж периода его работы с 24 октября 1988г. по 08 августа 1990г. в качестве электрогазосварщика в кооперативе «Эксперимент», подлежат удовлетворению.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 вышеуказанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона (60 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судом также установлено, что в специальный стаж истца не включен оспариваемый им период его работы с 24 октября 1988г. по 08 августа 1990г. в качестве электрогазосварщика в кооперативе «Эксперимент», так как не представляется возможным подтвердить факт занятости на резке, ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;
В соответствии со Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров от 22 августа 1956 г. N 1173, в разделе ХХХП "Общие профессии" предусмотрены "газосварщики и их подручные", а также "электросварщики и их подручные".
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г. если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а также "малыми Списками", то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г. рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Как следует из пояснений истца, в оспариваемый им период он проработал в должности электрогазосварщика в кооперативе «Эксперимент», при этом иной работой, кроме как работы в должности сварщика не был занят, работа его носила постоянный характер полный рабочий день и полную рабочую неделю.
Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Данные обстоятельства также подтверждаются данными из трудовой книжки истца, копия которой приобщена к материалам дела, согласно которой истец в оспариваемый период работал в должности электрогазосварщика.
При этом, из указанных документов не следует наличие каких-либо приказов работодателя о переводе истца на другую работу.
Кроме того, суд считает необходимым отметить и то, что действовавшее законодательство до 01 января 1992г. при назначении пенсии на льготных условиях электрогазосварщикам, не предусматривало таких условий, как полная занятость и выполнение работы на ручной сварке.
Учитывая изложенное, доводы УПФР, изложенные в своем решении об отсутствии полной занятости истца на указанных работах, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку указанные доводы нарушают право истца на своевременное пенсионное обеспечение.
Вместе с тем в соответствии со ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд считает безусловно установленным факт работы истца по профессии сварщика в течение оспариваемого истцом периода, который не включен решением УПФР в специальный стаж истца, в условиях полной занятости.
Ответчиком не представлено каких-либо необходимых или достаточных доказательств того, что в этот период истец работал не по профессии сварщика или в условиях неполной занятости.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что период работы с 24 октября 1988г. по 08 августа 1990г. в качестве электрогазосварщика в кооперативе «Эксперимент» подлежит включению в стаж истца, дающий право на получение досрочной пенсии в связи с тяжелыми условиями труда.
Страховой стаж истца превышает требуемые 25 лет.
С учетом 05 лет 05 месяцев и 11 дней, засчитанных решением УПФР истцу в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, льготный стаж истца превысит требуемые с уменьшением возраста 06 лет 03 месяца.
Таким образом, исковые требования Нуриева Р.А. обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск Нуриева Р.А. к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г. Казани о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, возложении обязанности включения в специальный и страховой стаж периода работы и возложении обязанности назначения досрочной страховой пенсии удовлетворить.
Обязать Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани включить в страховой стаж Нуриева Р.А. период его работы с 24 октября 1988г. по 08 августа 1990г. в качестве электрогазосварщика в кооперативе «Эксперимент».
Обязать Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани включить в специальный стаж Нуриева Р.А. период его работы с 24 октября 1988г. по 08 августа 1990г. в качестве электрогазосварщика в кооперативе «Эксперимент».
Признать право Нуриева Р.А. на досрочную страховую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда.
Обязать Управление пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани назначить Нуриеву Р.А. досрочную страховую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда с 16 мая 2018 года.
Взыскать с Управления пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани в пользу Нуриева Р.А. 300 рублей в возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Курбанова Р.Б.