Дело № 2-544/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2017 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Ветрогон Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поляковой Л.В. к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству социальной защиты труда и занятости Республики Карелия об обязании совершить определенные действия,
установил:
Полякова Л.В. обратилась в суд с иском к ответчикам об обязании администрации Петрозаводского городского округа признать факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, признать право на получение жилого помещения на условиях специализированного найма из специализированного жилищного фонда г. Петрозаводска, об обязании Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия включить в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В обоснование исковых требований указала, что решением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ее мать Полякова Н.М. лишена родительских прав в отношении истца. Решением Петрозаводского городского Совета народных депутатов истец определена в школу-интернат и за ней закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. В период с 01.09.1990 по 01.06.1999 ее мать произвела обмен квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на жилье на ст. <адрес>, где истец была зарегистрирована. В 2009 году жилое помещение на <адрес> сгорело. После выхода из школы-интерната в июне 1999 года истец вынуждена была проживать у друзей. Указывает, что неоднократно в период до 23 лет обращалась в администрацию Петрозаводского городского округа и получала отказы. Полагает отказы незаконными, поскольку в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеет право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда г. Петрозаводска по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением суда от 26.12.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечена администрация Прионежского муниципального района.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Указала, что не знала, что ее мать сняла с регистрационного учета в <адрес> и зарегистрировала ее в <адрес>. Не оспаривала тот факт, что состоит на учете в администрации Шуйского сельского поселения в качестве нуждающейся в обеспечении жильем в первоочередном порядке как погорелец. Также указала, что в администрацию Петрозаводского городского округа обращалась с заявлениями об установлении факта невозможности ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Петрозаводского городского округа не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. До начала судебного заседания представлен отзыв на исковое заявление, в котором выражено несогласие с заявленными исковыми требованиями.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства социальной защиты труда и занятости Республики Карелия не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. До начала судебного заседания представил отзыв с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. До начала судебного заседания представил отзыв.
Суд, заслушав истца, показания свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно статьям 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ, пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01 января 2013 года), пункту 6 статьи 3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01 января 2013 года), подпункта 2 пункта 2 статьи 4 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный Правительством Республики Карелия, формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Положения статьи 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 предусматривают, что действие положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ и Жилищного кодекса РФ распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Из анализа указанных норм права следует, что юридически значимыми для настоящего спора обстоятельствами, которые должен установить суд, являются: относится ли истец к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет; имеет ли истец закрепленное жилое помещение; состоит ли на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании установлено, что Полякова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в связи с осуждением матери решением Петрозаводского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета от 28.05.1990 № была определена в школу-интернат. Решением Петрозаводского городского суда от 23.07.1996 Полякова Н.М. (мать истца) лишена родительских прав в отношении Поляковой Л.В. По достижении совершеннолетия в июне 1999 года истец была отчислена из школы-интерната №. При этом, за несовершеннолетней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, где она была зарегистрирована в период с 20.07.1984 по 01.06.1990 и с 08.07.1997 по 24.05.1999.
С 01.11.1999 и по настоящее время истец зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение 20.07.2009 уничтожено в результате пожара, что следует из сведений, представленных ГУ - Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РК от 11.11.2010 №. Постановлением администрации Шуйского сельского поселения от 28.09.2012 № Полякова Л.В. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как погорелец.
При этом, как установлено в судебном заседании, истец после выхода из школы-интерната в 1999 году свои права на проживание в жилом помещении по адресу: <адрес> не заявляла, в него не вселялась, фактически проживала по иному адресу.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.10.2010 №1281-О-О, данной нормой (абз.4 ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (п.1 ст.54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан.
В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Так, по достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. В противном случае достижение 23-летнего возраста влечет утрату указанного права, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
Полякова Л.В. относилась к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имела закрепленное жилое помещение, однако после выхода из школы-интерната в это жилое помещение не вселялась, на него не претендовала, при этом, до достижения возраста 23 лет она не обращалась с заявлением в администрацию Петрозаводского городского округа о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечении жилым помещением в порядке статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Направленные Поляковой Л.В. в адрес администрации заявления не содержали просьбы о постановке ее на учет в качестве нуждающейся. При этом из ответов на заявления истца администрация неоднократно указывала на то, что Полякова Л.В. на таком учете не состоит. При обращении истца в администрацию Петрозаводского городского округа в 2016 году о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в порядке статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ последняя достигла возраста 35 лет.
Более того, следует отметить, что истец с 1999 года имеет регистрацию в Прионежском районе, после выхода из школы-интерната в жилое помещение не вселялась, в связи с уничтожением квартиры в результате пожара в администрации Шуйского сельского поселения поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как погорелец.
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца.
При этом, не могут быть приняты во внимание доводы истца о том, что по достижении совершеннолетия ей не разъяснялось право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку опровергается доказательствами по настоящему делу. Как следует из показаний свидетеля Поляковой В.В., являющейся сестрой истца, после выхода Поляковой Л.В. из школы-интерната они проживали вместе, ею сестре было указано на обращение в администрацию с заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Франгулова
Мотивированное решение составлено 27.01.2017 г.