РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2012года п.Краснокаменск
Судья Курагинского районного суда Горбова А.М., с участием прокурора Рябкова А.В.
при секретаре Зориной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах Морозова А.Н. к Администрации Курагинского района о представлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, соответствующего установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее 18 квадратных метров по договору социального найма, установил: прокурор Курагинского района обратился в суд с иском в интересах Морозова А.Н. к Администрации Курагинского района о представлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, соответствующего установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее 18 квадратных метров по договору социального найма, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В исковом заявлении указано, что Морозов А.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Благодатская С.А. лишена родительских прав по решению Курагинского районного суда от 21 марта 2007 года, отец Морозов Н.А. умер 16 июня 1998 года. После этого Морозов А.Н. проживал со своими родственниками по <адрес> в г.Артемовск Курагинского района, затем со своим попечителем Благодатским С.В. по <адрес> в г.Артемовск Курагинского района. В июне 2007 года закончил Артемовскую СОШ №2, в 2007 году поступил в Курагинское ПУ №79, училище не закончил, стал работать. В настоящее время ему 22 года, проживает с семьей (жена, ребенок) в арендованной квартире в селе Кордово по <адрес> Курагинского района Красноярского края. Жилое помещение по <адрес> в г. Артемовск разрушилось. Другое жилое помещение истец не приобрел, по договору социального найма ему жилое помещение не представлялось, как и его родителям. В соответствии с ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой или попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании военной службы, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Эти гарантии являются расходными обязательствами субъектов РФ. Аналогичное положение имеется в Законе Красноярского края №12-961 от 2 ноября 2000 года «О защите прав ребенка». Законом Красноярского края №9-4225 от 24 декабря 2009 года в редакции 10 ноября 2011 года исполнительно-распорядительные органы органов местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а так же лиц, из их числа, не имеющих жилого помещения.
Прокурор Рябков А.В. полностью поддержал исковые требования, пояснив, что Морозов А.Н. обратился с заявлением в прокуратуру, в котором просил помочь ему обратиться в суд с требованием о предоставлении жилого помещения, поскольку он обращался в Курагинский отдел опеки, но там ему реальной помощи не оказали. Сам он не имеет юридического образования и не смог собрать все документы, которые необходимы для обращения в Министерство образования и науки Красноярского края. В настоящее время не утратил статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ему 22 года, он проживает в арендованной квартире в селе Кордово, своего жилья не имеет.
Морозов А.Н. направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без него, просил удовлетворить исковые требования о предоставлении ему жилого помещения.
Администрация Курагинского района сообщила, что право Морозова А.Н. на получение жилого помещения не оспаривалось и не оспаривается, его требование о предоставлении жилого помещения в г.Артемовск может быть исполнено добровольно, но истец не обращался с таким заявлением в Администрацию Курагинского района, с учетом заявительного порядка предоставления жилья, исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Выслушав прокурора, оценив возражения ответчика, исследовав представленные материалы, суд пришел к следующему.
По решению Курагинского районного суда Красноярского края от 21 марта 2007 года мать Морозова А.Н. Благодатская С.А. лишена родительских прав (л.д.9).Согласно свидетельства о смерти от 10 августа 1998 года отец истца Морозов Н.А. умер 17 июня 1998 года в 38 лет от заболевания. Таким образом, истец в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения обоих родителей.
Согласно справке Администрации г.Артемовск Морозов А.Н. не имеет муниципального жилого помещения по договору социального найма, зарегистрирован по адресу <адрес> в г.Артемовск, фактически проживает в селе Кордово по <адрес>. Морозов А.Н., 1990 года рождения поставлен на льготную очередь на получение жилья на основании постановления Администрации г.Артемовск от 20 ноября 2006 года № 63-п в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилого помещения <адрес> в г.Артемовск, в котором зарегистрирован истец, фактически не существует (л.д.7)
Согласно сведениям из регистрационных органов какой-либо недвижимости за истцом не значится. По сообщению Кордовской сельской Администрации жилой дом в селе Кордово по <адрес>, в котором проживает в настоящее время Морозов А.Н., принадлежал умершему Кугушеву А.Д., на территории Кордовского сельсовета с Морозовым А.Н., как и с его родителями договор социального найма не заключался.
В соответствии с Порядком, утвержденным Указом Губернатора Красноярского края №25-уг от 4 апреля 2005 года органы местного самоуправления муниципальных районов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований для последующего представления детям-сиротам по договору социального найма.
Статьей 8 ФЗ №159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В силу ч.2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Указом Губернатора Красноярского края №25-уг от 4 апреля 2005 года в редакции от 5 марта 2010 года утвержден Порядок предоставления жилья, в соответствии с которым органы местного самоуправления муниципальных районов за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в установленном порядке в собственность муниципальных образований для последующего предоставления детям-сиротам по договорам социального найма. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, не имеющим жилых помещений и состоящих на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, по месту жительства.
Таким образом, Морозов А.Н. 22 лет, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время не утратил этот статус, поставлен на учет на получение жилья в льготном порядке в 2006 году на территории Курагинского района в г.Артемовск, до настоящего времени жилое помещение не получил и не приобрел. Согласно паспорта с 9 июня 2000 года зарегистрирован по <адрес> в г. Артемовск. По сведениям Администрации города Артемовск это жилое помещение не сохранилось.
В соответствии с Определением ВС РФ от 7 октября 2009 года №74-ГО9-20 к полномочиям органов местного самоуправления ФЗ №131 от 6 октября 2003 года не относит обеспечение жилой площадью детей-сирот. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Частью 1 статьи 8 ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено положение о том, что дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
В соответствии со ст.49 ч.3, ч.4 ЖК РФ гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным федеральным законом, законом субъекта РФ жилые помещения предоставляются за счет жилищного фонда субъекта РФ. Жилые помещения муниципального жилого фонда могут предоставляться в случае наделения органов местного самоуправления в установленном порядке государственными полномочиями.
ФЗ № 184 от 6 октября 1999 года не содержит запрета на передачу органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Определением КС РФ от 5 февраля 2009 года №250-О-П обеспечение детей-сирот жилым помещением является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
10 ноября 2011 года внесены изменения в Закон Красноярского края №9-4225 от 24 декабря 2009 года в редакции от 21 декабря 2010 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», Администрация Курагинского района наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка», поэтому обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на органы местного самоуправления Курагинского района.
Доводы ответчика, что права истца не нарушались и ему следует отказать в иске являются необоснованными, поскольку в соответствии со ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Морозов А.Н. фактически с 2006 года стоит на очереди на получение жилья в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в муниципальном образовании г.Артемовск Курагинского района Красноярского края. Однако до настоящего времени не получил жилого помещения. В 2010 году обращался в отдел опеки и попечительства Управления образования Курагинского района с просьбой о постановке на учет на получение жилого помещения, где ему выдали перечень документов, которые необходимо представить. Собрать пакет документов, необходимых для постановки на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края, не смог, поэтому обратился за помощью в прокуратуру.
В соответствии с сообщением Администрации г.Артемовск социальная норма предоставления жилых помещений установлена в размере 18 квадратных метров общей жилой площади для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Курагинского района представить по договору социального найма изолированное благоустроенное жилое помещение размером не менее 18 квадратных метров общей площади на одного человека в г.Артемовск или другом населенном пункте Курагинского района (при согласии истца) Морозову А.Н. вне очереди.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в месячный срок в суд второй инстанции, судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через суд, вынесший решение.
СУДЬЯ: Горбова А.М.