Решение по делу № 2а-46/2019 (2а-3094/2018;) ~ М-3101/2018 от 07.11.2018

Дело № 2а-46/2019                         18 января 2019 г.

                     РЕШЕНИЕ

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский городской суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Сидорович Е.В.,

при секретаре Висельской Я.Ф.,

с участием представителя административного истца Миллер Е.С.,

административного ответчика Смирнова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области к Смирнову Сергею Владимировичу о взыскании пени,

                    

УСТАНОВИЛ:

    Первоначально Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области (далее – налоговый орган, инспекция) обратилась в суд с административным иском к Смирнову Сергею Владимировичу о взыскании недоимки на имущество физических лиц, пени.

    В обоснование указано, что Мальков В.А. представил в налоговый орган сведения о том, что между ним и Смирновым С.В. был заключен договор займа № 1 от 18 марта 2016 г. с ежемесячной выплатой 10 % от суммы займа (250 000 руб.) Согласно представленным документам Смирнов С.В. получил 14 сентября 2016 г. проценты за два месяца от суммы займа в размере 50 000 рублей.

    Общая сумма дохода ответчика за 2016 год составила 50 000 рублей. Налоговая база составила 50 000 рублей. Сумма исчисленного налога составила 6 500 руб.

    3 июля 2017 г. в адрес административного ответчика направлено требование о предоставлении налоговой отчетности за 2016 год на доход, полученный от выплаты процентов по договору займа. Налоговая декларация по НДФЛ за 2016 г. административным ответчиком в налоговый орган не представлена.

    Направление налогового уведомления, указанного в пункте 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1, пунктами 2,3 статьи 228, статьей 229 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрено, так как в данном случае обязанность предоставления в налоговый орган по месту учета налоговой декларации лежит на физическом лице, в данном случае на административном ответчике.

    В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, получающие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, производят уплату и исчисление налога исходя из сумм таких доходов, то есть самостоятельно.

    Уведомление же должно быть направлено налоговым органом лишь в случае, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом.

    В соответствии с пунктами 3,4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2016 год начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере 203 руб. 61 коп. за период с 18 июля 2017 г. по 1 ноября 2017 г.

    Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

    В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ответчику было направлено требование № 50583 по состоянию на 7 ноября 2017 г. со сроком исполнения до 27 ноября 2017 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов на общую сумму 6 703 руб. 61 коп.

    Согласно данным налогового органа 13 марта 2018 г. ответчиком произведена частичная уплата налога на доходы физических лиц в размере 1 450 руб. в связи с чем сумма налога по НДФЛ, подлежащая уплате составляет 5 050 руб.

    С учетом уточнения исковых требований в порядке пункта 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит взыскать со Смирнова С.В. пени по требованию № 50583 по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 203 руб. 61 коп., поскольку до начала рассмотрения дела Смирнов С.В. произвел уплату налога в сумме 5050 рублей.

    Представитель административного истца требования поддержала, дополнительно пояснила, что на полученный Смирновым С.В. доход – проценты налоговым органом начислена сумма пени, в данном случае необходимо учитывать правовую природу процентов.

    В судебном заседании административный ответчик относительно требований инспекции возражал. Пояснил, что с требованием о взыскании пени не согласен, так как сумма по договору займа им получена только в 2018 году, то и уплата налога должна быть произведена в 2018 года. Поскольку обязанность по уплате налога им исполнена, следовательно, оснований для взыскания пени не имеется.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные законы и сборы.

Согласно статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На основании статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

Статьей 208 Налогового кодекса Российской Федерации к облагаемым налогом доходам отнесены проценты, под которыми в соответствии с пунктом 3 статьи 43 НК РФ понимается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида.

Таким образом, из содержания вышеприведенных норм в их взаимосвязи следует, что при выяснении вопроса об уплате физическим лицом налога, полученного в результате передачи им денежных средств в заем и получении им дохода в виде процентов, необходимо руководствоваться закрепленным налоговым законодательством принципом определения дохода, исходя из извлеченной гражданином экономической выгоды.

В судебном заседании установлено, и не оспаривалось административным ответчиком, что 18 марта 2016 г. Смирновым С.В. и Мальковым В.А. заключен договор займа, согласно которому Смирнов С.В. предоставил Малькову В.А. денежные средства в размере 250 000 рублей в срок до 18 июля 2016 г., а Мальков В.А. обязуется уплатить 10 % в месяц согласно статье 809 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как следует из расписки от 14 сентября 2016 г. Смирнов С.В. получил проценты за 2 месяца в размере 50 000 рублей от Малькова В.А. по договору займа.

Следовательно, административный ответчик Смирнов С.В. получил доход в размере 50 000 рублей в виде процентов по договору займа, заключенному с Мальковым В.А. 18 марта 2016 г., который в силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации является объектом налогообложения.

Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

На основании пунктов 1,2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации счисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

3 июля 2017 г. в адрес ответчика направлено требование № 50583 о предоставлении налоговой отчетности за 2016 год на доход, полученный от выплаты процентов по договору займа.

Вместе с тем, налоговая декларация по налогу на доходы физического лица за 2016 год административным ответчиком в инспекцию не представлена.

Согласно пунктам 1,2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

На основании пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса российской Федерации пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с несвоевременной уплатой налогов, административным истцом в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации были начислены пени за период с 18.07.2017 г. по 01.11.2017 г. в размере 203 руб. 61 коп.

На основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес ответчика направлено требование № 50583 по состоянию на 7 ноября 2017 г. со сроком исполнения до 27 ноября 2017 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов на общую сумму 6703 руб. 61 коп., из которых 203 руб. 61 коп. – сумма пени.

Расчет пени судом проверен, и признан верным, соответствующим требованиям действующего законодательства и обстоятельствам дела.

Доказательств, опровергающих расчет пени, подготовленный налоговым органом, административным ответчиком не представлено, и в судебном заседании не добыто.

При таких обстоятельствах, требования административного истца о взыскании с административного ответчика пени по требованию № 50583 по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 203 руб. 61 коп., являются обоснованными.

Доводы административного ответчика о том, что проценты он получил ранее, чем сумму долга, в связи с чем доход от процентов не образовался, не могут быть приняты во внимание как основанные на неверном толковании налогового законодательства и ошибочном понимании содержания налогового требования от 03.07.2017.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

28 апреля 2018 г. мировым судьей судебного участка № 2 Магаданского судебного района вынесен судебный приказ № 2а-1116/2-2018 о взыскании с Смирнова Сергея Владимировича недоимки по налогу и пени.

В связи с поступившими от административного ответчика возражениями, определением мирового судьи судебного участка № 2 от 10.05.2018 г. судебный приказ № 2а-1116/2-2018 отменен.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным истцом срок, установленный частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд с административным исковым заявлением не пропущен, факт не уплаты административным ответчиком пени нашел свое подтверждение в судебном заседании и им не опровергнут, суд считает, что административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области к Смирному С.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении коллизий между нормой права, закрепленной в части 1 статьи 114 КАС РФ, и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам (абзацем 9 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые доходы по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов), необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, уплачивается государственная пошлина при цене иска до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

Поскольку административный истец освобожден от уплаты судебных расходов, то с административного ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 400 рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 175-180, 290, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области к Смирнову Сергею Владимировичу о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 год - удовлетворить.

Взыскать с Смирнова Сергея Владимировича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области пени по требованию № 50583 по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 203 (двести три) рубля 61 копейку.

Взыскать с Смирнова Сергея Владимировича в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день принятия решения суда в окончательной форме – 23 января 2019 г.

Судья                                Е.В. Сидорович

2а-46/2019 (2а-3094/2018;) ~ М-3101/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МРИ ФНС России №1 по Магаданской области
Ответчики
Смирнов С.В.
Суд
Магаданский городской суд
Судья
Сидорович Елена Вадимовна
07.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
08.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2018[Адм.] Судебное заседание
25.12.2018[Адм.] Судебное заседание
18.01.2019[Адм.] Судебное заседание
23.01.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2019[Адм.] Дело передано в архив
25.03.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее