Дело № 12-57/2018
РЕШЕНИЕ
21 ноября 2018 года г.Беломорск
Судья Беломорского районного суда Республики Карелия Седлецкий А.В., при секретаре Колыбиной С.В., с участием представителя ОСП по Беломорскому району УФССП России по РК Огай А.Э.,
рассмотрев жалобу Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (далее – АМО «Беломорский муниципальный район»/Администрация) №, юридический адрес: <адрес> на постановление и.о. начальника отдела – и.о. старшего судебного пристава ОСП по Беломорскому району УФССП России по Республике Карелия И.Ю.С. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ,
установил:
Обжалуемым постановлением Администрация МО «Беломорский муниципальный район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Администрация МО «Беломорский муниципальный район» обратилась в суд с жалобой на указанное выше постановление и просила его отменить и прекратить производство по делу по следующим основаниям. В срок исполнения неимущественных требований исполнительного документа, Администрация решение <данные изъяты> районного суда о предоставлении П.А.Н. на условиях социального найма во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, не исполнила. Однако данное неисполнение не может быть отнесено к административному правонарушению за отсутствием противоправного, виновного действия (бездействия) юридического лица. В собственности МО «Беломорский муниципальный район» и в собственности МО «БГП» отсутствуют жилые помещения (квартиры), свободные к предоставлению гражданам на условиях социального найма, поэтому исполнить решение <данные изъяты> районного суда не имеют возможности. В связи с чем необходимо приобрести за счет бюджетных средств такое жилое помещение. Считают, что характер имущественного взыскания по исполнительному документу не всегда и не обязательно предполагает передачу имущества должником взыскателю в натуре. АМО «Беломорский муниципальный район» является исполнительно-распорядительным органом МО «БМР» и МО «БГП» и самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами, без учета представительного органа, права не имеет. Формирование расходов бюджета осуществляется в рамках планирования на очередной финансовый год, в связи с чем расходы на приобретение жилых квартир в целях исполнения решения <данные изъяты> районного суда могут быть запланированы в расходной части бюджета исключительно при формировании бюджета на 2018 и на плановый период 2019-2020 годы. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Администрация МО «Беломорский муниципальный район» обращалась в Совет муниципального образования «БМР» с целью включения в расходную часть бюджета на 2017, 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годы расходов на приобретение жилых помещений по решениям <данные изъяты> районного суда, однако Советом вынесены решения № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе включения таких расходов. Более того, ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Беломорский муниципальный район» обращалась в адрес Врио Главы Республики Карелия и Министерство финансов Республики Карелия с просьбой выделения финансирования из средств бюджета субъекта на приобретение жилых помещений по решениям <данные изъяты> районного суда. Однако Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия принято решение об отказе выделения дополнительного финансирования из средств бюджета субъекта. Полагают, что со стороны Администрации МО «Беломорский муниципальный район» отсутствуют действия (бездействия), направленные на препятствие реализации решения суда, при вынесении постановления начальником отдела судебных приставов по Беломорскому району не полно и всесторонне исследованы материалы дела, а подлежащие обязательному применению нормы права оставлены без внимания.
Представитель АМО «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом о причинах не явки не сообщили, ходатайств об отложении дела не представили.
Представитель ОСП по Беломорскому району УФССП России по РК Огай А.Э. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, по доводам, изложенным в возражениях на жалобу, согласно которым, АМО «Беломорский муниципальный район» не предоставлены доказательства, указывающие на уважительность причин не исполнения требований судебного пристава-исполнителя.
Суд, заслушав представителя ОСП по Беломорскому району УФССП России по РК, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении №-АП, исполнительное производство №-ИП, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 1 ст. 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения выступает неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Часть 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
В силу ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях зашиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
На основании ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 1 ст. 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется. В силу положений статьи 105, 103 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2). В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что решением <данные изъяты> районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № на Администрацию МО «Беломорский муниципальный район» возложена обязанность за счет средств казны (бюджета) МО «БГП» предоставить вне очереди на условиях социального найма П.А.Н. на семью из 2-х человек благоустроенную квартиру в черте <адрес>, отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначную по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению – 28,6 кв.м. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из материалов исполнительного производства №-ИП и материалов дела об административном правонарушении №-АП: ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного <данные изъяты> районным судом Республики Карелия судебным приставом - исполнителем ОСП по Беломорскому району возбуждено исполнительное производство №-ИП. Должнику – АМО «Беломорский муниципальный район» установлен срок для добровольного исполнения решения суда - 5 дней. В установленный срок решение суда исполнено не было, в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ в отношении АМО «Беломорский муниципальный район» судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, которое должником не обжаловалось и вступило в законную силу. Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением и.о. начальника отдела – и.о. старшего судебного пристава ОСП по Беломорскому району УФССП России по РК в связи с неисполнением требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе. АМО «Беломорский муниципальный район» была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должника к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Требованием судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст.105 Закона, должнику был установлен новый срок для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе - по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с не исполнением требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, Администрация МО «Беломорский муниципальный район» была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Требованием судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ должнику был установлен новый срок для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе - по ДД.ММ.ГГГГ (включительно). Требование получено должником ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. во вновь установленный срок, требования исполнительного документа неимущественного характера должником не исполнены. В этот же день судебный пристав-исполнитель, с участием законных представителей юридического лица М.М.А. и А.З.А., составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, копию которого вручил представителю. ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника отдела – и.о. старшего судебного пристава ОСП по Беломорскому району в отсутствии законного представителя должника, о месте и времени рассмотрения дела уведомленного надлежащим образом, было рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому Администрация была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ и ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.Доказательства фактической невозможности исполнения обязанностей, возложенных на Администрацию решением <данные изъяты> районного суда РК по делу №, при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от Администрации, в материалах исполнительного производства и дела об административном правонарушении отсутствуют. Не представлены такие документы и в судебное заседание. Доводы жалобы о том, что Администрация МО «Беломорский муниципальный район» предприняла все необходимые меры для исполнения решения суда, направляла в Совет муниципального образования «БМР» обращение с предложением по внесению изменений в бюджет на 2017, 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годы расходов на приобретение жилых помещений по решениям <данные изъяты> районного суда, однако Совет вынес решения об отказе включении таких расходов, а также направляла ДД.ММ.ГГГГ в адрес Врио Главы Республики Карелия и Министерство финансов Республики Карелия обращение с просьбой выделения финансирования из средств бюджета субъекта с целью осуществления исполнения решений Беломорского районного суда на приобретение жилых помещений гражданам, однако Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия приняло решение об отказе выделения дополнительного финансирования из средств бюджета субъекта с целью исполнения решений <данные изъяты> районного суда, не могут быть признаны обоснованными, поскольку указанные действия не свидетельствуют о принятии должником всех надлежащих и достаточных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, отсутствие у юридического лица свободного жилищного фонда не может быть расценено в качестве уважительных причин длительного неисполнения судебного решения, а отсутствие денежных средств, требующихся для приобретения взыскателям жилого помещения, не является уважительной причиной неисполнения судебного решения и не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в совершении вменяемого деяния. Учитывая изложенное, а также приведенные нормы права, судья приходит к выводу, что у должника – АМО «Беломорский муниципальный район» отсутствовали обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности исполнения администрацией требований исполнительного документа в установленный судебным приставом - исполнителем срок. Поскольку совершенное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, доводы жалобы не могут служить основанием для отмены постановления должностного лица. В данном случае у судебного пристава-исполнителя имелись все основания для привлечения органа местного самоуправления к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.С учетом изложенного, установлено, что в бездействии должника содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, т.е. неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа. Нарушений КоАП РФ, которые могли бы повлечь за собой отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено, наказание назначено справедливо, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, и снижению не подлежит.При указанных обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что постановление и.о. начальника отдела – и.о. старшего судебного пристава ОСП по Беломорскому району УФССП России по Республике Карелия о привлечении АМО «Беломорский муниципальный район» к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ является законным и обоснованным. Руководствуясь ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 КоАП РФ, судьярешил:Постановление и.о. начальника отдела – и.о. старшего судебного пристава ОСП по Беломорскому району УФССП России по Республике Карелия И.Ю.С. от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» оставить без изменения, а жалобу Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения его копии через Беломорский районный суд Республики Карелия в Верховный Суд Республики Карелия.
Судья А.В. Седлецкий