Дело № 2-293/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 мая 2016 года г. Сарапул
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Заварзина П.А.,
при секретаре Коробейниковой Т.А.,
с участием представителя истца – Ш.И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «Усть-Сарапульское» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике о признании права собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую Азиатцевой Елизавете Андреевне,
установил:
Администрация Муниципального образования «Усть-Сарапульское» обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее - ТУ Росимущества в УР) о признании права собственности муниципального образования «Усть-Сарапульское» на невостребованную земельную долю, мотивируя свои требования тем, что на территории муниципального образования «Усть-Сарапульское» находится в долевой собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, территория муниципального образования «Усть-Сарапульское», массив «Усть-Сарапульский», площадью 92500 кв.м. В соответствии со свидетельством на право собственности на землю от 24 марта 1995 года серия РФ ХVIII № <данные изъяты> 2 А.Е.А. был предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, входящий в общую долевую собственность, площадью 9,25 га. Администрация МО «Усть-Сарапульское» подготовила списки земельных долей, принадлежащих на праве собственности указанным гражданам, которые не передали земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех лет и более лет подряд либо собственник которых умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника и опубликовало этот список в республиканской газете «Удмурт Дунне» № 017 от 05 марта 2013 года и в газете «Красное Прикамье» № 54-58 (21097) от 07 марта 2013 года, также размещено на официальном сайте муниципального образования «Сарапульский район» и на информационных стендах администрации муниципального образования «Усть-Сарапульское».
17 июня 2012 года в д. Усть-Сарапулка было проведено общее собрание участников общей долевой собственности на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, территория муниципального образования «Усть-Сарапульское», массив «Усть-Сарапульский».
Постановлением администрации МО «Усть-Сарапульское» № 21/1 от 09 июля 2013 года утверждён список невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования «Усть-Сарапульское».
Земельная доля, принадлежащая А.Е.А., входит в список невостребованных земельных долей и от наследников возражений не поступило.
Истец просит признать право собственности МО «Усть-Сарапульское» на невостребованную земельную долю, принадлежавшуюА.Е.А., площадью 9,25 га (92500 кв.м) на праве общей долевой собственности в земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенную по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, территория муниципального образования «Усть-Сарапульское», массив «Усть-Сарапульский».
Представитель истца Ш.И.В. суду пояснила, что на исковых требованиях настаивает, суду дала объяснения аналогичные содержанию искового заявления.
Ответчик ТУ Росимущество в УР, будучи надлежащим образом извещенным о дне и месте судебного рассмотрения, в суд представителя не направил. Представили с просьбой рассмотреть дело в отсутствии своего представителя. В отзыве на исковое заявление указали, что с исковыми требованиями Администрации МО «Усть-Сарапульское» не согласны, так как Территориальное управление представляет в суде интересы Российской Федерации в случае, если предметом рассмотрения является федеральное имущество либо иное выморочное имущество. Земельная доля умершей в реестре федерального имущества не учтена, к объектам федеральной собственности не относится и в силу ст. 1551 ГК РФ не может перейти в собственность Российской Федерации. Указали, что в материалах дела отсутствуют сведения от нотариуса о том, что наследники с заявлением о принятии или об отказе от наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не обращались. Отсутствие сведений о наличии наследников вступивших в наследство, не является безусловным доказательством того, что после смерти собственников долей отсутствуют наследники, либо наследники не приняли наследство, в том числе фактически. Кроме того, получение свидетельства о праве на наследство является правом наследников, а не обязанностью. Истцом также не учтено, что в порядке статьи 61 основ законодательства о нотариате нотариус не извещал Территориальное управление об открытии наследства А.Е.А. и о том, что оно является выморочным. Также Администрация МО «Усть-Сарапульское» не уведомила Территориальное управление о том, что на территории муниципального образования «Усть-Сарапульское» имеются участки земли с признаками вымороченного имущества, равно как и о том, что спорные земельные доли перешли в собственность Российской Федерации. Ни в одном из имеющихся в материалах дела списках не указана Российская Федерация, равно как и Территориальное управление. Следовательно, Администрация муниципального образования «Усть-Сарапульское» не предоставила Территориальному управлению предусмотренного законом права направить свои возражения в установленный законом срок, предназначенный для установления лиц, необоснованно включенных в список невостребованных земельных долей и нарушила порядок, установленный пунктом 6 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Истец также не учитывает, что Российской Федерации стало известно о наличии земельных долей, имеющих признаки вымороченного имущества, только со дня поступления в адрес Территориального управления «Усть-Сарапульское» о признании права собственности на невостребованные земельные доли. С момента когда ответчику стало известно о наличии вымороченных долей не прошло трех и более лет, соответственно у истца не было оснований прийти к выводу, что Российская Федерация не распорядилась данной земельной долей в установленный законом срок. Указали, что в исковом заявлении истец не делает вывод, по каким основаниям Территориальное управление должно было узнать о наличии вымороченного имущества, расположенного на территории Муниципального образования «Усть-Сарапульское» для вступления в наследственные права на земельную долю, оставшуюся после смерти А.Е.А. и дальнейшего распоряжения им. Просят в удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению отказать в связи с необоснованностью.
Третье лицо Администрация МО «Сарапульский район» будучи надлежащим образом извещенными о дне и месте судебного заседания, в суд не явились, представили суду заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствии. В пояснениях на исковое заявление указали, что Администрация МО «Сарапульский район» не имеет притязаний на данное имущество, процедура собрания истцом соблюдена.
Согласно ст. 167 ГПК РФ, судом дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству на право собственности на землю от 24 марта 1995 года серия РФ-ХVIII №<данные изъяты> А.Е.А. принадлежала земельная доля общей площадью 9,25 га в земельном участке, находящемся в ОАО «Кама»
Из материалов дела следует, что А.Е.А., умерла 08 февраля 2001 года, что следует из справки о смерти № 30 от 18.03.2016 г.
Согласно справке, выданной Администрацией МО «Усть-Сарапульское» от 26.02.2016 года, А.Е.А. на день смерти была зарегистрирован по адресу: <данные изъяты> На момент смерти вместе с ней проживали и были зарегистрированы Е.Е.Т. – дочь (умерла 11.01.2003 г.),А.В.Ф. –сын.
Из справки о рождении № 84 выданной отделом ЗАГС «Сарапульского района» следует, что родителями А.В. были А.Ф.М. и А.Е.А.
Из справки о рождении № 83 выданной отделом ЗАГС «Сарапульского района» следует, что родителями Е.Е.Т. были Т. и А.Е.А.
Из справки о смерти № 31 выданной отделом ЗАГС «Сарапульского района» следует, что Е.(А.)Е.Т. умерла 11 января 2003 года.
Согласно ответу нотариуса Гультяевой Л.Ю. следует, что наследственное дело после смерти А.Е.А. не заведено.
Согласно ответу нотариуса Собиной С.Г. следует, что наследственное дело после смерти Е.(А.Е.Т.) не заведено.
Из ответа на запрос Сарапульского психоневрологического интерната, следует, что А.В.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживал в Бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания УР «Сарапульский психоневрологический интернат» с 29.05.2006 г. по день смерти 26.06.2008 г. А.В.Ф. был дееспособным гражданином, данные о родственниках А.В.Ф. в личном деле отсутствуют, захоронение производил интернат.
Сведений о наличии наследников, как по закону, так и по завещанию, в т.ч. лиц, фактически принявших наследство – не имеется.
В соответствии с п.5 ст.79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями вышеуказанного закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
В соответствии с п.1 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд признается невостребованной земельной долей в установленном порядке.
При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не могут быть признаны невостребованными земельными долями.
В соответствии с п.2 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно п.4 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В силу п.5 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В соответствии с п.6 ст.12.1 п.6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно п.7 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Как установлено, в судебном заседании, права на земельную долю, принадлежавшую А.Е.А. не зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122- ФЗ.
Умершая А.Е.А. (справка о смерти № 30) до своей смерти не передала в аренду, или не распорядилась иным образом в течение трех и более лет подряд с момента получения своей земельной долей.
Согласно ч.1 ст. 10 Закона УР от 29.12.2003 N 70-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Удмуртской Республики", в случаях, когда в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" требуется опубликование сообщения в средствах массовой информации, такие сообщения подлежат публикации в источниках официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района по месту нахождения земельного участка.
Из материалов дела следует, что Администрацией МО «Усть-Сарапульское» был составлен список невостребованных земельных долей.
В газете «Удмурт дунне» № 017 от 05 марта 2013 года и в газете «Красное Прикамье» № 54-58 (21097) от 07 марта 2013 года были опубликованы список невостребованных земельных долей.
Сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности на земельные участки было опубликовано в газете «Удмурт дунне» от 05 марта 2013 года № 017, в газете «Красное Прикамье» № 54-58 (21097) от 07 марта 2013 года и размещено на официальном сайте Муниципального образования «Сарапульский район» раздел МО «Усть-Сарапульское» от 07 марта 2013 года, на информационных щитах, расположенных на территории Муниципального образования «Усть-Сарапульское» 07 марта 2013 года.
После опубликования списка невостребованных земельных долей возражений относительно включения спорных земельных долей в список невостребованных в Администрацию МО «Усть-Сарапульское» не поступило.
Согласно акту, составленному Администрацией МО «Усть-Сарапульское» информация о невостребованных земельных долях была размещена на информационном стенде у здания Администрации МО «Усть-Сарапульское».
Согласно протоколу собрания участников долевой собственности от 17 июня 2013 года следует, что данное собрание является неправомочным ввиду того, что нет кворума.
Постановлением администрации МО «Усть-Сарапульское» от 09 июля 2013 года № 21/1 утвержден список собственников невостребованных земельных долей.
Согласно списку собственников невостребованных земельных долей А.Е.А. числится под номером 1.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Администрацией МО «Усть-Сарапульское» в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу в течение четырех месяцев со дня опубликования сообщения.
Соответственно, доводы ответчика о нарушении процедуры опубликования – судом отвергаются как необоснованные.
После смерти собственника земельной доли Российская Федерация в лице его территориального органа ТУ Росимущества в УР своих прав на данное имущество в порядке наследования также не заявляло.
Не были направлены указанным органом и письменные возражения в адрес истца о включении земельной доли Азиатцевой Е.А. в список невостребованных.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном названной статьёй порядке невостребованными.
Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного суда от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит запрета на признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
С учетом изложенного, надлежащим ответчиком по делу является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике.
Как следует из представленных в дело доказательств, до принятия Администрацией МО «Усть-Сарапульское» постановления об утверждении спорной земельной доли невостребованной Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в УР мер по оформлению права государственной собственности на эти доли не принимала. ТУ Росимущества в УР после опубликования Администрацией МО «Усть-Сарапульское» списков невостребованных земельных долей и до принятия Администрацией МО «Усть-Сарапульское» постановления об утверждении списка невостребованных земельных долей своих возражений относительно включения спорной земельной доли в указанный список не представило, о своих правах на данную земельную долю не заявило. Отсутствие возражений относительно включения спорной земельной доли в список невостребованных земельных долей послужило основанием для признания этой доли невостребованной.
Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей установлен п. 4 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и является единым для всех заинтересованных лиц. Данный порядок истцом соблюден.
Отсутствие возражений относительно включения спорной земельной доли в список невостребованных земельных долей послужило основанием для признания этой доли невостребованной. При этом в силу п. 7 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения невостребованной данная доля признается с даты утверждения списка долей Администрацией.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном названной статьёй порядке невостребованными.
Доводы ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, приведённые в письменных возражениях, судом отклоняются как неосновательные.
В связи с чем, суд считает исковые требования к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Администрации муниципального образования «Усть-Сарапульское» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике о признании права собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую Азиатцевой Елизавете Андреевне - удовлетворить.
Признать право собственности Муниципального образования «Усть-Сарапульское» на принадлежавшую А.Е.А. невостребованную земельную долю, площадью 9,25 га (92500 кв.м.) в земельном участке с кадастровым номером<данные изъяты>, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, территория муниципального образования «Усть-Сарапульское», массив «Усть-Сарапульский».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Сарапульский районный суд.
В окончательной форме решение принято 27 мая 2015 года.
Судья Заварзин П.А.