Дело № 3а-339/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2019 года г.Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В.,
судей Витушкиной Е.А., Леонтьева С.А.,
при секретаре Егоровой О.А.,
с участием прокурора Соловьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-339/2019 по административному исковому заявлению Санкт-Петербургской избирательной комиссии о расформировании избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское,
у с т а н о в и л:
решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское от 10 июня 2019 года №22/1 «О назначении выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское шестого созыва» назначены выборы депутатов указанного представительного органа местного самоуправления шестого созыва на 8 сентября 2019 года (том 1, л.д.12).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское от 10 июня 2019 года №02-01 полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов №7/М-С, №8/М-С, №9/М-С, №10/М-С по подготовке и проведению выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское шестого созыва возложены на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское (административное дело № 3а-121/2019, л.д.36 на обороте, 134 на обороте).
Санкт-Петербургской избирательной комиссией 11 июня 2019 года принято решение №101-9 «О первоочередных документах, связанных с выборами депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга шестого созыва, заверенные копии которых необходимо незамедлительно представить в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию» (том 1, л.д.16-24).
Подпунктом 1.1 указанного решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11 июня 2019 года №101-9 на избирательные комиссии внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга возложена обязанность предоставить в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию через территориальные избирательные комиссии в Санкт-Петербурге, в том числе надлежащим образом заверенные копии решения муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга о назначении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва и официальной публикации в газете указанного решения с датой выхода этой газеты в свет, в срок – не позднее чем через одни сутки со дня официального опубликования соответствующего решения в средствах массовой информации.
Данное решение доведено до сведения избирательных комиссий муниципальных образований, в том числе избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское (том 3, л.д.14-18).
20 июня 2019 года в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию поступило обращение Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге по вопросам предполагаемых нарушений законодательства о выборах при назначении и подготовке выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении муниципальными советами обязанности по опубликованию принятых ими решений о назначении выборов, неисполнении избирательными комиссиями муниципальных образований решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11 июня 2019 года №101-9.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 22 июня 2019 года № 103-14 «Об обращении Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге» постановлено:
ИКМО при организации работы исходить из того, что течение срока, установленного в пункте 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образования Санкт-Петербурга» начинается на следующий день после дня надлежащего опубликования решения о назначении выборов депутатов муниципального совета, включающего, в том числе, представление обязательного экземпляра такого решения и экземпляра периодического печатного издания, в котором оно опубликовано, в государственную библиотеку (пункт 1);
обязать ИКМО, а также территориальные избирательные комиссии в Санкт-Петербурге, на которые возложены полномочия ИКМО, осуществлять приём документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты муниципальных советов, с 9 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, в том числе в выходные дни, при этом обеспечить возможность всем лицам, явившимся в ИКМО для предоставления указанных документов, подать их в тот же день, для чего, в случае необходимости, организовать работу за пределами нормальной продолжительности рабочего дня (пункт 2) (том 2, л.д.164-170).
Указанное решение доведено до сведения избирательных комиссий муниципальных образований, в том числе избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское (том 2, л.д.246).
18 июня 2019 года в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию поступила жалоба Багрова Ю.Д. о признании незаконным действий муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское, выразившихся в неопубликовании решения муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское о назначении выборов, признании незаконными действий избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское в связи с неинформированием Санкт-Петербургской избирательной комиссии о назначении выборов (том 1, л.д.33-38).
Санкт-Петербургской избирательной комиссией 27 июня 2019 года принято решение № 105-50 «О жалобе Багрова Ю.Д.», которым комиссия решила:
установить, что решение МС МО Сергиевское №22-1 от 10 июня 2019 года «О назначении выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское шестого созыва» доведено до общего сведения (обнародовано) 25 июня 2019 года (пункт 1);
обязать ИКМО Сергиевское осуществлять приём документов для выдвижения и регистрации кандидатов в период с 26 июня 2019 года – со дня, следующего за днём обнародования решения МС МО Сергиевское №22-1 от 10 июня 2019 года «О назначении даты выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское шестого созыва» в течение срока, установленного законом, по 15 июля 2019 года (пункт 2);
обязать ИКМО Сергиевское осуществлять приём документов, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты МС МО Сергиевское по адресу, сведения о котором представлены в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию: Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д.131, корп.1, с 9 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, в том числе в выходные дни, при этом обеспечить возможность всем лицам, явившимся в ИКМО Сергиевское для предоставления указанных документов, подать их в тот же день, для чего, в случае необходимости, организовать работу за пределами нормальной продолжительности рабочего дня (пункт 3).
Указанное решение 28 июня 2019 года направлено на адрес электронной почты избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское: 16.kom@list.ru (том 1, л.д.39).
Вступившим в законную силу 9 июля 2019 года решением Санкт-Петербургского городского суда от 2 июля 2019 года по административному делу №3а-121/2019 отказано в удовлетворении административного искового заявления избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27 июня 2019 года № 105-50 «О жалобе Багрова Ю.Д.» (административное дело № 3а-121/2019, л.д.234-241).
Данным судебным актом установлено, что копия решения муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Сергиевское от 10 июня 2019 года №22-1 «О назначении выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское шестого созыва», а также № 062 (249) газеты «Муниципальное образование Муниципальный округ Сергиевское» от 10 июня 2019 года, содержащей публикацию решения о назначении выборов, поступили в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию только 25 июня 2019 года; факт обнародования решения о назначении выборов ранее этой даты не подтверждён; доказательств доведения до общего сведения информации о принятии данного решения иным способом, отвечающим критериям допустимости и достаточности, не представлено; равно, как и не представлено доказательств размещения копии решения на сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как это предусмотрено пунктом 7 статьи 42 устава данного муниципального образования.
Таким образом, судом подтверждена правильность установления Санкт-Петербургской избирательной комиссией даты доведения до общего сведения решения о назначении выборов от 10 июня 2019 года №22/1: 25 июня 2019 года; правомерность возложения обязанности на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское осуществления приёма документов для выдвижения и регистрации кандидатов в период с 26 июня 2019 года по 15 июля 2019 года.
28 июня 2019 года Санкт-Петербургское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России обратилось с письмом к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Лаврову О.Л., в котором изложены доводы о создании со стороны ИКМО Сергиевское препятствий для подачи кандидатами документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидатами (том 1, л.д.73-74).
Данное письмо направлено депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Лавровым О.Л. в адрес председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии с целью организации и проведения проверки доводов заявителей и обеспечения возможности выдвижения и регистрации кандидатов (том 1, л.д.72), которое поступило адресату 1 июля 2019 года.
30 июня 2019 года от Боковина Ю.В., Наумова П.Г. в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию поступили жалобы на незаконные действия ИКМО Сергиевское по ограничению доступа в помещение ИКМО в установленные часы работы для подачи документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидатов (том 1, л.д.46-47, 69-72).
Аналогичная жалоба, поданная Кумановским Д.В., 1 июля 2019 года направлена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в адрес Санкт-Петербургской избирательной комиссии для рассмотрения по существу (том 1, л.д.48-51).
Также в эту же дату в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию поступила тождественная жалоба от Боковина Ю.В., Смирнова В.Б., Третьяковой М.А., Колесниковой Е.Н. (том 1, л.д.52-54), к которой приложен акт от 1 июля 2019 года.
Из данного акта следует, что приём документов избирательной комиссией не осуществляется; помещение, где ранее она располагалась, закрыто (том 1, л.д.55); приложены фото- и видеоматериалы (том 1, л.д.58-59).
3 июля 2019 года в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию поступила жалоба от Боковина Ю.В., Смирнова В.Б., Третьяковой И.А., Понежа С.В., Гороновского М.В., Бутко В.А., в которой изложены доводы о том, что ИКМО Сергиевское не ведёт приём кандидатов (том 1, л.д.60-62). К жалобе приложен акт от 3 июля 2019 года, подтверждающий данное обстоятельство (том 1, л.д.63-64), а также фотоматериалы (том 1, л.д.65-68).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 июля 2019 года №110-8 «О жалобах Боковина Ю.В., Бутко В.А., Гороновского М.В., Колесникова Е.Н., Кумановского Д.В., Наумова П.Г., Третьяковой И.А., Понежа С.В., Смирнова В.Б., Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» постановлено:
признать незаконным бездействие ИКМО Сергиевское, выразившееся в неисполнении обязанности по приёму документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидатов (пункт 1);
обязать ИКМО Сергиевское принять документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидатов в депутаты МС МО Сергиевское шестого созыва, у Боковина Ю.В., Бутко В.А., Гороновского М.В., Колесникова Е.Н., Кумановского Д.В., Наумова П.Г., Третьяковой И.А., Понежа С.В., Смирнова В.Б., а также у Грамотеевой А.А., Дмитриева А.В., Жигаревич Е.М., Ененкова Е.В., Ковардо А.В., Кулиш П.П., Мелентьева К.Г., Сухопяткина О.Г., Устименко А.Д., Цапко Д.А., выдвинутых Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» в срок не позднее 16 часов 00 минут 9 июля 2019 года (пункт 2) (том 1, л.д.40-43).
Этим решением установлено, что все заявители, обратившиеся в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию, не смогли подать в ИКМО Сергиевское документы, необходимые для выдвижения кандидатов; ИКМО Сергиевское не обеспечила кандидатам возможность представить документы, необходимые для выдвижения кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское шестого созыва
В судебном порядке указанное решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии не обжаловано.
Согласно сведениям, внесённым в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы» и размещённым на официальном сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документы у кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское Боковина Ю.В., Бутко В.А., Колесникова Е.Н., Кумановского Д.В., Наумова П.Г., Третьяковой И.А., Смирнова В.Б., а также у Грамотеевой А.А., Дмитриева А.В., Жигаревич Е.М., Ененкова Е.В., Ковардо А.В., Кулиш П.П., Мелентьева К.Г., Сухопяткина О.Г., Устименко А.Д., Цапко Д.А., не были приняты избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское.
Постановлением вр.и.о. мирового судьи судебного участка №32 Санкт-Петербурга мирового судьи судебного участка №33 Санкт-Петербурга от 26 июля 2019 года по делу об административном правонарушении №5-492/2019-32 председатель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское, действующий на постоянной основе, Элконина Е.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 5.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума); Элкониной Е.Л. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей (том 1, л.д.75-80).
Данным постановлением мирового судьи установлен факт неисполнения председателем ИКМО Сергиевское решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 июля 2019 года №110-8 «О жалобах Боковина Ю.В., Бутко В.А., Гороновского М.В., Колесникова Е.Н., Кумановского Д.В., Наумова П.Г., Третьяковой И.А., Понежа С.В., Смирнова В.Б., Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» в части приёма избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское по месту нахождения ИКМО по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, проспект Энгельса, д.131, корп.1, в срок не позднее 16 часов 00 минут 9 июля 2019 года документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское шестого созыва у Боковина Ю.В., Бутко В.А., Гороновского М.В., Колесникова Е.Н., Кумановского Д.В., Наумова П.Г., Третьяковой И.А., Понежа С.В., Смирнова В.Б., а также у Грамотеевой А.А., Дмитриева А.В., Жигаревич Е.М., Ененкова Е.В., Ковардо А.В., Кулиш П.П., Мелентьева К.Г., Сухопяткина О.Г., Устименко А.Д., Цапко Д.А., выдвинутых Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» (том 1, л.д.75-80).
Решением судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 20 августа 2019 года, принятого в рамках апелляционного производства №12-687/2019, подтверждена законность и обоснованность постановления вр.и.о. мирового судьи судебного участка №32 Санкт-Петербурга мирового судьи судебного участка №33 Санкт-Петербурга от 26 июля 2019 года по делу об административном правонарушении №5-492/2019-32.
На основании постановления вр.и.о. мирового судьи судебного участка №32 Санкт-Петербурга - мирового судьи судебного участка №33 Санкт-Петербурга от 26 июля 2019 года, принятого по результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях №5-490/2019-32, председатель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское, действующий на постоянной основе, Элконина Е.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 5.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума); Элкониной Е.Л. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей (том 1, л.д.81-85).
Этим постановлением установлен факт несвоевременного представления в Территориальную избирательную комиссию №10 Санкт-Петербурга для последующего направления в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию заверенных копий первоочередных документов (решения от 10 июня 2019 года №22/1 «О назначении выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское шестого созыва», а также № 062 (249) газеты «Муниципальное образование Муниципальный округ Сергиевское» от 10 июня 2019 года, содержащей публикацию решения о назначении выборов); данные документы поступили в Территориальную избирательную комиссию №10 Санкт-Петербурга частично 20 июня 2019 года, частично 24 июня 2019 года; подтверждён факт неисполнения требований подпункта 1.1 Решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11 июня 2019 года №101-9 «О первоочередных документах, связанных с выборами депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга шестого созыва, заверенные копии которых необходимо незамедлительно представить в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию» (том 1, л.д.81-85).
Решением судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга по делу №12-686/2019 (номер дела в суде первой инстанции №5-490/2019-32), принятым 20 августа 2019 года, постановление вр.и.о. мирового судьи судебного участка №32 Санкт-Петербурга - мирового судьи судебного участка №33 Санкт-Петербурга от 26 июля 2019 года в отношении Элкониной Е.Л. оставлено без изменения, жалоба Элкониной Е.Л. - без удовлетворения (том 1, л.д.86-90).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 24 октября 2019 года №158-2 «О мерах по усилению контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» постановлено, среди прочего: признать неудовлетворительной работу ИКМО Сергиевское по подготовке и проведению выборов депутатов муниципального совета (пункт 1);
обратиться в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о расформировании ИКМО Сергиевское в связи с неисполнением указанным ИКМО решений Санкт-Петербургской избирательной комиссии, принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 2) (том 1, л.д.95-110).
Санкт-Петербургская избирательная комиссия обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением (том 1, л.д.1-9), в котором, уточнив основания заявленного иска (том 2, л.д.200-208), ссылаясь на подпункт «б» пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», просит расформировать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское не исполнены вышеупомянутые решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11 июня 2019 года №101-9, от 22 июня 2019 года № 103-14, от 27 июня 2019 года № 105-50, от 6 июля 2019 года №110-8.
Представитель административного истца, Санкт-Петербургской избирательной комиссии Зацепа О.О., действующий на основании доверенности от 19 марта 2019 года, в судебное заседание явился, на удовлетворении административного искового заявления настаивает.
В судебное заседание представители административного ответчика, избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское Кадников А.А., действующий на основании доверенности от <дата>, адвокат Соколова С.Ф., действующая на основании доверенности от <дата> и ордера от <дата>, представляющие также интересы заинтересованного лица, муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское на основании доверенностей от <дата>, явились, заявленные требования полагают не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованные лица, Иванова Л.А., Кадников А.А., Соколова С.Ф. в судебное заседание явились, требования административного искового заявления находят необоснованными, указав, что приём документов от кандидатов избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское осуществлялся до 18 часов 00 минут.
В судебное заседание заинтересованное лицо Соколова А.К., являющаяся членом избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское с правом решающего голоса, явилась, заявленные Санкт-Петербургской избирательной комиссией требования полагает обоснованными, ссылаясь на то, что имелись нарушения в деятельности избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское; при этом виновных действий с её стороны не имеется, так как на протяжении всего периода избирательной кампании право на участие в работе избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Сергиевское реализовать не смогла; её не извещали о проведении очередных и внеочередных заседаний комиссии.
Заинтересованные лица Шляхтин И.В., Максименко В.Н., Жоров И.Н., Зверева А.А. в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (том 3, л.д.12-128); в судебном заседании интересы Жорова И.Н. и Зверевой А.А. представляет Кадников А.А., действующий на основании доверенностей от <дата>, который в судебное заседание явился, просит в удовлетворении иска отказать.
От заинтересованного лица Шляхтина И.В. в Санкт-Петербургский городской суд поступило заявление, в котором он сообщил о своей осведомлённости о настоящем административном деле и невозможности явки в судебное заседание ввиду состояния здоровья (том 3, л.д.139-141).
В связи с надлежащим извещением участвующих в деле лиц, не явившихся в судебное заседание, принимая во внимание, что заинтересованные лица Жоров И.Н., Зверева А.А. доверили ведение дела своему представителю, суд счёл возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заключение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, поступившее в адрес Санкт-Петербургского городского суда 27 ноября 2019 года, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд считает, что имеются достаточные основания для удовлетворения административного искового заявления.
Статьёй 12 Конституции Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Порядок формирования и организации работы избирательных комиссий в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в систему избирательных комиссий входят:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
участковые комиссии.
В данной правовой норме система избирательных комиссий выстроена от вышестоящей к нижестоящей.
В этой же статье определён статус каждой избирательной комиссии.
Так, пунктом 10 статьи 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации предусмотрено, что решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах её компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
В силу пункта 13 этой же правовой нормы, решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
Подпунктами «а» и «к» пункта 10 статьи 23 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации к полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации отнесено осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений.
Согласно статье 10 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» при подготовке и проведении выборов действуют следующие избирательные комиссии:
Санкт-Петербургская избирательная комиссия;
территориальные избирательные комиссии;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии (пункт 1).
Пунктом 2 указанной правовой нормы закреплено, что избирательной комиссией, организующей выборы, является избирательная комиссия муниципального образования.
Избирательная комиссия муниципального образования организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов, руководит деятельностью окружных избирательных комиссий и участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов.
Пунктом 9 этой же статьи установлено, что решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах её компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
Из положения пункта 12 приведённой нормы следует, что избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Из Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» следует, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия не включена в систему избирательных комиссий, организующих и обеспечивающих подготовку и проведение муниципальных выборов, и в силу буквального толкования норм права не является вышестоящей избирательной комиссией по отношению к Избирательной комиссии муниципального образования при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления на территории Санкт-Петербурга.
Несмотря на это, утверждать об отсутствии полномочий у Санкт-Петербургской избирательной комиссии принимать мотивированные решения по результатам рассмотрения жалоб на действия, решения (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования по порядку и организации приёма документов о выдвижении и регистрации кандидатов, оснований не имеется.
В пункте 11 статьи 23 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации отдельно от полномочий, изложенных в подпункте «к» пункта 10 указанной статьи, содержится норма, обязывающая избирательные комиссии субъектов Российской Федерации рассматривать жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий города федерального значения и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона.
При этом в данной норме, в отличие от нормы, содержащейся в подпункте «к» пункта 10 статьи 23 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, законодатель не указал статус этих избирательных комиссий по отношению друг к другу при проведении выборов в органы местного самоуправления.
Пунктом 7 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации предусмотрено, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или её должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. При этом избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 6 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации устанавливается, что решения комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года №587-95 «О Санкт-Петербургской избирательной комиссии» комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов муниципальных советов, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, референдума Санкт-Петербурга, местного референдума в Санкт-Петербурге:
осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1);
обеспечивает на территории Санкт-Петербурга реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов (подпункт 3);
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт 18);
рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 18-1).
Проанализировав приведённые правовые предписания федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия при проведении выборов в органы местного самоуправления обязана рассматривать в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований, в том числе при осуществлении ими обязанностей окружных избирательных комиссий; принятые при этом решения являются обязательными для исполнения избирательными комиссиями муниципальных образований, которые, в свою очередь, обязаны рассматривать по существу жалобы на действия нижестоящих избирательных комиссий.
Право выбора, какое именно решение должна принять избирательная комиссия субъекта федерации, законом предоставлено самой избирательной комиссии, рассматривающей жалобу.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, комиссия может быть расформирована судом соответственной подсудности, установленной пунктом 2 статьи 75 настоящего Федерального закона, в случае неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона.
С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, а с заявлением о расформировании избирательной комиссии поселения также соответствующая избирательная комиссия муниципального района (пункт 4 статьи 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Материалами административного дела подтверждается, что вышеупомянутыми решениями Санкт-Петербургской избирательной комиссии, принятыми по жалобам граждан, региональных отделений политических партий на нарушения в области избирательного законодательства, приняты решения, возлагающие на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское определённые обязанности, в том числе, и по устранению допущенных нарушений избирательного закеонодательства.
Доводы, изложенные в жалобах, о создании препятствий со стороны избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское, для подачи документов о согласии баллотироваться и для регистрации в качестве кандидатов в депутаты в указанный представительный орган местного самоуправления, признаются судом обоснованными, исходя из следующего.
Неисполнение председателем избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11 июня 2019 года №101-9 установлена в вышеупомянутом постановлении вр.и.о. мирового судьи судебного участка №32 Санкт-Петербурга - мирового судьи судебного участка №33 Санкт-Петербурга от 26 июля 2019 года, принятого по результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях №5-490/2019-32, решении судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга по делу №12-686/2019 от 20 августа 2019 года.
Факт неисполнения этого решения подтверждён и решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27 июня 2019 года № 105-50 «О жалобе Багрова Ю.Д.».
При этом законность и обоснованность решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27 июня 2019 года № 105-50 «О жалобе Багрова Ю.Д.» проверена в судебном порядке, что подтверждается вступившим в законную силу 9 июля 2019 года решением Санкт-Петербургского городского суда от 2 июля 2019 года по административному делу №3а-121/2019.
Таким образом, требования об обеспечении возможности всем лицам, явившимся в ИКМО Сергиевское для подачи документов о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, подать их в день явки, для чего в случае необходимости организовать работу за пределами нормальной продолжительности рабочего дня, избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское не исполнены.
Уважительных причин, по которым решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27 июня 2019 года № 105-50 не могло быть исполнено избирательной комиссией муниципального образования, в ходе судебного разбирательства также не установлено.
Факт неисполнения решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 июля 2019 года №110-8 «О жалобах Боковина Ю.В., Бутко В.А., Гороновского М.В., Колесникова Е.Н., Кумановского Д.В., Наумова П.Г., Третьяковой И.А., Понежа С.В., Смирнова В.Б., Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», подтверждён вышеупомянутым постановлением вр.и.о. мирового судьи судебного участка №32 Санкт-Петербурга мировым судьёй судебного участка №33 Санкт-Петербурга 26 июля 2019 года по делу об административном правонарушении №5-492/2019-32, решением судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 20 августа 2019 года, принятого в рамках апелляционного производства №12-687/2019.
Неисполнение решения от 6 июля 2019 года №110-8 подтверждается и отсутствием внесённых в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы» и размещённых на официальном сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о принятии избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское документов у кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское Боковина Ю.В., Бутко В.А., Колесникова Е.Н., Кумановского Д.В., Наумова П.Г., Третьяковой И.А., Смирнова В.Б., а также у Грамотеевой А.А., Дмитриева А.В., Жигаревич Е.М., Ененкова Е.В., Ковардо А.В., Кулиш П.П., Мелентьева К.Г., Сухопяткина О.Г., Устименко А.Д., Цапко Д.А.
Кроме того, это же обстоятельство следует и из решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 24 октября 2019 года №158-2, пунктом 1 которого постановлено признать неудовлетворительной работу ИКМО Сергиевское по подготовке и проведению выборов депутатов муниципального совета, а также из составленных актов (том 2, л.д. 210-212, том 3, л.д.169-174), в том числе с участием представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское, проигнорировав положения пункта 10 статьи 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации об обязательности решений вышестоящей комиссии, не исполнила данные ей вышестоящей избирательной комиссией предписания, направленные на соблюдение избирательных прав и права на участие в референдуме жителей г.Санкт-Петербурга; уклонилась от совершения действий, перечисленных в решениях, принятых в её адрес.
Уважительных причин, по которым решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии не могли быть исполнены избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское, ни по одному из решений в ходе судебного разбирательства не установлено.
В то же время, принятые Санкт-Петербургской избирательной комиссией решения, не исполненные административным ответчиком, фактически были направлены на дифференцированное и разумное восстановление нарушенных избирательных прав граждан: потенциальных кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское.
Суд учитывает, что из положений пунктов 22, 23, 24 статьи 2, статьи 20, подпунктов «а» и «к» пункта 10, пункта 11 статьи 23, пунктов 6, 7 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» следует, что избирательная комиссия субъекта федерации наделена полномочиями по осуществлению мероприятий по оптимизации организации проведения выборов в органы местного самоуправления; при этом такая организационная процедура может быть реализована в установленной законом форме и её осуществление зависит от признания избирательной комиссией субъекта федерации обоснованными доводов, изложенных в обращениях субъектов избирательного процесса; а потому, требования Санкт-Петербургской избирательной комиссии о корректировке установленного избирательной комиссией муниципального образования её режима работы, порядка организации и приёма документов о выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты муниципального совета, а также иные процедурные вопросы, имеющие своей целью устранение нарушений в действиях избирательной комиссии требований избирательного законодательства, не могут быть признаны несоответствующими действующему законодательству.
Суд принимает во внимание показания допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей Боковина Ю.В., Третьяковой И.А., Смирнова М.Д., которые пояснили, что в период, не позднее 1 июля 2019 года, по 15 июля 2019 года, ежедневно с момента начала работы избирательной комиссии прибывали для подачи заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское; около помещения избирательной комиссии было организовано дежурство кандидатов в период всего времени приёма, а также членов Центральной избирательной комиссии РФ; около входа в избирательную комиссию на протяжении всего периода имелась многочисленная очередь; приём документов избирательной комиссией осуществлялся по различным адресам, на каждом из которых имелась очередь из кандидатов.
Аналогичные показания даны суду свидетелем Черезовым А.В., занимающим в настоящее время должность заместителя главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, их заинтересованность в исходе настоящего дела не установлена.
Поскольку материалами дела подтверждается неисполнение избирательной комиссией муниципального образования решений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации от 27 июня 2019 года «О жалобе Багрова Ю.Д.», от 6 июля 2019 года № 110-8 «О жалобах Боковина Ю.В., Бутко В.А., Гороновского М.В., Колесникова Е.Н., Кумановского Д.В., Наумова П.Г., Третьяковой И.А., Понежа С.В., Смирнова В.Б., Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, являющихся обязательными для их исполнения в силу подпункта «б» пункта 1 статьи 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; при этом отсутствуют доказательства уважительности причин неисполнения и невозможности исполнения этих решений; имеются достаточные основания для расформирования избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское.
Доводы административного ответчика, что привлечение председателя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское Е.Л. Элкониной к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключает возможность последующего расформирования избирательной комиссии в случае неисполнения последней решений избирательной комиссии субъекта федерации, являются несостоятельными.
Факт привлечения к административной ответственности в данном случае не влечёт за собой невозможности расформирования комиссии, поскольку расформирование комиссии на основании подпункта «б» пункта 1 статьи 31 Федерального закона является самостоятельной мерой ответственности коллегиального органа, направленной, в том числе, на обеспечение реализации избирательных прав граждан.
Суд критически относится к представленному административным ответчиком реестру кандидатов в депутаты, принятых избирательной комиссией после 1 июля 2019 года, поскольку этот реестр противоречит показаниям допрошенных судом свидетелей, а также многочисленным жалобам кандидатов в депутаты данного представительного органа местного самоуправления, направленных в различные органы, из которых следует, что приём кандидатов в депутаты в указанный период времени избирательной комиссией муниципального образования не производился, либо принималось незначительное количество граждан, стоявших в очереди.
Кроме того, избирательная комиссия муниципального образования не представила суду доказательств принятия решения, которым были внесены изменения в ранее принятое решение от 10 июня 2019 года №02-14 «О режиме работы избирательных комиссий при проведении выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское шестого созыва» в части установления режима работы в период с 1 июля 2019 года по 15 июля 2019 года (том 3, л.д.70-71).
Суд также учитывает, что основанием данного административного иска является неисполнение избирательной комиссией муниципального образования решений Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27 июня 2019 года и от 6 июля 2019 года № 110-8, принятых по жалобам кандидатов в депутаты в порядке пункта 7 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а не иных решений избирательной комиссии субъекта.
Оценивая довод заинтересованного лица Соколовой А.К., суд полагает установленным факт отсутствия её вины за допущенное избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское нарушение. Участия в деятельности избирательной комиссии муниципального образования Соколова А.К. по независящим от неё обстоятельствам в период избирательной кампании не принимала, что не опровергнуто и подтверждено секретарём избирательной комиссии в судебном заседании.
Является подтверждённым и факт отсутствия вины Максименко В.Н. в допущенном избирательной комиссией муниципального образования нарушении, поскольку данный член комиссии назначен 5 сентября 2019 года, т.е. после имевших место ранее нарушениях.
Виновное бездействие со стороны Шляхтина И.В., избранного председателем избирательной комиссии внутригородского муниципального образования муниципальный округ Сергиевское 5 сентября 2019 года, материалами дела не подтверждается ввиду нетрудоспособности данного члена избирательной комиссии в период неисполнения избирательной комиссией поименованных выше решений.
Срок на обращение в суд с административным иском о расформировании комиссии, предусмотренный пунктом 5 статьи 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, пунктом 1 части 6 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом соблюдён, поскольку отчёт о поступлении и расходовании средств бюджета МО МО Сергиевское, выделенных избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Сергиевское шестого созыва направлен в данный представительный орган местного самоуправления 18 октября 2019 года (том 2, л.д.179).
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Санкт-Петербургской избирательной комиссии – удовлетворить.
Расформировать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сергиевское.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: